Увлекает детей своим примером
Чем измерить труд учителя? Количеством лет педагогического стажа? Объемом знаний по предмету или числом учеников, выпущенных из стен школы? А может, количеством уроков или количеством «двоек» и «пятерок», поставленных тем или иным преподавателем?«Измеряйте свой труд улыбками, хвалите детей больше, вселяйте в них веру в свои силы, в будущее. Будьте профессионалами. Увлекайте детей своим примером. Интересуетесь жизнью своих воспитанников! И успех вам обеспечен», - на заре моей юности давала наставления руководительница педпрактики.
Улыбки ей не занимать. Чистой, искренней, доброжелательной. И высокого профессионализма. И стаж у Галины Геннадьевны Соломатиной солидный - 33 года. А для себя я еще отмечаю ее демократизм, умение налаживать контакты с любым человеком, талантливость, необычайное трудолюбие и много других человеческих качеств, так необходимых настоящему учителю.
Родилась Галина Геннадьевна в многодетной семье. Мама ее, Любовь Яковлевна, воспитывала детей одна, без мужа. Учила их честности, порядочности, уважению к людям. И надежды материнские оправдались. Все дети - три дочери и сын - получили достойное образование.
Галя Соломатина с детства мечтала о карьере педагога и в 1974 году поступила в Новосибирский пединститут на факультет иностранных языков. Студенческие годы Галина Геннадьевна вспоминает с улыбкой на устах. Современное здание пединститута тогда только возводилось, и студенты вынуждены были не только «грызть гранит науки», но и в послеобеденное время трудиться на стройке. Но это не омрачало жизни юной студентки. Работать в коллективе было весело. А после работы Галина вместе с подругами организовывала разного рода развлекательные мероприятия: пела, танцевала, играла в самодеятельных спектаклях.
Лекции, семинары, общение с друзьями и любимыми преподавателями, посещение театров, концертов, музеев - все было в городской жизни студентки Щербаковой. Но манило на родину, хотелось побыстрее начать взрослую жизнь, чтобы помогать маме, семье. И хотя Галя все студенчество подрабатывала на разных работах, это было не то. Хотелось заниматься любимым делом, учить детей.
Галина Геннадьевна рассказывает, как они с институтской подругой Лидой Красновой возвращались в Северное после окончания ВУЗа, ехали с дипломами на руках и огромными чемоданами, полными книг по педагогике и словарей по английскому языку. Лето 1979 выдалось дождливым. Автобусы не ходили. Дороги были непроезжими. Бывших студенток, а теперь дипломированных специалистов подобрал на трассе Куйбышев - Северное случайно проезжающий водитель грузовика. «Прыгайте наверх, в кабине уже места нет». Сели девчонки в кузов, укрылись от дождя, чем можно было, и поехали. Не ныли, не переживали. Всю дорогу до Северного строили планы на будущее.
Планы, мечты, желания. Сколько их было в юных головках и душах! Что-то сбылось, а что-то так и осталось мечтой. Но, наверное, человек так устроен: мечты существуют для того, чтобы к ним стремиться, находиться в постоянном движении.
Вечное движение, поиск нового - в технологиях, воспитательных методиках - стало основным принципом педагога Галины Соломатиной в ее работе. Второй и третий принципы - уважение к личности ребенка и честность в отношениях с детьми, коллегами.
За 33 года работы в Северной средней школе в педагогической деятельности Галины Геннадьевны бывало всякое: и сложности, и успехи. Не было лишь скуки. Потому что каждый урок иностранного языка она делает праздником общения с ребенком, используя для этого не только личный опыт и эрудицию, но и опыт детей, подручные материалы (книги, прессу, карты, доску, современные технологии). Галина Геннадьевна сделала много вы-пусков, в нескольких классах была классным руководителем. Она с гордостью называет имена выпускников, которые достигли особых результатов: Слава Кузьменков, Алена Литвякова, Слава Ляхнович, Маша Бирюкова, Лена Пинтусова. Говорит и о том, что 12 человек пошли по ее стопам - выбрали профессию учителя иностранного языка. Е.В. Будько, С.Ю. Чернова, Е.В. Иволина - работают теперь в одном коллективе с Галиной Геннадьевной. К слову сказать, младшая сестра Галины Геннадьевны - Лариса - тоже прекрасный преподаватель иностранного языка, работает в Коб-Кордоне.
Помимо учительской деятельности Галина Геннадьевна занималась еще деятельностью руководящей: много лет исполняла обязанности заместителя по воспитательной работе, отвечала за организацию и проведение всех внеклассных мероприятий в школе. А еще дважды возглавляла педколлектив школы, была его директором.
Быть директором - дело почетное и ответственное. На плечи директора ложится не только моральная ответственность за учебно-методическую работу, но и личная ответственность за жизнь и здоровье детей и сотрудников, материальная ответственность за хозяйство вверенного объекта. С этим и мужчина не всякий справится. А Галина Геннадьевна в первый раз возглавила школу в трудные 90-е. Было невыносимо сложно. Учителям не платили зарплату, не было финансирования учреждений. А в школе протекала крыша, в аварийном состоянии находилось отопление. Дети зимой занимались на уроках в верхней одежде. Что делать? Как быть? Тогда-то и обратилась Галина Соломатина к тогдашнему депутату Госдумы Н.М. Харитонову. Николай Михайлович откликнулся на просьбу коллектива Северной средней школы. Организовал поездку Галины Геннадьевны в Москву. Она побывала на заседании Госдумы, на приеме у министра образования Владимира Филиппова. Рассказала о проблемах школы, и вопрос сдвинулся с места. Кровля и отопление были отремонтированы.
Галина Геннадьевна с благодарностью говорит о людях, которые ей помогли, принимали деятельное участие в решении проблем школы. А также о тех, кто был рядом в те годы: о руководителе района Г.Г. Зырянове, о начальнике РОНО Н.М. Литвякове, о завучах Т.В. Никитиной, Л.А. Погодаевой, Н.Ф. Яровой, учителях школы. Она вспоминает о спонсорах, которые под «честное слово» давали деньги на покупку канцтоваров, на проведение школьных праздников, на премии детям.
Много было в жизни, но если говорить о подведении промежуточного итога, можно сказать: Галина Геннадьевна состоялась как педагог, как человек. Она учитель высшей квалификации, отличник просвещения. Вместе с мужем Василием вырастили двоих детей - дочь Анну и сына Алексея. Участвует в воспитании внуков.
А еще Галина Геннадьевна - творческий человек. На одном из школьных вечеров она сольно исполнила песню, и все поняли, каким прекрасным голосом она обладает. А год назад все наши педагоги прочли в самиздатовском варианте повесть, написанную Галиной Геннадьевной. Повесть эта о любви двух людей - мужчины и женщины, которые жили счастливо и умерли в один день. Почти как святые Петр и Феврония.
Думаю, что это трогательное произведение было написано не случайно. Ведь любовь стала смыслом жизни Галины Соломатиной. Любовь к малой родине, к школе, семье, собственным детям и ученикам, к профессии учителя.
- Комментарии
Загрузка комментариев...