НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История семьи

В нашей семье всегда с почтением относятся к старшим, а семейные истории, которые передаются из поколения к поколению хранятся в нашей памяти. Когда-нибудь эти истории я буду рассказывать своим детям. А мне всё это рассказывает моя бабушка Шевченко Татьяна Аркадьевна и Шмакова Александра Аркадьевна – ее родная сестра (мы зовем ее баба Шура)
История нашей семьи интересная, богатая. Расскажу я про семью Янович – это девичья фамилия моей бабушки.
Янович – польская фамилия. Когда-то семья Янович жила в Польше и служила у пана. Тяжелая была служба. Бабушка рассказывает (а ей рассказывала её бабушка), что провинился молодой Янович, не подал пану вовремя коня. За это у его жены забрали грудного ребенка, а ее заставили грудью кормить щенков панской собаки. Что стало с мальчиком – никто не знает.
В поисках лучшей жизни семья Янович бежала в Сибирь. Работали, растили детей. Здесь молодой Аркадий встретил Наталью Радченко (мою прабабушку).
Наталья Ивановна росла в простой крестьянской семье, в которой было десять детей: шесть дочерей и четверо сыновей. С детства приученная к труду, она, как старшая из девочек, нянчилась с младшими, управлялась с домашними делами, затем работала на колхозных полях.
В девятнадцать лет вышла замуж. Свадьба была скромной. В скором времени мужа Аркадия призвали на действительную воинскую службу. Наталья с полугодовалой дочерью Александрой отправилась вслед за мужем. Муж нес службу, а Наталья доила коров в близлежащем хозяйстве. Так и прожили там два с половиной года.
Вернулись домой к престарелым родителям. После переезда обосновались на пятой ферме совхоза «Центральный». (Сейчас на этом месте п.Дружный), устроились работать в совхоз. Аркадий пас овец, а Наталья ухаживала за ягнятами.
 В 1937 году родилась вторая дочь Галина. А потом было еще одно расставание, опять проводы мужа на финскую войну. Наталья одна воспитывала детей и ждала мужа. Через восемь месяцев он вернулся. А в мае сорок первого родилась третья дочь Татьяна. А дальше…ВОЙНА.
Июнь 41-го. И снова расставание с мужем, проводы на фронт. Им было всего по 27 лет.
Дочке Тане был всего один месяц, она отца и не помнит. А вот Шуре было почти 7 лет, и минуты расставания она запомнила: «До сих пор помню, как с отцом в поле была. Много мужчин там было, все сено косили. Прискакал человек и сказал, что началась война. Я ещё ничего не понимала, маленькая была. Вскочил отец на коня. Меня впереди посадил, обнял крепко. До самой деревни так ехали: он меня обнимал и плакал. А на другой день его забрали. Как сейчас стоит он передо мной, в зеленой короткой тужурке, в серых галифе. Таким я его и запомнила». Тяжелым было расставание. Поцеловал он дочерей, маленькую Таню взял на руки и заплакал. Не успел он ещё ею налюбоваться, не увидит, как растет его младшенькая доченька. Наталья потеряла сознание, ее ели отлили водой. Будто чувствовала, что больше его не увидит.
В совхозе её перевели работать «бычатницей» - ухаживала за рабочими быками. Все знают, как трудно приходилось женщинам в деревнях. Тяжелая работа с утра до ночи. А дома другая работа – три маленькие дочки, их нужно накормить, нужно постирать, привести в порядок огород и т.д. успевала ткать ковры и половики. Доставалось и дочкам.
Старшей Шуре не суждено было стать первоклассницей ни в тот, ни в следующий год. Ее отдали в няньки. Да и дома ей работы хватало: за сестрами присматривала, в огороде всё сама делала. «Очень мне запомнилась наша единственная курица, - рассказывает баба Шура, - Она много хлопот доставляла. Нужно было следить, чтобы она в чужой огород не зашла. А она, как специально, к соседям лезла, у них курей больше было. Следили с девчатами за тем, чтобы курица где-нибудь в траве не снеслась. Ведь во время войны был план по сдаче яиц, молока, мяса и т.д. И никого не волновало, что людям нечего сдавать, что самим кушать хочется. Это постоянное чувство голода чуть не погубило нас. В деревне всегда травы заготавливали. Ими лечились, чай заваривали. Копали и солодку. Корень у нее сладкий. Ну, мы с девчатами и наелись этих сладких корешков. Мама пришла с работы, а мы спим, добудиться нас не могла. Напугалась, плакала. Но, слава богу, всё обошлось. Проспали мы дня два. А потом ходили, как пьяные, отекли все, голова кружилась. Солодку от нас теперь прятали».
А с фронта идут письма, в которых муж наказывает беречь детей. Много было писем, но за долгие годы они все затерялись. Но последнее письмо Наталья Ивановна помнила наизусть и пересказывала дочерям. Они его тоже запомнили. Пришло оно в начале 1943г.: «Получил ранение, после выписки из госпиталя хожу с костылем, если бы был рядовой, уже бы отправили домой. Сейчас едим с ребятами на фронт освобождать Сталинград. Слышим сильные бои, не знаем, останемся в живых или нет. Береги, жалей, Наташа, девчонок, они тебе сгодятся. Живи, как сможешь, как другие женщины живут». А в 22 февраля пришла похоронка, вернее известие «Пропал без вести». Но и тогда Наталья Ивановна не поверила «Два раза дождалась, и в третий раз дождусь!» - и всю жизнь ждала своего Аркадия.
После известия о гибели мужа Наталья Ивановна перебралась в колхоз «Баклуши». Снова работа от зари до зари. Дома лен, коноплю сеяла, обрабатывала, холстину ткала, чтобы было из чего детям рубашки сшить.
 Старшие дочери пошли в школу. Шуре было уже одиннадцать лет, а она только в первый класс идет.
Все ее образование – полтора года, да в няньках у учителей работала за обучение. У них с Галей (средняя сестра) на двоих была одна пара огромных валенок и отцовский полушубок. Ходили в них по очереди.
Татьяна во время войны совсем маленькая была и в ее памяти военные годы не сохранились. Но зато она всегда вспоминает, как приходилось работать, ведь все хозяйство лежало на девчонках, мать все время на работе, придёт – спросит, похвалит или накажет. Помнит постоянное чувство голода (даже после войны жили бедно).
Таня пошла в школу как положено – в 7 лет. Тане учится нравилось всегда. Только ходить было не в чем. Пока не выпадет снег, бегали босиком с соседними ребятами. Ноги мерзли, а они все равно бежали на урок. Вспоминает Татьяна Аркадьевна один случай, когда мать ее в школу не пустила, нечего на ноги одеть, а на улице снег уже. Узнал об этом директор школы. Вызвал к себе Наталю Ивановну, написал записку и отправил ее в детский дом за валенками. В Баклуши во время войны привозили детей из Ленинграда. Для них был построен детский дом. Только через несколько лет после войны его расформировали. С одеждой там было лучше, чем у многих деревенских детей. Показали Наталье Ивановне кучу старых дырявых валенок (кто же новые отдаст). Выбрала она со всей кучи всего лишь два валенка, которые можно было подшить. Только один валенок черный, а другой белый. Сосед их починил, и стала Таня в этих валенках в школу бегать. Белый валенок сажей вымажет, чтобы он не сильно от черного отличался. Пока в школе ходят – сажа обсыпается и валенок опять белым становится. Вот так и ходили. А еще она вспоминает как на Новый год вместо подарков их кормили в детдомовской столовой. Это тоже была радость.
В послевоенные годы по избам комиссия ходила, определяла остронуждающихся. Им давали сухой паек: пряники, крупу, в организованной столовой суп наливали. Придут, посмотрят – тепло и светло, дети одеты, значит не подходят под категорию остронуждающихся.
Много лет прошло, много чего случилось. Выросли дочери.
Александра Аркадьевна с малых лет трудилась в колхозе. Трудная у нее была жизнь. Сейчас она совсем седая, подводит здоровье. Но люди помнят ее всегда весёлой и доброй, для любого у нее найдется нужное слово.
 У средней дочери Галины жизнь трагически оборвалась, когда она была молодой.
 Младшая – Татьяна – стремилась к учебе, к активной жизни. Она была комсомольским вожатым, вступила в партию. Во всех делах была первой.
Сейчас она старенькая, но любит рассказывать о своей жизни. Благодаря ей я знаю историю своей семьи.
Всю жизнь сестры честно работали в родных Баклушах, заработали звание ветеранов труда. Наталья Ивановна прожила долгую жизнь. И всю жизнь надеялась услышать весточку об Аркадии, ведь находят пропавших без вести. Ее не стало в 2009 году. Ей было 96 лет.
Живы ее дочери, которые часто рассказывают о той трудной жизни.
В память об Аркадии осталась только одна фотография, которую бережно храним.
Вот такая у нас семья. Любым из членов семьи можно гордиться. Много трудностей пришлось им преодолеть, но они не сдались, не пали духом. Надеюсь, что когда-нибудь они тоже смогут мной гордиться.


Дата публикации: 01 Апреля 2021

Автор: Ольга Шевченко

Отправитель: Елена Шевченко

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...