Слово об учителе
Люблю писать о своем брате педагоге, не потому что об учителях мало говорят и пишут, и не из солидарности профессиональной. Нет, просто в последние десятилетия все чаще СМИ рассказывают и показывают либо негативные истории из жизни современной школы, как всем известный режиссер Валерия Гай-Германика или знаменитый телеведущий Андрей Малахов, либо дают в эфир чересчур прилизанные сообщения об учителях-передовиках, а образ такого учителя как Мельников из фильма С. Ростоцкого или как образ учительницы из мелодрамы Д. Асановой «Ключ без права передачи» как будто совсем ушел из школы. Образ наставника, психолога, знатока детских душ, энциклопедиста, имеющего огромный запас знаний не только в области преподаваемого предмета, но и в других отраслях знаний. А главное, умеющего понимать, принимать, любить любого ребенка, находить контакты, признавать свои просчеты, отдавать все свое свободное время детям, быть подвижником, хранителем традиций и реформатором одновременно. В общем, как говорили в былые времена, умеющим служить избранному делу без остатка. Может быть, звучит немного пафосно все то, о чем я пишу, но люди такие в современной школе есть, были и будут, пока существует наша профессия. И никакое дистанционное обучение не заменит живого общения с такими педагогами. Потому мне и хочется писать о них, влюбленных в школу, говорить о них добрые слова, защищать их, если понадобится.
Галина Ивановна Русалимова – одна из них, этих учителей – универсалов, признанный мастер своего дела, чей труд высоко оценен государством. Многочисленные грамоты, награды, звание Почетного учителя России, высшая профессиональная категория – вот подтверждение ее профессионализма.
Первая встреча наша с Галиной, тогда еще Власенко, состоялась в далеком 80-м году; я будучи студенткой последнего курса пединститута проходила практику в школе №60 города Оби, а она училась в десятом, выпускном. Мне не довелось учить Галю. Я работала в параллельном классе. Уроки у Гали давал мой однокурсник, непредсказуемый, эксцентричный, и многие ребята его просто не воспринимали. Кроме одной девочки со второй парты первого ряда. Лишь она внимательно слушала новоиспеченного практиканта, буквально ловила каждое его слово. Голубоглазая, с добрым взглядом, очень серьезная, ответы ее отличались глубиной понимания текста, грамотной речью. Это отметили все присутствующие на уроке. Помню, я спросила у завуча Людмилы Павловны, как зовут эту умную девочку. Та ответила:
- Галя Власенко. Кстати, она тоже из Северного. Можешь подойти познакомиться.
Познакомиться в тот раз почему-то не получилось, но случай тот мне запомнился.
Познакомились мы с Галиной Ивановной гораздо позже, в 90-е, когда обе, вдоволь настранствовавшись по чужим городам и весям, вернулись в свой родной Северный район. Вернулись и начали работать в своих родных школах, родных селах: я – в Остяцке, Галина Ивановна – в Гражданцево.
Гражданцево – село с красивой природой, с богатыми песенными традициями. Народ здесь живет дружный, трудолюбивый, талантливый. Семья Власенко в этом плане могла служить примером. Отец Иван Никитович, мама Нина Филипповна, четверо детей – все отличались добротой, отзывчивостью, ответственностью. В семье все, и взрослые, и дети, любили друг друга и уважали интересы каждого. Гале и младшей Люде, пожалуй, доставалась самая большая доля заботы и любви со стороны старших.
Но домашних обязанностей и для Гали никто не отменял, поэтому она с малых лет была приучена и в квартире убирать, и готовить еду, и за скотиной ухаживать (забегая вперед, скажу, что меня удивляло то обстоятельство, что, Галина Ивановна, будучи занятым человеком, руководителем, умудрялась еще ко всем своим служебным хлопотам содержать еще огромное подворье. А это вот откуда, из детства привычка!).
Юные годы Гали прошли, как у миллионов советских школьников. Пионерия, комсомол. И она всегда в первых рядах – отличница, активистка. Учителя Гражданцевской школы Александра Ефимовна Ивашкевич, Михаил Михайлович Смык, Татьяна Сергеевна Мизева, Зоя Семеновна Михалевич сочетали в себе разумную строгость с душевным задором, желанием в нужный момент протянуть руку помощи. Всем лучшим в себе Галина Ивановна обязана им. И, конечно, маме, Нине Филипповне, учительнице русского языка и литературы. Мама и педагоги заронили в юную Галину душу мечту о работе с детьми.
В старших классах Галя жила и училась в городе Оби, у старшей сестры Натальи: в Гражданцево была лишь восьмилетка. Учиться в городской школе №60, базовой школе от НИИПкРО, было гораздо сложнее, чем в сельской. Частые проверки, присутствие гостей на уроках, высокие требования к школьникам. Но и здесь наша героиня не растерялась, продолжала оставаться отличницей, а по иностранному языку показала такой уровень знаний, что преподаватель спросила, не в специализированной ли школе она обучалась. «Нет, - ответила Галя. – В селе, Зоя Семеновна так научила».
Людмила Васильевна Плюхина, Людмила Павловна Петренко, Илья Афанасьевич Дмитриенко, Нелли Николаевна Шабашова – эти имена остались в памяти Галины на всю жизнь. Педагоги из шестидесятой не только давали качественные знания, но и организовывали интересные поездки, например, в Волгоград, туда, где прошла одна из самых великих и страшных битв – Сталинградская, где каждая пядь земли обагрена кровью людей… У Галины Ивановны до сих пор перед глазами величественный монумент «Родины – матери». А еще учителя подарили школьникам абонемент под названием «Все театры города», и они с одноклассниками каждую неделю ездили на премьеры то в оперный, то в ТЮЗ, то в «Красный факел»…
В 80-м году Галя Власенко поступает в пединститут. Своей специальностью она выбрала факультет начальных классов. На ФНК ей нравилось все: и то, что отношения между студентами и преподавателями были человеческими, демократичными, и то, что здесь получила общий настрой на профессию, музыкальное развитие (в каждой аудитории стояло фортепиано, и кто хотел – играл, а кто просто слушал классику), и общая культура развития выросла. Жизнь бурлила, как поток, как лава: плотное, интересное общение со сверстниками, поездки в кино, на выставки, полевая практика, работа в колхозе и стройотряде: в Карачах строили один из корпусов санатория. Вузовские педагоги воспитали в Гале вечное желание совершенствоваться, быть в курсе новинок, быть «вечной ученицей» (опять же забегая вперед, скажу, что Галина Ивановна учится всю жизнь – уже будучи зрелым, взрослым человеком, она получила второе высшее образование, я уже не говорю о различных курсах повышения квалификации, семинарах, это было постоянно, все ее годы работы в школе).
Студенческие годы – это пора молодости, любви, искренней дружбы, открытий. Вот и в жизни Галины произошло это счастливое событие – она встретила своего избранника. Встреча была случайной (познакомились на свадьбе у однокурсницы), а оказалась судьбоносной. И в марте 1985 они с Виктором заключили официальный брак. Как говорит сама Галина Ивановна, «Наши отношения – это любовь – дружба, любовь – понимание, любовь – благодарность». У этой любви нынче был юбилей – 35 лет, а венец ее - двое сыновей, Владимир и Никита. Владимир – военнослужащий, живет во Владивостоке, Никита, младший, обосновался в Искитиме.
В том же 1985 произошло еще одно памятное событие в жизни Галины. Она защитила с отличием диплом и стала учителем. По распределению попала в школу №61, что находится в селе Толмачево. Школа была одной из лучших в нашей области, возглавляла ее Валентина Владимировна Ощепкова, заслуженный учитель РСФСР. Богатые традиции и инновации – вот что было главным в жизни педагогов и воспитанников шестьдесят первой школы. Галина Ивановна многому научилась у старших товарищей – наставников, планировала, что свяжет судьбу с этим коллективом надолго, но обстоятельства сложились так, что она вместе с семьей вернулась на малую родину. К тому моменту Галина Ивановна была уже состоявшейся личностью, сформировавшимся педагогом, чей стаж был уже три года.
В родном селе Галине Ивановне предложили вместо начальной школы вести уроки русского языка и литературы. Учителя с высшим образованием были тогда на вес золота, ощущалась кадровая нехватка. Галина Ивановна, взвесив все «за» и «против», согласилась и не ошиблась в своем выборе.
В ту далекую пору довелось мне присутствовать на уроке у Галины Ивановны. Урок проходил в шестом классе. Класс по наполняемости был небольшой, от силы 8-10 человек. Но качество урока, качество знаний текста, литературоведческих терминов, умение анализировать прочитанное, речь школьников! Не каждый педагог может о таком мечтать! Темой урока был Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь – писатель не из простых, со сложной человеческой судьбой, сложным мировосприятием, книги его полны мифологии, завуалированных «ловушек», порой и взрослому не всегда понятных… Да разве есть у нас в России писатели, чье творчество можно понять и оценить сразу, с первого раза! Как Галина Ивановна добилась таких высоких результатов, не знаю, мы не видели самого процесса обучения, но то, что ребята продемонстрировали на итоговом занятии, достойно было восхищения. Говорили ярко, аргументировано, живо. Почти наизусть знали гоголевский текст. А как анализировали, как высоко ценили мастерство писателя! Всем присутствующим было видно, что дети влюбились в автора, благодаря усилиям педагога. И речь детей была грамотной, без речевых и орфоэпических ошибок, без диалектов. А это для сельской местности – большое достижение.
В 90-е годы практиковалась такая форма работы воспитательной как творческие встречи с ребятами из других школ. Мы, по инициативе Галины Ивановны и Раисы Петровны Гришко, еще одной нашей коллеги, организовали и провели несколько таких встреч: сначала в Остяцке, затем – в Гражданцево. Не буду утомлять читателя долгим описанием этих встреч, скажу лишь одно: в конце, при расставании дети никак не хотели уходить домой, так понравилось им это нестандартное мероприятие. Автобус гостей уже отъезжал от Дома культуры, где все проходило, а ребята все махали и махали ему вслед рукой. Это о многом говорит.
Галина Ивановна занимает активную жизненную позицию не только в урочной и воспитательной работе, она была активисткой и в сельской жизни. Я не раз видела ее поющей в гражданцевском хоре, читающей любимые стихи на конкурсе, ведущей многих мероприятий, видела детские спектакли, подготовленные Галиной Ивановной как режиссером.
Галина Ивановна несколько лет руководила методическим объединением учителей словесников Северного района, много раз выступала на пленумах, педчтениях. Ее творческие работы и работы ее воспитанников побеждали в областных и республиканских проектах. В 2008 году Галина Русалимова вышла в полуфинал областного конкурса «Учитель года», выиграла грант «Сто лучших учителей России».
Последние лет пять-шесть у Галины Ивановны появилось еще одно увлечение – она начала писать. Многие учителя литературы, в том числе и в нашем районе, пишут, многие владеют пером. Статьи и зарисовки Галины Ивановны в этом отношении отличаются качеством отбора жизненного материала, неподкупной искренностью, живостью изложения, умением анализировать увиденное и услышанное когда-то. За свой литературный труд Галина Ивановна не раз была отмечена в области. Она трижды победитель областных конкурсов.
Статьи Галины Русалимовой печатались и в местной прессе и нашли живой отклик в сердцах читателей. Лично мне понравилась одна: про росы, закаты, про бегущий дождик. Повеяло чем-то родным, русским. А еще детством, далеким, милым, безоблачным. И душа как будто стала чище. Опять потянулась к свету, освободилась от бытовой скверны, которая волей-неволей копится в нас, в ком-то в меньшей, в ком-то – в большей степени, и вырастают крылья за спиной. Волшебная сила искусства, в данном случае, сила слова.
Хочу сказать, что Галина Ивановна еще и талантливый читатель. В 90-е годы, когда еще не все издания были в книжных магазинах, не было еще интернета, мы обменивались друг с другом книгами по философии, психологии, искусству, художественной литературой. Читали, обменивались мнениями, спорили, но всегда споры наши были продуктивными. Галина Ивановна так говорит о книгах: «Кого читаю, того и люблю в данный момент. Но детективы, бульварные романы не интересны. Автор для меня – собеседник. Мне нравится, когда в тексте есть нервные ниточки души, внутренние монологи». Наверное, потому в качестве любимых писателей она называет С. Довлатова, Е. Гришковца, Г. Яхину, Х. Мураками, М. Тарковского. Авторов глубинной философии, глубинного анализа человека.
Что касается личных качеств Галины Ивановны, то я не могу не рассказать о случае из своей биографии. Август 2002 года. Я после тяжелой аварии лежу в реанимации Куйбышевской ЦРБ. Уже вышла из длительной комы, уже в сознании, но многочисленные трубки еще не сняты, и двигаться из-за огромного числа переломов, конечно, не могу… Мысли в голове ужасные, настроение на нуле. И вдруг заходит ко мне в палату сын и говорит: «Мама, там к тебе твои подруги-филологи рвутся, да доктора их не пускают, они вот тебе записки передали». Свободной от капельниц рукой открываю одну, потом вторую записку: одна от Раисы Петровны Гришко, вторая – от Галины Ивановны. А там шутливые пожелания и веселые рисунки с мордочками. Как мне не было больно, а стало смешно! В этом они были все, мои дорогие! В трудную для меня минуту нашли то, что особенно мне было необходимо – добрые слова, слова поддержки.
Галина Ивановна и в своей административной работе (а ей отдано ни много, ни мало 25 лет стажа – 20 лет была замом по воспитательной и завучем, 5 лет – директорствовала) придерживалась принципа – всегда, в любой ситуации оставаться человеком: «Люди откликаются на доверие, внутреннее уважение, люди любого возраста, любой профессии: и учителя, и школьные уборщики, и повара», - говорит Галина Ивановна.
На мой вопрос об учениках отвечает следующее: «Выпускниками горжусь всеми, кто честно трудится, старается жить достойно. Душа болит за тех, у кого что-то не сложилось, не получилось в жизни». Мерилом справедливости, нравственным ориентиром Галина Ивановна считает свою маму, Нину Филипповну. Нины Филипповны нет уже много лет, она ушла в мир иной в 94 году, но Галина Ивановна до сих пор мысленно советуется с ней, судит людей по материнским меркам. А я думаю, мама, наблюдая сверху за дочерью, гордится ею.
- Комментарии
Загрузка комментариев...