НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Сапер Сергей Оснач

Сергей Михайлович Оснач родился 29 января 1966 года в городе Болотное Новосибирской области.
Он один из семи жителей Болотнинского района, погибших в 1980-1988 годах в Афганистане.
 Служил в 68-ом Тахта-Базарском погранотряде КСАПО (Краснознаменного Среднеазиатского Пограничного Округа) ПВ КГБ, сапер инженерно-саперного взвода мотоманевренной группы (ММГ) Карези-Ильяс.
В 2011 году родственники Сергея Оснача передали в Болотнинский районный историко-краеведческий музей несколько документов и фотографий, связанных с биографией и подробностями гибели нашего земляка. Часть фотодокументов и воспоминания бывшего сослуживца Оснача Сергея Аристова, дополнившие информацию, имевшуюся в музее, были обнаружены на одном из форумов в интернете, посвященном 68-му Тахта-Базарскому ПогО.
По воспоминаниям соседей и педагогов, Сергей Оснач рос спокойным и молчаливым ребенком. Любил работать в школьной теплице, выращивал помидоры и цветы, по общему мнению учителей, мог стать хорошим садоводом.
Закончил 8 классов в средней школе № 2 города Болотное.
По окончании средней школы поступил в СПТУ-59 города Юрга Кемеровской области, в котором получил специальности слесарь-сантехник и газоэлектросварщик.
До призыва в армию работал в Болотнинском вагонном депо и на Юргинском абразивном заводе.
31 октября 1984 года Юргинским ГВК Кемеровской области был призван на действительную военную службу в Тихоокеанский пограничный округ, которую, по сведениям писателя Анатолия Смирнова, опубликованным в 2014 году в эссе «Девятая мина» в журнале «Сибирские огни», Оснач начал в учебном центре в селе Камень-Рыболов на берегу озера Ханка. После прохождения учебного курса был зачислен в инженерно-саперную роту сапером.
В марте 1985 года в КТПО на базе 69-го Ханкайского пограничного отряда была сформирована мотоманевренная группа для выполнения боевых задач в Республике Афганистан. Сергей был зачислен в мангруппу сапером в инженерно-саперный взвод. 18 апреля 1985 года на участке первой заставы «Зульфагар» Тахта-Базарского пограничного отряда Тихоокеанская мангруппа пересекла границу и вошла в кишлак Карези-Ильяс, сменив на этом посту Забайкальскую ММГ. После проведения операции в районе Чашмайи-Инджир, для перекрытия ирано-афганской границы от ММГ Карези-Ильяс, на высоте 712 возле погранпоста Шаршари в провинции Герат был выставлен пост. Сергей в составе сводной заставы нес службу на этом посту.
По сведениям Анатолия Смирнова, на новом месте службы Оснач участвовал в ликвидации формирования Башира на направлении Чахи-Аб – Рустак и в Ташкурганской операции. За время службы обнаружил и уничтожил восемь взрывных устройств.
5 октября 1985 года группа, возглавляемая А.Карпасовым, в которую входил Оснач, двигалась на БТР № 356 и ЗИЛ-131 с точки в кишлак Нехальшани для пополнения запасов воды. В 8 часов 50 минут в районе кишлака Чакав БТР № 356 подорвался на фугасе. Сергей Оснач получил тяжелое ранение, был эвакуирован.
Из воспоминаний Сергея Аристова, водителя ЗИЛ-131 инженерно-саперного взвода: «Шаршари. 5 октября 1985 года, как обычно, наступил очередной день поездки. Ездили в Чакав за продуктами, боеприпасами и дальше в Нехальшани, на колодцы, за водой. Ездили как обычно БТР-356, на нем водитель Щеголев, стрелок Макаров, фельдшер Савастов, сапер Оснач, сапер Дубовник, старшим к-н Карпасов и на ЗИЛ-131 я, Аристов. С точки до дороги спустились нормально, повернули направо и пошли в сторону Чакава. Мимо точки и по старому минному полю, где лежит разорванный БТР, прошли без приключений, саперы как обычно шли впереди и проверяли дорогу. Между Чакавом и Шаршари есть небольшой перевальчик, поднялись на него и перед спуском, эта сторона просматривалась с Чакава, поступила команда на броню. БТР тронулся, повернул направо и пошел вниз, я только начал движение, и в это время сильный взрыв. Не знаю, как такое может быть, но у меня перед глазами прошло замедленное кино, все происходило очень медленно. БТР от взрыва встал почти на дыбы, развернулся на 90 градусов и упал, развороченной мордой на горку, поперек дороги. Все кто были на нем, медленно сыпались сверху на землю. Я пришел в себя, если можно так сказать, сижу в машине и давлю на педаль тормоза. Очнулся, схватил автомат и к БТРу, а в голове, хоть бы не засада, а то один в поле не воин. Подбежал к БТРу, Оснач лежал справа, у него не было сапог, и ноги были аж черные и распухшие, все досталось ему, я подбежал к нему, посмотрел, он был жив. Я пошел к БТРу, слева от БТРа лежал Макаров, справа сидел Савастов и держался руками за голову, я ему сказал, что Оснач совсем плох, нужна помощь, и Савастов пошел к нему. Рядом лежал Карпасов и говорил что что-то со спиной, я взял какую-то седушку с земли и положил ему под голову, сказал чтобы он пошевелил ногами, вроде все в порядке. Дубовик схватил щуп и со словами, мины, мины, пошел по дороге, проверяя ее. Стою, а в голове мысли, почему пятеро, должно быть шесть человек, и тут дошло, водителя БТР не вижу нигде. Залез на броню, а он сидит внутри стонет, все лицо в крови, сильно разбито. Как я понял, он, вылетая, зацепился за что-то, и назад вовнутрь влетая, разбил лицо и насадил ногу на рычаг скоростей, но это я увидел позже. Попытался тащить его через люк вверх, но он начинал кричать, что-то не давало. Позвал Макарова, он залез на верх, а я через пробоину вовнутрь БТРа, там и увидел что нога проткнута и поэтому не получалось вытянуть Щеголева. Снял ногу с рычага и с Макаровым вытащили водилу, положили на землю. Вкололи ему обезболивающее и забинтовали лицо. В это время, в сторону Чашмы, пролетали вертушки, я забежал на горку и махал бинтами, думал, увидят помогут. Но они пролетели туда, и потом обратно и сели на Чакаве. Тут мы услышали рев БМП, это с Чакава на прямую перли к нам, на БМП были врач нач.ман Чакава. Врач начал оказывать помощь. Прилетели вертушки и начали погрузку пострадавших, хотели и меня отправить, но я «отбрехался», не хотелось отметку в военнике. Савастов тоже шланганул, спрятался у меня в машине, но позже его отправили в госпиталь. Вертолеты улетели, пришли саперы с Чакава, зацепили БТР и пошли в мангруппу. Там был подробный допрос, осмотр врача, выдачи кучи таблеток, раз в госпиталь не поехал и дальше все по плану, но уже с Чакавской группой прикрытия. Позже сообщили, что Оснач умер в вертолете, не довезли».
тело Оснача было доставлено в поселок Тахта-Базар (современный Тагтабазар Марыйского велаята Туркмении).
В свидетельстве о смерти от 6 октября 1985 года, выписанном в поселке Тахта-Базар Марыйской области Туркменской ССР сообщалось: «Причина смерти острая кровопотеря в результате закрытой травмы живота с повреждением брюшной аорты. Место смерти ДРА».
В посмертной характеристике Оснача было написано: «Неоднократно участвовал в боевых операциях, рейдах, действовал смело и хладнокровно, обнаруживая и уничтожая взрывные устройства…».
9 октября 1985 года Сергей Оснач был похоронен в Болотном.
За стойкость и мужество, проявленные во время выполнения боевого задания посмертно он был награжден орденом Красной Звезды.
В 1988 году в Болотном именем Оснача была названа улица.
Память о Сергее Осначе также увековечена в музее сибиряков-пограничников, созданном в школе № 88 города Новосибирска.

Дата публикации: 10 Июля 2021

Автор: Евгений Терентьев

Отправитель: Евгений Терентьев

Вам нравится? 17 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...