НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Космическая страничка Коченевского района

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только в прошлом веке, который с уверенностью можно назвать Эпохой Великих космических открытий.
Именно в 20 веке свершилась мечта всего человечества – осуществлен полет человека в Космос, изменивший взгляды скептиков и давший понять, что далекое, неизведанное, загадочное космическое пространство может быть покорено и изучено.
 Говоря о покорении Космоса, нельзя не вспомнить, что в истории и нашего района имеется хоть небольшая, но своя космическая страничка.
Факты космической истории Коченево стали известны благодаря кропотливой краеведческой работе несменного (с 2004 по 2015 год) директора музея Марущак З. Н. Открытие в 2012 году экспозиции «Они летали в Коченевском небе», являющейся символом Коченевского краеведческого музея, несомненно, то же её заслуга.
История Коченевского аэродрома берет свое начало в конце 30-х годов, когда он был построен с целью подготовки летчиков-бомбардировщиков ВВС РККА Новосибирской военной авиашколы, переведенной из г. Красноярска.
В военное время аэродром использовался в целях подготовки летного состава для маршевых авиаполков и летчиков-одиночек для ВВС действующей армии, а так же доведения до установленного ресурса авиатехники и оружия (проведение их первичной эксплуатации и испытаний). Так, с августа 1941 года по май 1945 года на аэродроме подготовлено 1107 летчиков, на фронт каждый год направлялось по 250-290 боевых машин.
С 1946 года на аэродроме проходили летную подготовку курсанты Сталинградского (Сибирского) училища (СВАУЛ). Обучение проводилось на винтовых самолетах Як-9, Як-11, Як-18, а с 1951 года - на реактивных самолетах УТИ МиГ-15.
В 1960 году, в связи с сокращением численности ВВС, училище было ликвидировано. Некоторое время в Коченево базировались самолеты-разведчики ИЛ-12 ВВС СибВО. И в 1961 году аэродром прекратил свое существование.
Так сложилось, что на этом аэродроме в числе курсантов СВАУЛ отрабатывали свои летные навыки Титов Герман Степанович (с 1955 г. по 1957 г.), Попович Павел Романович (1952 г.) и Волынов Борис Валентинович (с 1953 г. по 1955 г.), в последствие вошедшие в первый отряд космонавтов.
Петр Евграфович Плешивых, участник Великой Отечественной войны, житель р. п. Коченево, вспоминал: «В апреле 1944 года я был направлен начальником аэродромно-компрессорной станции в Военное авиационное училище летчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата, которое было расположено в то время в г. Кустанае (Казахстан). В 1955 году училище летчиков-испытателей перебазировалось в Толмачево, а на естественной природной выровненной площадке, между р. п. Коченево и п. Светлый оборудован учебный аэродром. В то время военного городка, сельхозтехники, РАЙПО не было. Не было и улиц Ипподромской, Заводской, Чапаева, Крылова. На площади, где сегодня расположены районный отдел полиции, РДК, находились военные казармы с курсантами. Кто же предполагал, что Герман Титов станет космонавтом?!».
Герман Титов родился в 1935 году в Алтайском крае. Любил поэзию, музыку, играл на нескольких музыкальных инструментах.
Герман был прилежным учеником, учился хорошо. В школе увлёкся техникой. Сначала мальчик заинтересовался работой киноаппарата и не успокоился, пока не понял принципа его работы. Потом собрал самодельный радиоприёмник. Когда наступило время идти в армию, в военкомате попросился в авиацию. В 1955 году Титов окончил 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС в городе Кустанай, а через два года - Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, получив квалификацию «военный лётчик». С 1957 по 1959 годы служил в Ленинградском военном округе, 26-й истребительный авиаполк. За два года службы совершил более 800 полётов на различных самолётах и большое количество парашютных прыжков.
В 1959 году Герману Степановичу предложили принять участие в испытаниях особой секретности. Со всей страны собирали лётчиков для прохождения отбора в отряд космонавтов. Впрочем, слово «космос» открыто не звучало нигде, лётчикам не раскрывали деталей конечной цели отбора, а просто предлагали пройти различные испытания.
Медики, конечно, не могли знать наверняка, с какими трудностями столкнётся космонавт, поэтому критерии отбора были суровыми. Помимо жёстких требований к физическим параметрам и состоянию здоровья, будущим космонавтам приходилось переносить серьёзнейшие перегрузки, в ходе которых некоторые даже теряли сознание.
7 марта 1960 года Герман Степанович Титов был зачислен слушателем-космонавтом. Позже он вошёл в число шестерых кандидатов, которых готовили к первому полёту в космос.
Именно Герман Титов стал дублером Юрия Гагарина, космонавта № 1.
И Гагарин и Титов имели равные шансы стать первыми. Существует несколько версий о том, почему первым стал Юрий Гагарин. По одной из них кандидатуру Титова отклонили из-за «иностранного» имени космонавта. По другой, сам Королёв настоял на отводе: за несколько месяцев до полёта у космонавта умер маленький сын, что не могло не сказаться на его психологическом состоянии. Наконец, третья версия заключается в том, что после первого полёта планировалось совершить суточный полёт. А более крепкий Титов подходил для него больше.
Во время второго полёта предполагалось, что космонавт совершит три-четыре витка вокруг Земли. Медики опасались дать «добро» на более длительный полёт, поскольку было совершенно не ясно, как поведёт себя организм человека в условиях длительного полёта и невесомости. Однако и Королёв и Титов настояли на том, чтобы полёт продлился минимум сутки.
6-7 августа 1961 года Герман Титов пилотировал корабль «Восток-2», сделав 17 витков вокруг Земли. Полёт продолжался 1 сутки 1 час 18 минут. Это был первый в мире космический полёт продолжительностью более суток!
На орбите космонавт дважды управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию. С помощью кинокамеры провёл первую киносъёмку Земли из космоса. На орбите Титов выполнял физические упражнения, делал фотоснимки, ел, работал, спал. Даже… проспал и не смог вовремя выйти на связь. Всё это позволило доказать: человек может работать в космосе.
Герман Титов стал самым молодым космонавтом: на момент полёта ему было всего 25 лет 10 месяцев 25 дней. Он же первым испытал все «прелести» невесомости: на седьмом витке от головокружения и тошноты стало плохо. Некоторое время лежал, закрыв глаза и не двигаясь, но потом продолжил работу.
На Земле Титов подробно рассказал о своих ощущениях, и медики доработали программу подготовки. Появились новые тренажёры и упражнения, благодаря которым следующие космонавты натренировали свой вестибулярный аппарат настолько, что в полёте достаточно легко переносили подобное состояние.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года за осуществление выдающегося полёта в космос на корабле-спутнике «Восток-2» майору Титову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В своей книге Герман Степанович Титов вспоминал: «Январь 1955 года был в Сибири, как обычно, суров морозами... Густой холодный воздух перехватывал дыхание, заледенели щеки и уши, моментально пробрался под полы курсантских шинелей, когда мы, выпускники школы первоначального обучения летчиков, вышли из вагона электрички на одной из станций недалеко от Новосибирска. С чемоданами в руках, вместившими все наши нехитрые солдатские пожитки подгоняемые морозом, направились мы к авиационному городку, где нам предстояло теперь жить, учиться, осваивать очередную ступеньку летного мастерства».
Ценны воспоминания о личном общении с космонавтом жительницы нашего поселка, Отличника просвещения РФ Валентины Петровны Богомоловой (Прохоровой), работающей в то время библиотекарем: «Герман Титов с друзьями были активными читателями. Они очень любили журнал «Техника молодежи», читали, спорили».
Когда официально объявили о полете второго космонавта, для нее это было настоящей сенсацией, а еще она долго не могла поверить, что полет совершил тот самый, её хорошо знакомый, Герман Титов. Позже ей довелось встретиться уже с космонавтом Г. С. Титовым в 1962 году в г. Москве, где она в составе делегации района участвовала в XΙV съезде ВЛКСМ.
Попович Павлу Романовичу и Волынову Борису Валентиновичу удалось побывать в космическом пространстве по два раза, за что каждый из них удостоен звания Героя СССР дважды.
Мы гордимся, что свой путь к звездам они начинали здесь, на нашей земле, а их имена навсегда вошли в историю Коченевского района.
В октябре 2019 года в рабочем поселке Коченево открыт музей авиации и космонавтики имени Германа Титова.
17 апреля 2021 года  в торжественном открытии памятника второму космонавту в мире, совершившему длительный полет Г. С. Титову, приняли участие почетные гости, в том числе дочь космотнавтна – Татьяна Титова, Герой Советского Союза летчик–космонавт А. Арцебарский.
История продолжается. Космическя страничка Коченевского района пишется …..


Дата публикации: 01 Июня 2021

Автор: Марина Смирнова


Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...