Сельская учительница
Мой отец Фома Зиновеевич Рогов был кадровым военным, служил на Дальнем Востоке. За год до начала войны их часть отправили на запад. Доехали до Барабинска, там остановились на переформирование. Здесь я и родилась, здесь потом и получили известие о войне. С первых дней отец был на фронте. Мама с двумя маленькими детьми с большим трудом добралась до села Бергуль, вернулась к родным. Всю войну она работала в колхозе, а мы с братом были одни. Что осталось в памяти из детства: крапива, лебеда и побирушки, которые просили подаяния под окнами.
В середине войны пришел с фронта отец – инвалид 1 группы по ранению. Переехали в Северное, стали жить в маленькой избушке на краю села. Вскоре я пошла в школу. Мне посчастливилось: нас учили хорошие учителя. Первой учительницей была Ульяна Мироновна Бойваленко. Мне она казалась самой красивой. Затем классным руководителем была Полина Ивановна Поджунас, математик. Позже в школу приехала группа необыкновенных педагогов: Л.П. Ярман ( Юрьевич) , С. З. Опалькова, С. А. Шмаков, Г.А. Золина. Сколько нового, интересного они внесли в нашу ребячью жизнь! Все дети были чем – то заняты. Я стала активной участницей самодеятельности: читала стихи, пела. Бессменным аккомпаниатором был мой брат Володя Рогов.
В старших классах большое внимание нам уделял талантливый педагог А.Н. Федоров. Наш 10 «А» в те годы был самым активным в школе. С Анатолием Николаевичем ставили спектакли, ходили на лыжах с концертами по деревням и т.д. Конечно, и работали: на сушилке, в теплице у агронома А. Припутенко, где впервые увидели помидоры и другие овощи, заготавливали для школы дрова, стригли овец на колхозных фермах. А еще много читали. Мы воспитывались на книгах. Моей любимой книгой была «Два капитана» «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - эти слова были девизом всей моей жизни. Но вот закончено обучение в нашей любимой деревянной двухэтажной школе. Впереди самостоятельная жизнь.
В это время серьезно заболел отец, у нас уже была большая семья. Решила поступить в училище связи, чтобы быстрее пойти работать. Сдала документы, прошла собеседование. Нужно было повторить то, что настучал карандашом директор училища.
У меня был хороший музыкальный слух, поэтому и этот тест, и в дальнейшем работать мне было легко. Училась хорошо, но ни один из предметов мне не нравился, кроме истории работы на радиостанции. У меня была очень хорошая передача на ключе. С первого курса я была профоргом училища, а еще занималась в художественной самодеятельности. Нашим руководителем был артист из оперного театра. Благодаря ему на конкурсе самодеятельности между другими училищами мы заняли призовое место. Приятно было то, что заключительный концерт проходил в оперном театре, я запевала песню о геологах. За активную работу, хорошую учебу мне дали путевку в Одессу, в санаторий «Юность». Одесса поразила меня своей красотой: лазурное море, цветущие каштаны, одесский порт, Потемкинская лестница, оперный театр, дворцы. Воспоминания остались на всю жизнь.
Казахстан. Первые уроки в жизни и в школе
Закончена учеба в училище. Куда ехать работать? С подружкой взяли направление в Казахстан. Вот где мне, действительно, пришлось пройти через огонь, воду и медные трубы. Нам дали назначение обслуживать аэропорт в г. Джезказган. Но там уже работала семейная пара. Они упросили нас уехать на другую станцию. Нас посадили на машину и поехали. Чем дальше едем, тем страшнее: пески, пески и одни верблюды. Приехали. Вместо станции – пустое место. Накануне был пожар, все сгорело. Жили и работали в дощатом сарае. Вместо восьми положенных по штату работников - четверо. Через несколько дней привезли заключенных, под охраной они отстраивали помещения. Что мы перетерпели - трудно передать. Дальше еще хуже – заболел начальник, его увезли в больницу, остались под руководством старшего радиста, который украл деньги и сбежал. Продукты были на исходе, я серьезно заболела, хотя продолжала вести связь.
В пустыне главное – вода, а она у нас, к счастью, была. Об этом знали геологи, работавшие неподалеку. Вскоре они и оказались у нас. Начальник сразу понял обстановку, связался с нашим управлением, прислали самолет, и я оказалась в больнице в Джезказгане. Когда вернулась, то уже были отстроены служебное и жилые помещения. Жить и работать было можно.
Вскоре меня пригласили работать в школу в соседний поселок Ак – Кенсы. Хочу сказать, что дети потянулись ко мне. Я старалась внести в их жизнь новое, интересное. Казахи – добрые люди, всегда старались меня чем- то угостить, порадовать. В конце учебного года в школе прошла проверка. Инспектор побывал у меня на уроках и сказал: «Из тебя должен получиться хороший учитель. Только сначала тебе самой нужно учиться. Уезжай, и не возвращайся». Я дождалась отпуска и собралась уезжать. Весь поселок пришел провожать меня, дети кричали: «Мугалиме (учитель), ты вернешься?». Но я твердо знала, что сюда я не вернусь никогда.
Мечты и жизнь
Приехав домой в Северное, пошла в отдел народного образования, заведующим был И.Н. Маевский. Он отправил меня на курсы пионервожатых, а затем в Биазинскую среднюю школу пионервожатой и учителем пения. Вот где мне пригодилась школа С.А. Шмакова и помощь брата – музыканта.
В Биазе я встретила своего будущего мужа. Он учился в Новосибирске в институте, а я жила у его родителей и работала. После окончания института мужа направили работать в Кемеровскую область, где мы прожили 4 года. Теперь уже я училась заочно и работала. Было непросто, но мы справлялись со всеми трудностями. Несколько слов хочется сказать о муже. За многое я благодарна ему: он был хорошим отцом, любящим мужем. С ним было интересно жить. Был только один недостаток, который мы так и не смогли побороть.
Отработав положенное время, мы вернулись в Северное. Родное село нас встретило неприветливо: ни работы, ни жилья. Через какое-то время меня взяли в Северную среднюю школу пионервожатой. С благодарностью вспоминаю М.Н. Извекову и В.М. Груенко, они помогли мне стать учителем русского языка и литературы, помогли получить двухкомнатный домик. Вот с этого времени я твердо встала на ноги. Я очень любила свой предмет. В то время был сильный коллектив словесников: Н.А. Бурмистрова, Г.Г. Галай, М.Н. Извекова и другие. У них было чему поучиться.
Школа проводила огромную внеклассную работу: «Зарница», художественная самодеятельность, спорт, тематические вечера. Детей было много, наполняемость в классах достигала до 35 человек. Я, в основном, работала в старших классах, любила уроки литературы, особенно связанные с поэзией, тщательно готовилась к ним, всё читала наизусть. Всегда была классным руководителем. Это, на мой взгляд, самое сложное в учительской работе.
Вспоминаю, как с пятиклассниками собрали около 3 тонн металлолома и стали победителями в школьном соревновании, обогнав старшеклассников. Дети в эти годы делали в школе все: наводили чистоту в классах, убирали территорию около школы, работали в теплице, участвовали в ремонте. Конечно, под руководством учителя. У нас, словесников, вообще не было выходных. Кипы тетрадей, подготовка к урокам, составление планов, чтобы уроки были содержательными, мы изучали методическую литературу. Помимо всего этого были и другие нагрузки. Много лет я была руководителем районного методобъединения словесников, участвовала во всех школьных мероприятиях, была депутатом сельского и районного совета. Я всегда принимала активное участие в самодеятельности: пела в хоре, с детьми ставили спектакли. Как и многие учителя ходила с лекциями на предприятия - мне всегда было, что сказать людям, организовывали торжественные проводы коллег на пенсию.
Еще в юности я поставила перед собой задачу: посетить города – герои и через много лет выполнила ее. Побывала с учениками в Бресте, Севастополе, Ленинграде, Одессе, Волгограде и других городах.
Я с благодарностью вспоминаю детей, которых учила. Это были добрые, интересные, стремящиеся получить знания, трудолюбивые дети. Какое счастье испытываешь сейчас, встречая их, потом весь день ходишь окрыленным. Не исключаю, что и у меня были ошибки, возможно, кого-то обижала. Но я просто хотела, чтобы они учились лучше. От первого выпуска, в котором была классным руководителем, до последнего, помню ребят и все их дела. Благодарна судьбе: со многими могу встречаться, и пришло время, теперь они помогают мне. Хочу сказать большое спасибо И.В. Меренковой, А.П. Санниковой, Нине Елизаровой, В.И. Савельевой за их доброе отношение ко мне.
Я нисколько не жалею, что столько лет отдала школе, долгих 48 и 40 – в родной школе. Много лет проработала в школьном профсоюзном комитете, неоднократно избиралась председателем. Что только не приходилось делать! Особенно в 1990-е годы. Зарплату не получали месяцами, договаривались о продуктах с другими организациями. Даже вынуждены были выходить на площадь с протестом. Какое счастье, что все это позади!
«Жизнь прожить, не поле перейти», - так говорит русская пословица. Теперь могу сказать, что прожила долгую жизнь. Ничто мне не падало с неба. Нужно было трудиться. Как и всякая русская женщина, я умела хорошо косить сено, метать с мужем стога, сажать большой огород, двор был полон скота. В то же время умела вязать, шить одежду, вышивать, любила хорошо одеваться, растить детей, внуков и помогать близким. Когда проходит время, ты можешь оценить все, что связано с тобой, где ты ошибся. Самое страшное, что ты уже ничего не можешь изменить. А так бы хотелось.
Я благодарна государству, которое дало мне самое необходимое, своим родителям - труженикам, коллегам, которые помогали мне в трудную минуту, особенно А.А. Устьянчик, В.С. Яковлевой и всем людям, которых я знаю, и кто знает меня. У меня заботливые дочери, замечательные внуки, хорошие помощники зятья.
На одной из встреч с молодежью актриса Наталья Гвоздикова сказала: «Сегодня тебе 19. Миг. И тебе уже 80». Как это верно!
- Комментарии
Загрузка комментариев...