НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Времена не выбирают, в них живут … (Васильева Раиса Михайловна)

 «Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное - не потеряться в нем, а суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.
  1974 год. В далёком сибирском селе Верх-Красноярка Северного района - новость. Приехала молодая учительница в нашу любимую школу! Мы, восьмиклассники, захотели посмотреть на неё. Собрались мы втроём и пришли в гости к молодой учительнице, которая должна нас учить. Вошли, поздоровались, посмотрели и ушли.
  А с 1 сентября 1974 года Раиса Михайловна Овчарова стала учить нас русскому языку и литературе. Два года пролетели, Раиса Михайловна дала напутствие для меня, чтобы я поступила в НГПИ. С лёгкой её руки я стала учителем-филологом. С тех пор прошло 47 лет.
  Каков же путь моей учительницы русского языка и литературы?
  Овчарова Раиса Михайловна родилась 24 января 1953 года, в середине XX века, в селе Хуторцы Белгородской области. В 1960 году пошла в первый класс Хуторской начальной школы. Её первая учительница - Евдокия Ивановна Чеботарёва, человек, который открыл дорожку в мир новых знаний и необычных впечатлений.
Первая учительница – особенный педагог в жизни маленькой ученицы, который помог ей освоить ранее неведомый для неё жизненный опыт. Первая учительница взяла её за руку и повела в новый и незнакомый мир —  мир знаний, способностей, достижений, общения. От Евдокии Ивановны зависело, сможет ли ребёнок проявить свои таланты, научиться общаться, преодолевать препятствия, обучаться. Начальная школа с успехом пройдена.
  С 1964 по 1968 год обучалась в Ново-Слободской (Красногвардейской) восьмилетней школе.
  Впечатляющими в подростковом возрасте были экскурсионные поездки по таким городам, как Белгород, Харьков, Воронеж, Нижнедевицк; на место знаменитых археологических раскопок - в село Костёнки; на родину генерала Ватутина. Их поездки организовывал директор школы Иван Павлович Кушнарёв.
  Новый 1967 год Раиса встречала в Крыму во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», куда направлялась как отличница учёбы и общественница (была председателем совета отряда, председателем совета дружины, комсоргом класса и школы и т. д.). Пребывание в «Артеке» раздвинуло мир не только географически: понятия дружбы, коллективизма и творчества приобрели реальное значение. Состояла в отряде юнкоров дружины «Хрустальная» лагеря «Горный», была ведущей дружинной радиогазеты. С друзьями, в том числе, с ребятами из разрушенного землетрясением Ташкента, долго переписывалась, встречалась. С некоторыми из артековцев до сих пор общается по социальным сетям.
В 1970 году девушка окончила среднюю школу в городе Бирюче (тогда – посёлке Красногвардейском).
Больше всего любила уроки истории и литературы. Литературу вёл директор школы Мамонов Василий Власович. Он же приобщал учеников к высокому искусству, организуя экскурсии в Москву, Ленинград, Петергоф, Пушкин и т. д.
  В 1970 году поступила на историко–филологический факультет Тульского государственного педагогического института им. Л. Н. Толстого (ТГПИ.)
На факультете была замечательная традиция: первокурсников привозили в Ясную Поляну, и обучение «литераторов», образно говоря, начиналось с «дерева бедных» (У дома Л. Н.Толстого в Ясной Поляне на протяжении всей жизни писателя рос вяз. Дерево пережило писателя на 60 лет! На скамейке под ним Толстой беседовал с Горьким, Репиным и другими замечательными людьми своего времени. Здесь же по утрам его ждали крестьяне, больные, нищие за подаянием, читатели, странники-богомольцы... С лёгкой руки одного из гостей вяз получил наименование «дерева бедных». Прикреплённый к вязу колокол собирал членов семьи и гостей к столу).
 На старших курсах Раиса сама проводила экскурсии по музею-заповеднику (научный руководитель - Любовь Дробот), являясь выпускницей искусствоведческого отделения так называемого ФОПа (факультета общественных профессий).
  Студенческие годы - особо интересное и продуктивное время.  Для Раисы Михайловны достопримечательности древней Тулы и Тульского края, лекции и семинары Рафаэля Соломоновича Шнейдермана, Татьяны Михайловны Макаровой, Зинаиды Николаевны Великодворской, Галины Ивановны Лубянской, профессора Николаева, преподавателей Сергейчевой, Мошкевича, Галкиной, Левинсона, Париковой, Милонова, занятия по физкультуре у Дейча, а также в бассейне СКА, на стадионе в Кремле, зимний вечерний каток там же; практика в областной больнице и школе №34 у учительницы Людмилы Романовой, поездки в Москву на концерт в Кремлёвский дворец съездов, в Большой театр, в Третьяковскую галерею (в т. ч. в её запасники и библиотеку!); в Некрасовскую библиотеку, в Музей изобразительных искусств им. Пушкина; на консультации по курсовой работе к профессору МГУ (их организовала своим «продвинутым» студенткам Валентине Бирюковой и Раисе Овчаровой научный руководитель и куратор группы Ирина Евгеньевна Гринёва); работа с подлинниками полотен Поленова, художников - передвижников, рукописей Салтыкова-Щедрина в художественном музее Тулы; экскурсии и просто передвижение по улицам города, помнящим Вересаева, Брюсова; выезды «на картошку» и с концертами общеинститутской агитбригады по Тульской области (в т. ч. в тургеневские, лермонтовские места, на родину Жуковского, Бунина); посещение спектаклей драматического театра, выступлений интересных гастролёров (например, Гойко Митича, Клавдии Шульженко, Гелены Великановой), «закрытого» показа «Андрея Рублёва» Тарковского; встреча с министром культуры СССР Е. Фурцевой в Доме офицеров – бывшем Дворянском собрании Тулы, где некогда Л. Н. Толстой на балу увидел Марию Гартунг (дочь А. С. Пушкина) и «списал» с неё портрет Анны Карениной; присутствие на открытии памятника Толстому; посещение Музея космонавтики в Калуге, наконец, постоянное пребывание в учебном корпусе с мемориальными табличками о том, что в нём бывали или учились Лермонтов, Жуковский, братья Николай и Глеб Успенские, Лев Толстой, и, конечно же, демократичное общежитское братство не прошли бесследно.
  На четвёртом курсе Раиса Овчарова обучалась в группе студентов, отобранных для подготовки к управленческой деятельности в сфере образования. После окончания вуза получила направление директором Иваньковской восьмилетней школы Тульской области. Это огорчило её , т. к. хотелось уехать на работу по всесоюзному распределению. Через несколько дней желание осуществилось: выпускники истфила были перераспределены в Сибирь, в т. ч. 15 человек - в Новосибирскую область. Хотя родственники «устроили» место в городской школе Новосибирска, Раиса Овчарова и Раиса Комарова, стоя у географической карты в кабинете зав. облоно Малышевой, выбрали Северный район. И уже на следующий день, обозрев из иллюминатора АН-2 «зелёное море тайги», оказались в Северном. (Тогда для многих считалось делом чести отработать по распределению). Раиса Александровна Комарова выбрала Ново-Троицкую среднюю школу, а Раиса Михайловна Овчарова - Верх-Красноярскую школу Северного района, куда и была направлена сразу же в день прилёта заведующим районо В. М. Груенко учительницей русского языка и литературы.
  В кузове грузовой школьной машины прибыла к месту работы и, как оказалось, к месту более чем двадцатилетней будущей жизни.
  С 1974 по 1996 год Раиса Михайловна работала в Верх-Красноярской средней школе Северного района Новосибирской области: с 1974 по 1978- учительницей русского языка и литературы, затем - организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, заместителем директора по воспитательной работе. Вела также этику и психологию семейной жизни, "мировую художественную культуру".
 Директорами школы в период работы Р. М. Овчаровой, теперь уже Васильевой, были Н. А. Смык и В. И. Васильев, заместителем директора по учебно-воспитательной работе – Т. Г. Врагова, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми – З. Н. Овсянко.
  В 1975 году вступила в брак с Валерием Ивановичем Васильевым. В 1977 году родился сын Александр, который в будущем подарит родителям внука Михаила.
Раиса Михайловна никогда не забывает тех людей, с кем работала или кого учила, и обязательно вспоминает эти фамилии. Своими учителями в профессии и в жизни считает Тамару Георгиевну Врагову (заслуженного учителя РФ) и Валерия Ивановича Васильева. Именно они открыли для Раисы Михайловны многие нюансы методик обучения и межличностных отношений. Благодарна за поддержку и сотрудничество Зинаиде Петровне Багуто, Зинаиде Николаевне Овсянко, Марии Александровне Шатохиной, Виктору Михайловичу Смыку, Ульяне Кузьминичне Маркович, Татьяне Тимофеевне Пучковой, Алексею Меркурьевичу Юдину, Лине Павловне Юревич (зав. районо); младшим коллегам и бывшим ученицам Светлане Александровне Юдиной и Тамаре Александровне Бакун; за дружбу и взаимодействие – Галине Алексеевне Поджунас (Савельевой) и Надежде Егоровне Журавлёвой (Черношвец). С удовольствием вспоминает совместную продолжительную работу с замечательными педагогами Лидией Владимировной Красновой, Галиной Егоровной Маляревич, Татьяной Ивановной Петуховой, Татьяной Анатольевной Сандзюк, Тамарой Николаевной Бридигиной, Любовью Петровной Смык, Антониной Петровной Бухтияровой, Александрой Фёдоровной Соловьёвой, Лидией Андреевной Шаламовой; вспоминает также супругов Данченко, Ольгу Сергеевну и Александра Николаевича, Наталью Егоровну Краваль, Владимира Трифоновича Шишкина, Светлану Евгеньевну Щербакову, Татьяну Александровну Александрову, Елену Викторовну и Андрея Михайловича Маркович, Ирину Николаевну Брацук, Валентину Владимировну Васильеву, Михаила Ефимовича Поджунаса, Геннадия Михайловича Бухтиярова, Михаила Александровича Марковича, Раису Петровну Туровскую, с которыми больше или меньше пришлось поработать в Верх-Красноярской школе.
   Конечно, помнит почти всех своих учеников! Выделить кого-то трудно, потому что все ребята по-своему интересны, и с каждым связаны какие-нибудь эпизоды школьной жизни.
  Впоследствии сама делилась опытом работы, являясь участником и руководителем школьных, межшкольных, районных методических объединений, семинаров, конференций. Выступала на районных, областных и республиканских педагогических чтениях (имеет Диплом 1 степени областных педагогических чтений). Опыт её работы обобщён Новосибирским институтом повышения квалификации учителей (ныне НИПКиПРО). Как и все учителя, вела активную общественную работу, за что поощрялась, кроме прочего, поездками в Польшу и в Сочи.
  Раиса Михайловна – учитель высшей квалификационной категории, учитель-методист, отличник народного просвещения. Награждена многочисленными грамотами районо, облоно, райкома и обкома ВЛКСМ, грамотой Министерства образования РСФСР, нагрудным знаком РФ «Победитель социалистического соревнования 1975 года» и др.
  Не менее, чем официальными поощрениями, Р. М. Васильева гордится отзывами коллег о своей работе. «А ещё мне как завучу и просто как учителю нравилось ходить к ней на уроки. Чтобы получить наслаждение от её знания литературы, умения общаться с учениками, умения говорить» (Т. Г. Врагова).
«Её отличало профессиональное мастерство, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей. Это был уважаемый учитель в школе, в районе, её знали в области. Хорошо владела методикой преподавания своего предмета, к работе относилась творчески. В основе взаимоотношений с обучающимися – учёт психологических особенностей, взаимное уважение, сотрудничество. Повышенный интерес к русскому языку и литературе обеспечивался за счёт индивидуальных и коллективных заданий творческого характера, использования разнообразного дидактического материала, технических средств обучения. Раиса Михайловна проводила прекрасные уроки, на которых параллельно с работой по формированию навыков грамотного письма, по обучению детей выразительному чтению, развивала личностные качества…
  Слагаемые успеха Раисы Михайловны, как заместителя директора школы по воспитательной работе, являлись правильный выбор целей и задач деятельности, изучение и анализ достигнутого, система планирования и организации деятельности детского и педагогического коллективов, эффективный контроль. Умела мотивировать исполнителей на достижение высоких показателей в работе». (Т. И. Петухова)
  С 1996 по 2009 год Р. М. Васильева работала в администрации Северного района Новосибирской области. Сначала заместителем главы администрации по организационной работе и кадрам, затем - управляющим делами; последние пять лет - начальником управления образования.
В 1997 году окончила факультет переподготовки специалистов Сибирской академии государственной службы. Примерно два года, по совместительству, вела факультативные занятия по мировой художественной культуре в Северной средней школе.
  Работая в органах власти, училась у главы территориальной администрации Г. Г. Зырянова, а также у высокопрофессиональных коллег В. П. Жорова, В. В. Долотовой, О. А. Безгиной, Н. А. Макаровой, А. И. Козубца, Э. И. Марченко, Г. Ф. Гламаздиной, Г. Д. Багровой, Л. И. Тишечко, М. Н. Сахаровой и др.
  В годы управленческой деятельности получила почётные грамоты и благодарности Главы района, Губернатора Новосибирской области; награждена медалью Российской Федерации «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» и нагрудным знаком Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года», а также медалью «За вклад в развитие Новосибирской области» (2010г.).
  «Рабочий день втягивает Р. М. Васильеву в своё русло ещё задолго до прихода в кабинет со строгой табличкой на двери: «Управляющий делами территориальной администрации». И неудивительно, потому что круговерть вопросов, ответов, проблем, поток документов не дают расслабиться. Ведь только её должностные обязанности расписаны на четырёх листах. Она вообще наполовину нигде не работает: увлекаться и трудиться с полной самоотдачей: это её жизненное кредо. И знаете, что она считает самым трудным? Очень трудно отказывать людям в их просьбах, нелегко принимать непопулярные решения… А ведь многие из непосвящённых людей при слове «чиновник» представляют себе равнодушного человека, работающего только «по бумажке», - писала об управленческой деятельности Р. Васильевой корреспондент районной «Северной газеты» О. Фёдорова.
С 1994 года Р.М.Васильева пишет стихи. В творчестве тяготеет к философской лирике.
  Отдельные стихотворения и их подборки публиковались в районной «Северной газете», в областной газете «Советская Сибирь», а также, в поэтических сборниках.  В 2013 году вышел персональный поэтический сборник «Неспешно по земле проходит вечность» . Имеет диплом областного департамента культуры за поэтическое творчество, участница и лауреат областных конкурсов и фестивалей поэзии.
  Стихи Р. М. Васильевой читают дети, взрослые, государственные деятели, актёры.
Коллега по работе в Верх-Красноярской средней школе Тамара Георгиевна Врагова,  в книге «Неспешно по земле проходит вечность», а затем и в своем выступлении на презентации сборника сказала:
— Чего греха таить, мы подчас, говоря, собеседника перебиваем, слушая — не слышим. Но только это не про Раису Михайловну. Собеседника она слышит не только умом, но и сердцем.  Я еще раз благодарю судьбу, что мне довелось идти рука об руку с этим человеком. Встречи, которые случаются в настоящее время, это маленькие праздники для меня.
     Вот и прошло почти полвека с первой встречи с Раисой Михайловной Овчаровой до сегодняшнего дня.  Вы остались несравненным авторитетом для всего нашего Северного района и Новосибирской области»!
Мы счастливы, что живём в это время, в этой стране, среди людей, способных на хорошие поступки не только для себя. Времена здесь ни при чем! Их не выбирают!



Дата публикации: 31 Мая 2021

Автор: Раиса Туровская


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...