НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Учитель с большой буквы

С моей героиней Полиной Григорьевной Халява мы общаемся уже много лет, и, возможно, кому-то из читателей рассказ о ней покажется субъективным и восторженным, но Полина Григорьевна этого заслуживает. Подтверждением этому служат многочисленные награды, грамоты, звание Отличника Просвещения, да и я привыкла видеть в людях хорошее.
Наше знакомство. С Полиной Халява (тогда еще Новиковой) я познакомилась в далеком 1977 году, когда будучи студенткой 1 курса филфака Новосибирского пединститута пришла устраиваться в общежитие. Девушка, оформлявшая документы, увидев, откуда я прибыла к месту учебы, сказала: «Так Вы из Северного? А у нас, по-моему, Полина тоже оттуда. Она сейчас подойдет, пообщаетесь».
Не прошло и пяти минут, как зашла девушка. Смеющиеся карие глаза, черные брови, румянец на щеках. Всё — от одежды до модной стрижки — необычайно шло моей землячке, делало ее симпатичной и привлекательной. Девушка, не обращая внимания на мое смущение, заговорила весело и бойко:
— Ты из Северного? Тебя как зовут? Рая? Меня - Полина.
Наше общение продолжается до сих пор, все больше и больше узнаю ее как учителя, как человека.
Детство. Детство Полины прошло в двух селах — Чебаки и Северное. Ее мама Елена Гавриловна много трудилась. И то немногое время, что было посвящено дочери, было лучшим для Полины. Такого количества любви и ласки, что отдавала мать своей дочери, наверное, хватило бы на целый детсад. Полина даже теперь, когда мамы нет, считает ее главным другом и мысленно советуется с ней. Мама является для нее примером трудолюбия, порядочности, честности, она учила не обманывать людей, самостоятельности, взрослой жизни.
Полина и была самостоятельной. Самостоятельно готовилась к урокам в школе, искала ответы на вопросы, которых не было в школьных учебниках. Читать научилась рано, еще до школы. А до этого слушала сказки, что рассказывал ей с упоением отчим Григорий Фёдорович. Впрочем, Полина не считала этого человека отчимом, он был для нее настоящим отцом, любил ее, как родную.
Первая учительница Надежда Петровна (Полина уже не помнит ее фамилии), Фаина Павловна и Николай Петрович Мироновы, Екатерина Петровна Гаут, Галина Дмитриевна Галай, Зинаида Петровна Сазонова, Светлана Филипповна Андреева были для учеников авторитетными людьми. Полина мечтала о профессии педагога.
Студенческие годы. Поступить в институт с первого раза у Полины не получилось. Она пошла в Чебаковскую восьмилетку, где отработала 2 года. А потом опять поехала сдавать вступительные экзамены на филологический факультет, и — успешно!
Первые романтические влюбленности, бескорыстная дружба студенческих лет, когда пополам и сердечные тайны, и кусок хлеба в комнате общежития, ночи, проведенные за разговорами, подготовка к экзаменам, фольклорная экспедиция, педпрактика — как много пережито с друзьями студенческой поры!
А какой насыщенной была внеурочная деятельность! Встречи с писателями, поэтами, актерами, режиссерами, известными и в СССР, и за рубежом. Полине довелось воочию увидеть Юрия Никулина, Беллу Ахмадуллину, Александра Кушнера, Владимира Шаталова, побывать на концертах Пугачевой, Толкуновой, ансамблей «Песняры», «Пламя».
В те далекие годы Полина поражала меня своей неукротимой энергией, задором, умением многое успевать. Будучи членом студсовета, она организовывала субботники по снегоуборке, деревья с ребятами сажала, стенгазеты выпускала.
Находясь в большом городе, вольно или невольно начинаешь приобщаться к городской жизни, к культурной среде, ходить в музеи, на выставки, в театры. Полина Григорьевна вспоминает свой первый поход в оперный театр: «Была холодная зима, а у нас занятия по медицине, далеко ехать, поэтому мы надели валенки и теплые кофты. А вечером — в оперный. Так и поехали».
Вошли в театр и остолбенели. Огромные, сверкающие светом люстры, широкие вестибюли, белые статуи, вдоль стен бархат занавеса... А главное — блистательные вечерние наряды дам и кавалеров, украшения на шее и туфельки на ногах. А они-то в валенках! Первая мысль была сдать билеты и уйти. Но тяга к прекрасному победила. Девочки, смущаясь, сели на свои места. И стали заядлыми театралками. Правда, ходили теперь на спектакли в нарядных платьях и туфлях, как и положено ходить в храм искусства.
Трудовой путь. Но какими бы интересными ни были студенческие годы, они рано или поздно заканчиваются. Полина окончила институт в 1979 году. По распределению попала в родной район, в Бергульскую школу, думала, что ненадолго, а осталась на целую жизнь.
Здесь встретила своего будущего мужа Сергея, здесь появились на свет ее дети — Елена и Евгений. Здесь, в Бергульской школе, шло становление Полины Григорьевны как учителя, мастера своего дела.
Каждый год уходили в жизнь выпускники, менялся состав педколлектива, менялось руководство. Полина тоже сменила несколько должностей: была заместителем по воспитательной работе, завучем, но неизменно оставалась учителем словесности. И продолжает трудиться в этой должности, воспитывая в детях то лучшее, чему научили ее родители, школьные и вузовские преподаватели. Учеников у Полины Григорьевны за 40 лет было уже, наверное, несколько сотен, и они благодарны ей за уроки.
И мне довелось побывать на уроках Полины Григорьевны. Помню, в конце 80-х приехали в Бергуль с коллегами на методобъединение словесников. Уже не помню ни тему урока, ни писателя, помню восторженные глаза детей, их яркие выступления, очень искренние, идущие от души. Помню вдохновенное слово учителя, цитаты из текста, прочитанные учениками наизусть, отличное знание учебного материала. Потом кто-то из коллег спросил: «А как долго Вы готовились к Вашему уроку?» Полина Григорьевна смущенно ответила: «А мы особо и не готовились. Еще вчера вечером не знала, чем вас удивить. Потом решила: проведу обычный урок». Из этого я сделала вывод: каждый обычный урок проходит у Полины необычно. Во всяком случае, для ребят.
Со временем я побывала на многих занятиях у Полины и окончательно убедилась в этом. Ни один из увиденных мной уроков не был похож на другой: то спектакль, то экскурсия, то музыкально-поэтическое представление, то фольклорный праздник.
Главным своим увлечением Полина Григорьевна считает детский театр, которым руководила много лет. За эти годы чего только не поставили они с детьми: и «Федота Стрельца» Л. Филатова, и «Снежную королеву» Андерсена, и пушкинских «Цыган» — всего 20 спектаклей! Необычные костюмы, правильная сценическая речь, неповторимая игра юных актеров. И справедливый успех, и признание бергульского школьного театра на разных уровнях — районном, областном — не случайны. За этим стоит огромный труд учителя, родителей, детей.
Полина Григорьевна говорит: «А сколько ребят талантливых было за это время! Сколько их блистало на сцене!» И называет фамилии: Рая Михайлова, сестры Егоровы, Надя Мамакова, Галя Голубцова, Гена Шуршев, Марина Подрядчикова, Надя Федорова. Затем продолжает: «Каждый из выпусков неповторим. Я даже помню ребят с практики — Света Доропейко, Игорь Юдин, Наташа Андрейчик».
Как подлинный учитель, Полина может без конца говорить на тему учеников и школы. Каждого ученика она любила и понимала, для каждого нашлось доброе слово. Помнит о достижениях своих выпускников, знает, чем они живут сейчас. И ученики не забывают своего учителя.
Еще одно качество, присущее моей героине как учителю, — постоянное стремление к развитию, самообразованию. Ежегодные посещения семинаров, курсов повышения квалификации, чтение специальной и художественной литературы, выступления с докладами на районном и областном уровне, участие в профессиональных конкурсах.
Живя в одном селе столько лет, не просто привыкаешь к людям, срастаешься с ними душой. Люди становятся не просто односельчанами, а близкими. Полина — человек добрый, открытый, порядочный. Вот как она говорит о Бергуле и бергульцах: «Я влюбилась в село сразу. Школа на самом высоком месте... Песни... Люди прямолинейные, но честные, справедливые, говорят в лицо и хорошее, и плохое. Уважают по достоинству, мимо чужой беды не пройдут». И опять называет фамилии тех, кто ей всегда помогал, кто согревал душевным теплом в трудный час: коллеги Галина Михалевич, Людмила Чалкова, друзья Александра и Алексей Подрядчиковы, Тамара и Виктор Федоровы. А потом продолжает: «Ну, конечно, и родные. Знаешь, у меня никогда не было братьев и сестер. Но были дядюшки и тетушки, двоюродные братья и сестры. К ним шла в радости и несчастье. А, бывало, и незнакомые люди помогали».
У Полины за жизнь сложились свои принципы в общении с людьми. Как она отмечает, учитель должен любить профессию, быть в меру добрым и в меру строгим, быть неравнодушным к людям, прежде всего, к своим ученикам: «Проводить каждого через свое сердце, а иначе как?»
От себя я бы добавила следующее: учитель должен находиться в постоянном поиске, должен учиться, в том числе, и у своих учеников. 


Дата публикации: 16 Апреля 2021

Автор: Раиса Кузьмина

Отправитель: Алла Ковган

Вам нравится? 7 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...