НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Все главное в ее жизни было один раз

Почему-то мне кажется: когда Ломоносов произносил свою знаменитую фразу о том, что «могущество российское прирастать будет Сибирью», он имел в виду не только богатства недр наших, не только красоту и неповторимость природы, но, прежде всего, людей. Сибиряки, с их героическим характером, широтой души, талантливостью и гостеприимством, не раз были объектом вдохновения мастеров слова, кисти, кинокамеры. Много написано о сибиряках, но чаша эта неисчерпаема на открытия, как неисчерпаема Земля наша, величественная и могучая.
Мой рассказ о коренной сибирячке, чей жизненный рубеж приближается к 80-летию, о моей маме Антонине Сергеевне Лавровой.
Самые яркие, важные, значимые воспоминания из детства, конечно, от мамы. Первая нежная песня – мамина песня. Первые представления о звездах и мироздании я получила из маминых уст. Первая прочитанная мной по складам в трехлетнем возрасте книга была прочитана с мамой. Первые уроки красоты и нравственности дала мама (помнишь, мамочка, твою белоснежную гипюровую тончайшую манишку, которую я порезала, чтобы сшить платье кукле? Ты не наказывала, не ругала, просто сказала: «Она у меня одна была…». ( Мне тогда было 5 лет, а стыдно до сих пор…). Первая поездка на новогодний бал – тоже мама. Она на том вечере играла роль Деда Мороза. Первое мое публичное выступление на сцене местного клуба готовила мама, будучи учительницей начальных классов. Я с другими одноклассниками исполняла шуточный танец «Мишка с Куклой». Кстати, об игрушках. Самые мои любимые – зеленый калейдоскоп (помните, такая трубочка с глазком, смотришь туда, поворачиваешь, а внутри – фантастические узоры!) и говорящую куклу «Наташа №2» (так она значилась по реестру), выписанную по почте аж из самой Москвы, подарила мне мама. А еще было обучение всяким домашним премудростям, походы в лес, зимний и летний, поездки-экскурсии в райцентр «Северное», совместные семейные игры, прослушивание радиопередач, просмотры фильмов, чтение книг. И общий труд на благо семьи. И мечтами своими я делилась с мамой. И «первые слезы первой любви» были выплаканы на мамину грудь.
Вспоминаются запахи детства, запахи дома, мамины запахи. Запах борща из чугуна, что стоит на загнетке русской печки, и запах свежеиспеченного пышного хлеба, духов «Красная Москва» и пудры «Кармен» из картонной баночки, запах чернил (потому что мама дома проверяла ученические тетради) и запах типографской краски от книг, лежащих в портфеле у мамы.
  Как много светлых воспоминаний! Но я расскажу о том, какую роль играла песня и в жизни мамы, и в нашей детской жизни. Любовь к песне у мамы от бабушки, Матрёны Исаковны, от неё же - звонкий и высокий голос, который она сохранила до сих пор. Мама всегда пела: дома, на отдыхе, в сельской самодеятельности. И народные песни, и песни советских композиторов. Песни и классическая музыка звучали в доме с записей на виниловых дисках, по радио. Так что можно сказать: мы выросли с песней.
А еще с запасом огромного оптимизма и жизнелюбия, которые в большом изобилии у мамы и в душе, и в поступках. Она никогда не впадает в уныние, всегда веселая, простая. Есть люди, что став взрослыми, получив образование и опыт, достигнув каких-то вершин, становятся важными, напыщенными. А есть другие, которые пройдя большой жизненный путь, став мудрыми, сохраняют до конца дней своих детскость, но не ту детскость на грани инфантильности, а иную – чистоту и непосредственность, невинность помыслов, доброе отношение к миру, бесхитростность и умение искренне прощать и забывать зло, что присуще только детям и очень хорошим людям.
Такой характер у мамы: в душе она не старая бабушка, а смышленая и сообразительная девчонка, способная понять тонкий юмор, порадоваться какому-нибудь пустяковому подарку (и сама их дарит в большом количестве), солнечному дню, новой красивой песне, гостям, нагрянувшим нежданно-негаданно …
Мама моя трудолюбива и очень любит природу. Выращивает на своём огороде множество овощей, цветов, любовно за всем ухаживает.
Когда рассказываешь о человеке, то выражаешь не только свои личные эмоции и впечатления, но прежде всего, говоришь о судьбе этого человека. А судьба мамы очень похожа на судьбы тысяч детей военного времени.
Родилась Тоня Шичкина в 1937 году восьмым ребенком в семье, где было 10 детей. Из воспоминаний об отце, Сергее Петровиче, главное - черно-белое фото, присланное им с фронта. На фото первых дней войны отец в солдатской гимнастерке, в будёновке. Остальные воспоминания отрывочны, фрагментарны. Помнятся руки отца, теплые и жёсткие от вечной крестьянской работы.
… Помнятся проводы на войну. Они всей семьей – дети и взрослые – идут в соседнее село, на центральную усадьбу, по широкой деревенской улице. Идут на призывной пункт. Отец по очереди несет младших на руках. Когда очередь доходит до Тони, отец высоко поднимает ее, невесомую, как пушинку, над головой, потом прижимает к себе, целует, говорит что-то ласковое. А щеки у отца почему-то мокрые-мокрые… Последний эпизод, запавший в душу и память четырехлетней девочки, - мама, Матрена Исаковна, в сером платье, в ситцевом платке, завязанном вокруг головы, упала на грудь отцу, заголосила душераздирающим голосом: «На кого оставляешь?!» Отец тихонько отодвинул маму, сел на подводу с другими добровольцами. И больше его живым никто из наших не видел.
Бабушка моя, Матрена Исаковна, наверно, была духовно очень сильным  человеком, если выдержала огромное горе, пришедшее в ее дом. Проводила на войну четверых – мужа и трех сыновей, встретила одного – старшего сына Ивана. Вместо встречи с мужем и сыновьями Александром и Кузьмой пришли «похоронки»…
Но нужно, необходимо было жить. Ради младших, повзрослевших до поры.
Рассказывать о войне моя мама не любит: слишком больно. Больно вспоминать нищету, голод, бесконечную работу дома и на общественном поприще. Помогали колхозу с детства, как могли, как умели: собирали колоски, работали на посевной, на уборке, на покосе.
А бабушка Матрена Исаковна и старшие братья и сестры работали в колхозе с раннего утра до поздней ночи. А ночью бабушка перешивала на «зингеровской» машинке старую одежонку, чтобы ребятишкам было в чем в школу ходить. Шила не только своим, помогала всем деревенским. Хозяйство, не смотря на трудности, держала большое: двух коров, овец, кур, свиней. Хозяйство большое, а еды никакой: выращенное и полученное с подворья уходило на налоги, на поставки государству. Если от двух коров оставалась кружка-другая молока, в доме был праздник. Выручал огород. На картошке, овощах жили круглый год. Весной, когда запасы заканчивались, собирали первую более-менее съестную траву. Огород размером в целый гектар обрабатывали дружно, всей семьей. И вообще, у каждого были свои обязанности: дом держался на Анне. Охотой и рыбалкой, даже зимой, занимались Антон и Коля. Тоня с младшими летом собирала ягоды, грибы, зимой ездили с Анной в лес за дровами. Лошадей в деревне в то время не было, и подводу с дровами тащила на себе рыжая корова Зорька, «палочка-выручалочка», как говорила бабушка. Безропотную, исполнительную Зорьку любили, поражались ее терпению.
И сами они, дети, взрослые, хоть и терпели многое, а молчали, не жаловались, понимая: тяжело не только им, отдельно взятой семье, тяжело всей стране, всем людям.
Шла война, но никто не отменял детям детство. Правда, игрушек у мамы не было. Вместо куклы – древесная щепочка, завернутая в драное тряпьё. Вместо кукольного домика – старый, ещё довоенной поры, ящик из-под какой-то покупки. И море детской фантазии! Крыша сарая была волшебным царством, где живут принцы и принцессы, зелёная полянка – сказочным садом.
Школьные годы пришлись на время восстановления народного хозяйства. Они прошли под сенью трех школ: Кордоновской начальной, Биазинской средней и Северной средней. (В Северное ходили пешком за 30 километров каждую неделю целых 3 года, когда сгорела школа в Биазе. Потом, после возведения нового здания, опять учились в Биазе).
Первой учительницей была Мария Степановна Любимова, внимательная, заботливая. Первый экзамен за курс начальной школы принимал Евгений Павлович Путин, впоследствии Заслуженный учитель России, воспитавший не одно поколение. Тоню он похвалил: «Молодец, хорошо знаешь материал. Но говорить нужно правильно: не «ён», а «он», не «делають», а «делают». (В маленькой родной деревне Кордон жили выходцы из Белоруссии, поэтому говорили они на белорусском наречии).
Из учителей самые яркие воспоминания оставил о себе Сталь Анатольевич Шмаков (в Северном) и Сергей Иванович Граховский. Два этих талантливых педагога не только прекрасно преподавали, но еще и постоянно удивляли какими-нибудь придумками. Сталь Анатольевич водил детей в походы, Сергей Иванович, впоследствии ставший писателем, находясь в ссылке в Биазе, увлек детей школьным театром и сочинительством песен. Одну из них мама помнит и сейчас:
«Над Тарою боярка зацвела,
И соловьями зазвенело лето…
Окончу я, друзья, учебный год
И в институт с товарищем уеду.
Мы поездами скорыми
Сюда со всех сторон
Вернемся инженерами,
Вернемся трактористами,
Вернемся комбайнерами
В свой Северный район».
Любить свою Родину, место, где прошло твое детство, честно служить людям и выбранной профессии - с этими убеждениями, заложенными школой и семьей, вышла Тоня во взрослую жизнь.
Школу она закончила в 1957 году, поздно, почти в 20 лет. Так сложились обстоятельства: один год пропустила, потому что не было обуви, не в чем было ходить. Еще один год, в 9 классе, проболела. По осени ходили на болото за клюквой, чтобы продать ягоды и купить всё те же обновки к школе. Ходили в чирках на босу ногу, вот она и простыла, подхватила воспаление легких. Лежала, металась в жару больше месяца, и если бы не бабушка, которая пешком сходила в Северное в аптеку за пенициллином, и ссыльная врач Элла Григорьевна, сутками не отходившая от кровати больной, неизвестно, выжила бы она или нет.
Она выжила. Когда очнулась от беспамятства, залилась горькими слезами. Нет, не от радости, что жива. Подойдя к зеркалу, зарыдала от увиденного в нем отражения: вместо симпатичной девчонки с длинными толстыми черными косами на неё смотрел вконец исхудавший подросток с ввалившимися внутрь щеками и абсолютно голой, как у младенца, головой. «Мамочка, а косы мои где? Куда делись волосы?» – плакала Тоня. Бабушка успокаивала: «Не переживай, доченька. Волосы отрастут. Эка беда. Это они от жара выпали, от большой температуры…». Волосы, и правда, к выпускному отросли…
Пришла мятежная юность, а вместе с ней и большая, светлая, единственная в жизни мамы любовь. Любовь к отцу Ивану Ивановичу Лаврову. История отношений моих родителей красивая и в чем-то мистическая. Мама после окончания торгового техникума работала продавцом в, теперь уже исчезнувшей с карты Новосибирской области, деревушке Томиловке. Однажды ей приснился странный сон: незнакомый парень поранил руку и просит её перебинтовать рану. А вечером пошла она с подругой Алевтиной в клуб на просмотр новогоднего фильма и вдруг ахнула - в зал вошел киномеханик: «Аля, это тот самый парень из сна…». Так встретились мои родители. Встретились, чтобы не расставаться целую жизнь.
Родители наши прожили вместе 58 лет, вырастили троих детей, дали нам высшее образование.
В 1961 году мама начала работать в школе. Пришла туда, чтобы заменить заболевшего учителя. Пришла и осталась. Заочно закончила Куйбышевское педучилище. Тридцать пять лет отдала она школе, одной-единственной – Остяцкой основной. Мама ветеран труда. Она воспитала несколько поколений своих односельчан. Среди её учеников – врачи, учителя, переводчики, работники сельского хозяйства.
Специфика работы учителя начальной школы состоит в том, что нужно заложить основы знаний многих наук, поэтому главными принципами маминой работы были терпение, желание увидеть в каждом ребенке личность, развитие его индивидуальности. Ее уроки всегда были интересны, познавательны, полны фантазии и творчества, как детского, так и учительского. Много времени уделяла мама внеклассной работе, дополнительным занятиям с детьми. Всю жизнь она была активной общественницей. Несколько раз избиралась депутатом сельского совета, возглавляя общество «Знание», выступала с докладами и лекциями перед сельчанами. Участвовала в художественной самодеятельности, руководила школьным детским хором.
В этом году моей маме Антонине Сергеевне Лавровой исполняется 80 лет. Отец старше мамы на 2 года, его трудовой стаж составляет 45 лет.
Так получилось, что главные, жизненно важные события состоялись в жизни мамы один раз. Одна любовь на всю жизнь. Одно постоянное место работы. И место жительства тоже одно - село Остяцк Северного района.
Родители мои до безумия влюблены в свое родное село. Могут часами рассказывать о его истории, о том, какие важные события происходили здесь, о природе, о людях. А свой маленький домик в конце улицы, тихий дворик с цветущей по весне, как белое облако, черемухой, они ни за что не променяют на комфорт благоустроенной квартиры. Потому что всю свою жизнь и мама, и отец жили по принципу: «Где родился, там и пригодился». Верность и служение своей малой родине - это главное качество, присущее поколению наших отцов. Качество, достойное огромного уважения, подражания для молодежи. Качество, присущее русским людям, настоящим сибирякам.


Дата публикации: 22 Апреля 2021

Автор: Раиса Кузьмина

Отправитель: Алла Ковган

Вам нравится? 9 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...