НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Один - за всех, все - за одного

Тихий центр. Это сегодня он у нас относительно тихий. И сохранился здесь замечательный исторический двор дома по Каинской, 13, куда я очень рекомендую заглянуть. Пока пускают. Сейчас в этом здании медицинский центр, но его администрация пока не закрывает калитку во двор, и туда можно, но только тихо и аккуратно, зайти и взглянуть как сто лет назад выглядели оборотная сторона ново-николаевских домов.
Здесь ещё сохранился дух прошедшего времени. Широкий, сводчатый проезд, простенькие небольшие окна массивного первого этажа. Но ещё более примечательна история этого места. Поначалу дом среди остальных ничем не выделялся.
Разбогатевший вятский крестьянин Егор Константинович Куклин (таких было много) арендовал участок №8 в шестом квартале Центральной части. Поначалу он построил на нём лишь деревянный жилой дом дом-флигель и хозяйственные постройки. В 1905 году он смог построить уже двухэтажный полукаменный дом.
А в историю города дом этот вошёл трагическим пожаром, произошедшим 112 лет назад. В соседнем доме крестьянина Шапа квартировал некий торговец Гнусин. Май, ледоход прошёл, пора на рыбалку. И вот днём 11 мая 1909 года Гнусин во дворе топит на костре смолу, готовит лодку. Порыв ветра с Оби. Последующее полицейское дознание показало, что сначала загорелась маленькая избушка. Ветер задул искры пожара на сеновал. Далее пламя перекинулось на амбар, потом загорелся жилой дом. Огонь перешел на соседний склад сельскохозяйственных орудий. Стали взрываться бочки со скипидаром. Сильный ветер, дувший с Оби, помогал распространению огня на соседние участки. Деревянные здания вспыхивали одно за другим.
Над улицами Каинской, Вознесенской (Сибревкома), Колыванской повисли темные тучи дыма. Людей в этих кварталах охватила паника. Затем огонь перекинулся на Александровскую (Серебренниковскую), Мостовую, Спасскую (Спартака), а через час пылали прилегающие кварталы улиц Кривощековской, Воронцовской (Свердлова) и Логовской (Семьи Шамшиных). Дым от пожара был виден в нескольких десятках верст от города.
Здесь мы сталкиваемся с несколькими, широко распространёнными мифами, связанными с этим пожаром.
1) Что выгорела почти половина города. Это не так. Область пожара охватила лишь часть города, ограниченную рекой Каменкой, Николаевским проспектом и Тобизеновской (Горького). Ну, скажем, это только 10-я часть города, хотя и центральная.
2) Пожар сжёг всё, и богоявленно обошёл Покровскую церковь, что стояла (и стоит) на углу Болдыревской и Алтайской (ныне Октябрьской-Урицкого). «Храм чудом уцелел в огне пожара, уничтожившего почти весь Новониколаевск». Так написано на официальном сайте города Новосибирска. И это не так. Как мы видим по вышеобозначенной области, огонь не дошёл до церкви и двух кварталов.
3) Пожарные оказались «без рук», т.к. пожарная каланча тоже сгорела и завалила весь пожарный инвентарь. Это тоже не так. Да, деревянная пожарная каланча, построенная в 1903 году, рухнула. Она стояла на углу Николаевского и Спасской (там, где сейчас сквер Крячкова). И вот здесь в полной силе оправдались написанные на ней слова: «Один - за всех, все - за одного». К 1909-му в городе уже было несколько пожарных дружин (в Закаменской, Вокзальной частях) и находились они не так уж далеко друг от друга, поэтому на борьбу с огнём были брошены все силы.
Тем не менее, пожар продолжался до утра следующего дня и последствия его действительно были тяжёлые. Пожар уничтожил 22 квартала с 794 деревянными домами, более 6 000 человек осталось без крова. Ущерб превысил 5 миллионов рублей. Беда стала испытанием для нового мэра Владимира Ипполитовича Жернакова.
Городская Дума ходатайствует перед императором «оказать погорельцам Монаршую милость бесплатным отпуском строевого леса … и средств на постройку…», а заодно намекает снять с города оставшуюся на тот момент сумму выкупа за кабинетскую землю в 400.000 рублей. Выкуп за землю монарх не снял, но «повелеть соизволил организовать в гор. Ново-Николаевске по соглашению с губернской властью отпуск лесного материала пострадавшим от пожара беднейшим бесплатно, остальным по выявлению количества по заготовительной цене». А чуть позднее монарх распоряжается «…выдать городу Ново-Николаевску для оказания помощи погорельцам и удовлетворения наиболее неотложных нужд города, вызванных пожаром, в ссуду из казны 150 000 рублей для израсходования этой суммы на указанные надобности по ближайшему усмотрению города …».
Городу помог и томский губернатор Николай Львович Гондатти, обратившийся к сибирским городам с просьбой о помощи погорельцам. В 1910-году ему было присвоено звание почетного гражданина Ново-Николаевска, а ул. Алтайскую переименовали в ул. Гондатти. Это было первое в городе переименование.
А наши соседние дома по улице Каинской подружились. Судя по заявлению от 22 мая 1909 года, пожар уничтожил надворные постройки и 2-х этажный полукаменный дом, построенный в 1905 году. Вероятно, пострадал и второй дом, но меньше. Хозяева отстроили свои дома и на уровне второго этажа соединили оба здания, устроив в первом арочный проезд. Правда, с Гнусиным договор аренды был разорван, и ему пришлось съехать. Злые языки говорят, что он переехал в Барнаул и там устроил ещё один пожар.
Нет худа без добра. На месте уничтоженных пожаром построек быстро возводятся новые деревянные дома, большая часть которых была перевезена из окрестных сел. Городская дума принимает решение, которое определяет, что центральная часть города может застраиваться только каменными домами, либо с каменным первым этажом, и разделением верхних этажей кирпичными брандмауэрами.



Дата публикации: 09 Марта 2021

Автор: Константин Голодяев

Отправитель: Константин Голодяев

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...