Дар, данный свыше
Она очень красива. Красива яркой и одновременно щемяще-нежной, естественной, без макияжа и косметики, красотой, той красотой, как бывают красивы только наши русские женщины, живущие на селе. Город с его сумасшедшим ритмом жизни, сутолокой людей, автомобильными пробками, загазованностью воздуха, вечной занятостью и отсутствием живого неспешного общения не способен рождать такую красоту. Городская красота холодная, бесчувственная, часто достигается неимоверными усилиями косметологов, визажистов, пластических хирургов. Красота сельская черпает свое начало от высокого синего неба, от светлых вод рек, от августовского звездопада, от широты полей, глубины родников, теплой печи родного дома, плавной русской речи, в общем, от всего, что зовется малой родиной. Красота эта искренняя, теплая, как все подлинное, русское. Большие серо-голубые глаза, брови вразлет, чистая кожа лица, стройный стан, взгляд, прямой и открытый, глаза в глаза – все, как на картинках русских живописцев. Все настоящее, наше.
Как и песни, которые Тамара поет всю жизнь, с самого детства.
Помню, как я услышала ее впервые. Мне было лет 9-10, я училась в начальной школе и ужасно мечтала стать взрослой, как девочки-старшеклассницы, стоящие на сцене нашего сельского клуба. Высокие, красивые, нарядные, они пели. Пели замечательные песни замечательными голосами. Исполняли песню о родном крае, ведь был день 7 ноября, один из главных праздников в Советском Союзе…
А потом запела Тамара, запела одна, без хора. И весь переполненный людьми зал замер и понял: она – лучшая из лучших, самая талантливая.
«Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе,
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе…»
Когда песня закончилась, возникла пауза, но не пауза недоумения или возмущения, нет, это была пауза восторга и ожидания продолжения чуда, так покорил зрителей серебряный и очень проникновенный Тамарин голос. А затем кто-то из взрослых произнес в полной тишине: «Вот поет! Как артистка!» Потом я еще много раз слышала Тамару на концертах, и всякий раз ее пение трогало меня до слез…
Раннее детство моей героини Тамары Лебедевой прошло в маленькой деревушке Медвеженка, что когда-то входила в состав Остяцкого сельсовета. Родители Тамары Василий Митрофанович и Анастасия Степановна приехали сюда из города. Манила их к себе сибирская тайга, вековые кедры и сосны, болотная ягода клюква, заросли малины, земляничные поляны – экзотическая природа, которой не было в городе. Мама Тамары Анастасия Степановна в молодости была модницей: лаковые ботиночки, яркие цветные платья, пальто, сшитое у лучших портних, шляпки с замысловатыми украшениями в виде перьев – гардероб Анастасии был предметом зависти местных щеголих. Именно ее, мамина манера одеваться, наверно, и послужила началом формирования эстетического вкуса, который присутствует в теперешнем облике Тамары.
Тамара до сих пор не поймет, как мама все тогда успевала: и с домом управляться, и за собой следить, оставаясь красивой и ухоженной. А управляться матери с домом было не просто: семья у Лебедевых была большая: кроме Тамары было еще два брата, - Валера и Толя, - и младшая сестра Надя. Лебедевы жили дружно и весело. А потом получилось так, что отец встретил другую женщину.
Говоря об этом периоде в жизни своей семьи, Тамара, будучи уже взрослым, зрелым человеком со своим сформировавшимся взглядом на мир, анализируя события той далекой поры, никого не осуждает, не винит: «Всякое случается в жизни. Так случилось, и все». И благодарит Нину Петровну, вторую жену отца, за то, что она сделала для них, ребятишек. И всей душой любит родную маму Настю. Любит и ценит, как женщину, как человека. Вот такой у не был трудный выбор.
«Так получилось» в речи Тамары означает следующее: мама Анастасия Степановна в то далекое время тяжело и долго болела, лежала месяцами в больнице, поэтому отец забрал своих детей в новую семью. Детям, в том числе и ей, Тамаре, было трудно с этим фактом смириться, особенно в самом начале, но деваться им было некуда, и они переехали к отцу и его второй жене.
После женитьбы отца на «маме Нине» семья перебралась на жительство в Остяцк. И здесь Тома запела в первый раз, запела не одна, в дуэте с одноклассницей Людой Скороходовой. Учительница начальных классов Мария Евтихеевна Кузнецова, заметив и оценив вокальные данные обеих девочек, предложила им исполнить на очередном школьном концерте песню про Ленина. Образ Ленина для октябрят и пионеров 60-70-х был почти святым, и Тамара на каждой репетиции, пропев строчку про жизнь любимого Ильича, буквально уливалась слезами умиления…
Маленькую Тамару как магнитом тянуло к музыке, песне. И к слову сказать, песни звучали в доме Лебедевых постоянно. Каждую субботу в доме собирались гости – приходили соседи: высокий красавец ветеран войны Василий Павлович Сидоров с женой тетей Клавой (во время войны Василий Павлович потерял ногу, но это не мешало ему жить полноценной жизнью, работать), Серпеневы, Никита Петрович и Мария Евтихеевна Кузнецовы. Взрослые пели, пели слаженно, на несколько голосов. Запевала обычно тетя Клава высоким, дрожащим, трепетным голосом, остальные подключались потихоньку, незаметно, и, в конце концов, образовывался дружный хор. Тамара, сидя со своими братьями и сестрой на печке, за занавеской, слышала, как звучало: «По диким степям Забайкалья», «В эту летнюю ночь разбудил меня стон», «Что стоишь, качаясь?». Слушала Тамара, и сердце ее юное замирало от раздольных мелодий, от чувственных, волнующих душу слов. Уж такая сила есть в нашей русской песне, что невозможно остаться равнодушным, слушая ее.
Когда дети подросли (а их было уже шестеро в семье отца – родились Виктор и Лариса), отец купил в дом проигрыватель. Душным летним вечером Тамара, закончив домашние дела, ставила радиолу на подоконник, открывала широко окно, выходившее в сад, включала пластинку, и на улицу неслись звуки песен Зыкиной, Кристалинской, Бернеса… Тамара, как умела, подпевала, мечтая о карьере большой актрисы.
Но жизнь распорядилась иначе. В 70-м году после окончания школы она поступила в Куйбышевское медучилище. Почти 4 года осваивала Тамара азы фельдшерского дела, изучая анатомию, физиологию человека, общий уход и другие премудрости медицины. Студентка Лебедева хорошо училась, была активисткой: являлась командиром студенческого стройотряда «Пульс – 74», участвовала в КВНе и, конечно, пела. Пела в студенческом хоре, ансамбле, сольно.
В 74 году юный фельдшер Тамара Лебедева приехала по направлению в родной Северный район. Некоторое время работала в Останинке, затем оказалась волею судьбы в Биазе. Биаза стала главным селом в ее судьбе. Здесь, в Биазе, она отработала более тридцати лет в школе-интернате. Лечила ребятишек не только медикаментами и манипуляциями, лечила, обогревая теплым взглядом, добрым словом поддержки, заботой и вниманием. Здесь, в Биазе, встретила Тамара свою любовь, мужа Владимира, поменяла фамилию на Савастееву. Здесь родились три ее дочери – красавицы-певуньи, все в мать. Каждая из трех – и Надя, и Наташа, и Рита – пошли по материнским стопам, закончили то же самое учебное заведение, что и она, все трудятся фельдшерами. Здесь появился на свет младший сын Андрей. Сюда, в Биазу, привезла Тамара Васильевна постаревшую маму. Отсюда проводила в последний путь отца и маму Нину, вторую его супругу. Здесь пережила взлеты и падения, удачи и неудачи, радостные и горькие события. Противоречия, которые неизбежны в жизни каждого человека.
Так уж устроена жизнь, такой существует миропорядок, что на долю человека по воле судьбы ли, Господа Бога, выпадают испытания, которые нужно пережить с достоинством, не растеряться, не пасть на колени, найти себя заново в мире людей.
Тамара тяжело пережила горькую утрату – смерть старшего брата Валерия – любимца семьи, музыканта (играл на баяне, гармошке).
В 90-е годы с надеждой и тревогой ежедневно встречала сельского почтальона, ожидая вестей от сына Андрея. В это время сын служил в армии. Армия всегда проверка на прочность: и того, кто служит, и того, кто ждет дома. А Андрей служил в том месте, которое официально называлось «горячей точкой» – Чечня, города Грозный и Ханкала. Как трудно ему там было, каким томительным было ожидание для Тамары, никто не знает. Они не привыкли жаловаться на сложности: «Трудности? У кого их не было? У всех что-то было. И мы пережили как-то…», - говорит моя героиня. Андрей выполнил боевой долг с честью, имеет награды, является ветераном боевых действий. И гордостью рода Лебедевых-Савастеевых…
Весной 2005 случилось одно происшествие, ставшее испытанием для семьи Савастеевых. Тамара была в это время в областном центре: в очередной раз подтверждала свою высшую медицинскую категорию. В день возвращения домой встретила в райцентре земляков – биазинцев, обратив внимание на их странное поведение: переглядываются, отводят глаза, как будто сомневаются, говорить ей о чем-то или нет. Сердце Тамары екнуло, поняла: что-то произошло экстраординарное, касающееся ее или ее семьи. Кое-как насмелилась, спросила: «Что произошло?» И был уклончивый ответ: «Там у вас, по-моему, сарай горит». В состоянии большого стресса и тревоги ехала Тамара из райцентра домой. Подойдя к родному очагу, чуть не онемела от страха: на месте их добротного жилища, ухоженной усадьбы – пепелище, только лишь бревна догорают. В пламени огня погибло все, что было нажито долголетним непосильным трудом.
Казалось бы, можно было впасть в отчаяние, упасть духом. Но Тамара – сильный человек, не из тех, кто теряет рассудок и хнычет в определенной ситуации. На семейном совете решили строить новый дом. И построили, и сделали. Спасибо районной администрации, добрым людям, не оставшимся в стороне от чужого горя.
Впрочем, Тамара Васильевна, как истинная гуманистка, считает, что чужого горя не бывает. Как люди помогли ей по жизни, так и она, добрый, чуткий, милосердный человек, готова понять и выслушать. Я это знаю не понаслышке.
Люди… Сколько их, умных, талантливых, интересных было в судьбе Тамары! Родители, братья и сестра, школьные учителя… Тамара добрым словом вспоминает директора Куйбышевского медучилища Чечеткина, который любил ее, как родную дочь, и мечтал о ее поступлении в медицинский вуз, мечтал о том, что она станет врачом. Помнит школьных педагогов: Марию Кондратьевну Сидорову, вдохновенно читающую стихи на уроке, Ксению Васильевну Бузюргину, преподававшую математику так, что скучные теоремы и формулы превращались в занимательные истории, почти сказку, учителя биологии Татьяну Никифоровну Крюшкину, статью, гордой посадкой головы напоминавшую Тамаре вольнолюбивую казачку из романов Шолохова…
С благодарностью говорит Тамара о соседях, о коллегах-медиках, о сотрудниках школы-интерната, о тех, кто трудился с ней рядом в более поздний период на нефтяном месторождении, где она работала по своей специальности, когда закрыли школу-интернат в Биазе.
Но с самым большим восторгом Тамара отзывается о соратниках по сцене: Любови Мокроусовой, Тамаре Кашиной, Любови Петровой, Галине Чижинской, Марине и Алексее Петуховых. Эти люди – остов, костяк самодеятельного коллектива.
За те годы, что Тамара в нем поет, много сменилось поколений артистов, а эти всегда были рядом, всегда согревали душевным теплом, поддерживали.
На сцене Биазинского ДК Тамара выступает уже около 40 лет. Ни один тематический вечер, ни одно праздничное мероприятие не обходится без нее. В составе биазинского коллектива она постоянно принимает участие в районных, зональных, областных фестивалях народного творчества. Много раз Тамара и лично, и в составе коллектива удостаивалась званий лауреата и победителя. Довелось ей петь и с профессионалами, например, с ансамблем Александра Заволокина.
Не секрет, что многие из нас в молодости, обладая определенными способностями, задором и желанием, мечтали о сцене, активно участвуя в художественной самодеятельности. Но не каждому, далеко не каждому удалось сохранить талант. Жизненные обстоятельства, отсутствие времени, болезни и т.д. Причин, как правило, много. Тамара сохранила свой дар в первозданном виде. Голос ее, чистый и проникновенный, звучит так же, как в юные годы. Разве что мастерства прибавилось, как бывает у людей, много поживших, много испытавших. Поет ли такой человек, пишет ли стихи, музыку или картину, он вольно или невольно переносит свой опыт пережитого на искусство, обогащая его, делая его более духовным, мудрым.
Задаю Тамаре вопрос: «Что помогает тебе в твоем творчестве?» И она отвечает: «Вера, в людей, в Бога, в духовное начало…» К вере в Бога Тамара Васильевна пришла сознательно, во взрослом состоянии, хотя в глубине души всегда знала, что есть некая сила, охраняющая нас, и в каком бы городе ни была, перво-наперво шла в храм. Будучи человеком воцерковленным, Тамара, когда построили в центре ее села часовню, взялась смотреть за ней: следить за чистотой и порядком, вовремя открывать перед службой.
Песен Тамарой спето немало, думаю, не одна сотня (если здесь вообще уместна статистика, ведь песня – жанр искусства, а возможно ли «постичь алгеброй гармонию»? – вопрос до сих пор открытый, спорный).
И каждая новая песня в ее исполнении – новый образ в воображении слушателя. Поет она «Вальс медсестры» Тухманова – перед глазами проходит история целого поколения, пережившего страшнейшую войну, но продолжающего любить, надеяться на лучшее, жить… Пела Тамара «Крушину» Заволокина, и женщины, сидящие в зале, смотрели новыми глазами на свою судьбу, в которой далеко не все гладко и складно: «Все хожу я берегом покатым, а взлететь без крыльев не могу». Пела «Дикие лебеди» из репертуара Ротару, - и опять буря эмоций в стане зрителей, мыслей о том, что все, к сожалению, не вечно в этом мире…
И еще одну особенность песенного Тамариного творчества хочется отметить: перед какой бы аудиторией она ни выступала, она обязательно включала в программу своего выступления песню о Родине, потому что и понятие «малая родина» и понятие «Великая Отчизна» для нее святы. Тамара Васильевна изучает историю своего рода, с трепетом относится к знаменательным российским и советским датам, особенно к подвигу народа в Великой Отечественной. Отец ее, Василий Митрофанович, служил в запасном полку во время войны, охранял продовольствие. О связи поколений Тамара Савастеева говорит так: «Память предков заложена в нас на генном уровне. Она живет в нас, волнует нас, и никогда не прерывается, эта вечная связь».
Что касается эстрадных кумиров, предпочтений Тамары, то на разных жизненных рубежах они были разными. В детстве она преклонялась перед силой и мощью голоса Людмилы Георгиевны Зыкиной, в 70-80 г. – увлеклась творчеством Софии Ротару, в 90-е для нее стало открытием пение Надежды Кадышевой. И неизменной, постоянной любовью были народные песни, к примеру, знаменитые «Валенки» Лидии Андреевны Руслановой.
«Валенки» всегда, неизменно шли под бурную овацию зала.
Взаимопонимание, полный контакт со зрителем – этого часто и профессионалы не могут добиться, а во время Тамариных выступлений это происходит постоянно. Спрашиваю у Тамары Васильевны, откуда это единение, эта общность интересов, эмоций и как это достигается. И слышу вполне ожидаемый ответ: «Через песню, в ней все: и добро, и радость, и боль, и мука, и красота…»
Слово «красота» для Тамары не простой звук. Тонкий и чуткий человек, она способна увидеть красоту в природе, оценить музыку, живопись, прикладное искусство. И сама увлекается рукоделием: вышивает, вяжет, делает поделки из бересты. А последнее время увлеклась тем, что изготовляет иконы в так называемой алмазной технике. Она человек многогранный и пробует себя в разных ипостасях.
Что касается певческого таланта Тамары, то о нем очень точно сказал один из ведущих концерта в Новосибирске, объявляя ее выступление: «А сейчас для вас вновь поет северный соловей Тамара Савастеева». В этих словах звучит не только указание на географическую принадлежность к малой родине – Северному району, не только восхищение незаурядностью голоса. Сравнение с соловьем указывает на главное качество Тамары Васильевны. Как соловей способен дарить людям радость пробуждения утра своим пением, так и она дарит людям несравненное чувство восторга. Ведь песня для нее – часть души, чистой, незамутненной, открытой добрым людям. Дар, дающийся человеку свыше. Дар, которым Тамара Савастеева владеет в совершенстве.
- Комментарии
Загрузка комментариев...