НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Слово об учителе

  Лине Павловне Юревич в этом году – 80, но, глядя на нее, не поверишь в то, что этот человек находится в таком преклонном возрасте. Все так же, как в молодости, светятся глаза, все также искристая улыбка озаряет ее лицо, та же приветливость. Лина Павловна – человек, безусловно, состоявшийся: и в профессии, и в жизни. Свидетельство тому – огромное количество учеников: выпускников из разных школ района, где она трудилась в разное время, и коллег – педагогов, которые на протяжении жизни учились у нее мастерству общения с детьми. 
Лину Павловну я узнала, будучи ученицей 9 класса Биазинской средней школы, где она во времена моего ученичества директорствовала. Красивое лицо, ухоженные руки, модные прическа и одежда, голос с загадочным иностранным акцентом. И строгий характер. Порядок в школе был если не идеальный, то максимально приближенный к идеалу. Учебная, воспитательная и организационная работа были на самом высоком уровне.
     Конечно, как в любом коллективе, были и конфликты, и сложности. Но все проблемы разрешались мирным путем. Нарушителей дисциплины заслушивали на общешкольной линейке, вызывали на заседание комитета комсомола. Последней инстанцией был кабинет Лины Павловны. Кабинета директора боялись, перед ним благоговели, трепетали, наверное, даже самые отъявленные хулиганы и двоечники. Нет, не потому что Лина Павловна применяла какие – то страшные методы воспитания. Просто она находила такие слова, что набедокурившему становилось нестерпимо стыдно за содеянное. И при этом Лиина Павловна никогда не переходила грань, всегда оставалась интеллигентной, даже аристократичной.
Как директор, руководитель Лина Павловна служила примером ответственности и трудолюбия и для школьников, и для учителей. Мы с одноклассниками два года жили в интернате, который находился на территории школы, и знали, что свет в окне директорского кабинета зажигался в 6 – 7 утра, а домой Лина Павловна уходила тогда, когда в интернате уже объявляли «отбой» - в 10-11 вечера. А ведь дома были старенькая мама, муж, дочь.
Несмотря на свою строгость, Лина Павловна была очень чутким человеком. Могла понять, поддержать, сопереживать. И была щедрой на похвалу, если ребенок или взрослый делали что – то доброе, достигали каких – то успехов.
Учителем Лина Павловна тоже была особенным. Преподавала она у нас географию. Учиться у нее было на радость легко. Она давала детям возможность самим выбирать домашнее задание. Ученик, выбрав себе тему реферата или доклада в соответствии со своими возможностями и способностями, обязательно получал оценку. Как правило, хорошую или отличную. И опять столько положительных эмоций!
Было бы большим неуважением к человеку, если бы в этой юбилейной заметке о моем личном общении с Линой Павловной, создала бы свой портрет – впечатление. В юбилейных заметках принято рассказывать обо всем жизненном пути человека. Ибо он, этот путь, может быть удивительно похожим на чью – то судьбу, а может, наоборот, быть откровенно другим, выходящим из ряда вон в череде судеб и жизней людских.
Так было и с Линой Павловной. Судьба ее похожа на судьбы сотен, тысяч наших людей, родившихся в сталинскую эпоху, переживших войну, послевоенную разруху, целину, хрущевскую «оттепель», правление Брежнева… Но много в ее судьбе и непохожести, оригинальности.
Предки Лины Павловны попали в Сибирь в начале 20 века. Приехали из Прибалтики, из области Лодгалия (вот откуда этот необычный акцент в речи моей героини). Поселились в селе Тимофеевка Венгеровского района. Отец Лины Павловны работал объездчиком леса. Семья родителей жила очень бедно: худая избенка, нищее убранство внутри. Но родители были счастливы: молодостью, любовью, здоровьем, детьми – всем тем, что носит название «простые человеческие радости». Но в радости прожили родители всего шесть лет. А дальше – грянули страшные события сталинского времени. Отцу было 29, когда его арестовали осенью 1938 года. Так кончилось детство для Лины и ее младшего брата.
Как сейчас стоят у нее перед глазами совсем недетские воспоминания.
… Лине примерно 10. Она закончила третий класс, и ее взяли на колхозный сенокос, посадили управлять быками. День был пасмурный, и поэтому поднялась огромная туча гнуса. Насекомые так искусали бедных быков, что те рванули изо всех сил с поля к болоту. Маленькая наездница закричала диким голосом. Все, кто был на поле, прибежали к ней. Взбешенных животных остановили, но Лину от работы не освободили.
В четвертом классе Лина весь год проходила в школу в резиновых галошах на босу ногу, в том числе и в сильные морозы. Мерзли не только ноги, но и сама вся дрожала от холода. В пятом, когда купила ей в соседнем селе самодельные чирки, сколько было радости!
Или еще такие «картинки» из воспоминаний: осень, конец сентября. Мама и Лина копают картошку на своем огромном огороде. Мама уставшая, несколько смен отработала на колхозном производстве. Но работают они дружно, ведь если картошка останется под снегом, зимой будет совсем голодно. Собирает Лина замершими ручонками картофелины, радуется урожаю. И вдруг, откуда ни возьмись – председатель! На вздыбленном коне, злой, с перекошенным лицом. Со страшными криками набросился на мать: «Почему не на работе? Что захотела туда, где муж?!»
В 10 классе, взрослая, юная девушка Лина идет по селу с подругой одноклассницей. Девчонки мило щебечут о том – о сём, и Лина вдруг нечаянно в разговоре упоминает о тех, кто был арестован. И тогда одноклассница, испуганно оглянувшись, показывает ей на язык: «Лина, помни, где твой отец!»
В старших классах и институте приходилось самой оплачивать свое обучение. Когда в 10 классе не смогла оплатить 150 рублей (по тем временам большие деньги), была отчислена с формулировкой «За неуплату». Помогла тетя, собрала все, что было в доме, продала, чтобы любимая племянница опять восстановилась в школе. И Лина оправдала надежды своих родных. Она была одной из лучших и в родной Тимофеевской школе, и на географическом факультете, который закончила в 1956 году. А ведь поступить в ВУЗ тогда, ой, как было сложно, тем более дочери врага народа. Пришлось утаить правду об отце.
Пять лет обучения в пединституте не прошли даром для сельской девочки. Она не только успешно приобретала здесь профессиональные знания, но и училась хорошим манерам, приобщалась к литературе, музыке, искусству. Вот откуда этот аристократизм, который так восхищает меня в Лине Павловне.
И вот позади студенческие год, Лину, как одну из лучших выпускниц, оставляют на кафедре геологии. Но она предпочитает другой выбор: едет в село учить ребят географии, астрономии, психологии – предметам, входившим в программу тогдашней школы.
В Биазу прибыли вместе с другими специалистами в конце августа. После войны прошло более десяти лет, а отзвуки страшной годины ощущались во всем: в бедном убранстве деревянных домов, в одежде и быте колхозников, в непролазных дорогах, в отсутствии элементарных товаров в сельпо. Несколько выпускниц из разных педвузов страны смотрелись как инопланетянки и на фоне этой незамысловатой простой природы, и на фоне сельской нищеты. Модные прически, красивые платья, туфельки на каблучках.
Свой первый рабочий день Лина Павловна запомнит навсегда. Они, молодые специалисты, вчерашние студентки, вошли в темное деревянное здание школы, нашли табличку с надписью «Учительская» и тут же начали знакомиться, представляясь по именам, как в недавнем студенчестве «Лина – Галя – Таня». И вдруг услышали резкий сухой голос завуча: «А вот это здесь ни к чему! Вы – педагоги, и извольте называть друг друга по отчеству». Пришлось знакомиться друг с другом заново, теперь уже с отчествами. А завуч, меж тем, продолжал: «Дело сельского педагога – не только проводить уроки, а участвовать во всех делах деревни. Сейчас в колхозе идет уборка, нужна ваша помощь на зерносушилке. Поэтому определяйтесь по-быстрому на квартиры, и на работу! Вы, Юревич, живете у Крестьяновых!»
Уже на квартире Лина упрятала модную стрижку под белый ситцевый платочек, поменяла туфельки на резиновые сапоги, вместо праздничного платья надела рабочий халат и пошла на работу на зерноток.
Потом был первый в ее жизни учительский сентябрь, первые уроки, первые проблемы и первые успехи. И первые ученики, чуть – чуть моложе ее. Они просто обожали свою юную учительницу. А дальше были рабочие будни. Труд учительский и директорский. В Биазе, Бергуле, Чувашах, потом опять в Биазе. Сотни проведенных уроков, внеклассных мероприятий, походов, концертов. И десятки человеческих, ученических судеб, в становлении которых Лина Павловна приняла активное участие. С конца 70-х Лина Павловна работает заведующей РОНО. И на этом поприще у нее масса дел: устройство молодых специалистов, обобщение опыта передовых педагогов, организация образовательного и воспитательского процесса во всем районе. Последние годы перед уходом на пенсию Лина Павловна работала в Северной средней школе учителем географии.
Я встретилась с Линой Павловной на базарной площади 1 сентября прошлого года. В этот необычный день много людей, проходивших мимо, поздравляли Лину Павловну. Одних она узнавала сразу, другие представлялись, и она потом их вспоминала. И каждого обогрела теплой улыбкой, добрым словом.
Да, не бывает бывших врачей, артистов, учителей, если они настоящие, искренние, отдающие своему делу не только свои профессиональные навыки, но и душу, сердце, всего себя до конца. А Лина Павловна – именно такой человек. Учитель. (Р.Кузьмина)
 
                                                                                              ПАМЯТИ Л.П.Юревич
15 января 2021 года не стало Юревич Лины Павловны – ветерана педагогического труда, посвятившего 44 года своей жизни сфере образования Северного района, из них около 30 – в должности директора школы и заведующей районным отделом народного образования.
Лина Павловна родилась 3 февраля 1934 года в с.Тимофеевка Венгеровского района, там же закончила семилетнюю школу. Среднее образование получила уже в Северной школе, а в 1952 году поступила в Новосибирский педагогический институт. В 1956 году выпускница географического факультета попала по распределению в Биазинскую школу, только что из семилетней переформированную в среднюю и принявшую в свои стены не только сотни сельских ребятишек и воспитанников детского дома, но и выпускников вузов Ленинграда, Горького и Новосибирска. Молодые специалисты, среди которых была и учитель географии Юревич Л.П., несмотря на то, что по возрасту были всего на 2-3 года старше биазинских десятиклассников, смогли за короткий срок снискать их признание, уважение и любовь.
По отзывам коллег и её бывших учеников, Лина Павловна всегда была на высоте. Её любили и уважали не только дети, но и учителя, ценило начальство. Неординарную натуру, волевую, энергичную учительницу, наделенную острым умом, обладавшую недюжинными способностями организатора, грамотного методиста, тонкого психолога, очень быстро заметили и в 1960 году поручили возглавить коллектив Бергульской восьмилетней школы, в 1969 году назначили директором Чувашинской восьмилетней школы, а в 1973 году Лина Павловна вновь вернулась в Биазинскую среднюю школу уже в должности директора. И каждая из трех школ до сих пор считает её своей, потому что она вносила живительную струю в деятельность каждого педагогического коллектива, везде смогла найти единомышленников, таких же ярких, увлеченных, работоспособных. Как прозорливый руководитель и организатор, ведущий за собой, ценила кадры за высокий профессионализм, инициативу, деловые качества. Она относилась творчески к большим и малым делам. Для неё любое дело было не в тягость, а в удовольствие, будь то директорские обязанности, депутатские или деятельность учителя. При ней каждая школа считалась одной из лучших в районе, потому что много сил и труда было вложено в улучшение учебно-воспитательного процесса и материально-технической базы, повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.
Такой богатый опыт руководящей работы очень пригодился Лине Павловне, когда в 1978 году она была назначена заведующей Северным районным отделом народного образования. Зная досконально работу директора школы, являясь высокопрофессиональным специалистом своего дела, а также волевым, принципиальным и порядочным человеком, на протяжении 8 лет она требовала того же и от директорского корпуса.
Более четверти века проработав на руководящих должностях сферы образования района, в 1986 году Юревич Л.П. смогла ещё на 16 лет полностью посвятить себя любимой профессии учителя географии в Северной средней школе, где трудилась вплоть до ухода на заслуженный отдых в августе 2000 года.
За многолетний добросовестный труд и заслуги в сфере образования Лина Павловна Юревич неоднократно награждалась на разных уровнях, в том числе Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью «Ветеран труда», но главной своей наградой всегда считала признание бывших учеников, которые называли её «человеком высокого горения» в самом лучшем понимании этого слова. Посвятив всю свою жизнь развитию системы образования района, она до последнего принимала участие во всех крупных мероприятиях, стараясь дать объективную оценку происходящему в современном образовательном пространстве, поддержать молодых коллег советом или добрым словом, потому что знала, что её мнение всегда было и остается ценным и очень важным.
Светлая память о Лине Павловне Юревич навсегда останется в наших сердцах. (О.Останина)


Дата публикации: 04 Апреля 2021

Автор: Раиса Кузьмина, Оксана Останина


Вам нравится? 5 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...