НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Мои близкие в годы великой отечественной войны.

Мои близкие в годы великой отечественной войны.
 «Людям почему-то особенно запомнился субботний вечер 21 июня 1941 года. День был жаркий, а вечер выдался спокойный и теплый. Вся деревня от ребятишек до глубоких стариков была на улице. Играла гармошка, женщины пели частушки , стараясь переспорить одна другую. Молодежь устроила танцы. Завтра они узнают о страшной беде и расстанутся , быть может навсегда…»
«Я помню, как, ещё до войны, отец купил мне красные сандалии, а бабушка Варвара, его мать, долго его за это упрекала. Отца забрали внезапно , все мужики были в поле,  работали. Папа, Доронин Егор Прокопьевич, был учётчиком тракторной бригады, мама поварихой. До 1941 года папа принимал участие в боях на Хасане , потом воевал с финнами. Был, по рассказам его однополчанина Милованова Александра Васильевича, за мужество во время финской войны, награждён орденом Ленина. Папу отправляли учиться на красного командира в город Новокузнецк, но бабушка Варвара не дала, не отпустила. Всех квашнинских мужиков забрали прямо с поля. Приехала из Барабинска машина, всех сгрузили и увезли, даже попрощаться не дали. Взяли на переподготовку в Куйбышев. Моя мама и я в это время лежали в Зюзинской больнице. Когда 22 июня объявили в 12 часов о нападении фашистов, поднялся такой крик, мама схватила меня и пешком понесла в Квашнино. Но папы уже дома не было. Через несколько дней, она и ещё несколько квашнинских женщин отправились в Куйбышев , где находились их мужья. Шли пешком более 70 километров. Одна из женщин, Полянка Сухинина, была на сносях. В Куйбышеве мужей они не застали, их уже отправили на станцию Барабинск. Пешком они пришли на вокзал, когда воинский состав уже стоял на путях. Папа был уже в военной форме, показал маме свой воинский медальон и сказал: «Здесь теперь моя жизнь и смерть.», просил беречь себя и детей. От папы мы получили только одно письмо, из-под Москвы. Под городом Смоленском он попал в окружение, вышел и писал, что теперь снова готовится в бой. И всё,  больше писем не было, только в 1944 году пришло извещение, что "Доронин Егор Прокопьевич пропал без вести в боях за свободу Родины". Это извещение хранилось у бабушки Варвары. Она очень ждала возвращения сына, тосковала и умерла в 1944 году. А мне, однажды в детстве приснился сон, что я сижу на краю нашего подпола , свесив ноги, а из подпола рвётся на свободу белый орел . А я ничем этому орлу помочь не могу. Бабушка сказала, что этот орел твой отец. Где-то рвётся на свободу, а вырваться не может. Может быть, он был в плену» (Из воспоминаний моей бабушки Петренко (Дорониной ) Надежды Егоровны).
Братья Казанцевы
Когда началась Великая Отечественная война , на фронт из семьи Казанцевых (моей прабабушки Дорониной Натальи Евдокимовны) ушли на фронт 3 брата, бывшие ученики нашей школы: Казанцевы Коля, Саша и Петя. Отец их Казанцев Евдоким Андреевич, колхозник колхоза «Новая Заря», умер в 1938 году. Сыновей провожали мать Анастасия Михайловна и старшая сестра Наталья. Баба Таля была самая старшая в семье, она родилась в 1910 году, в школе не училась, потому что была девочка. Умела только расписываться. Её братья, Коля и Саша, закончили перед войной сначала Квашнинскую, потом Зюзинскую школу. На фронт она проводила и своего мужа - Доронина Егора Прокопьевича. Он пропал без вести под Москвой осенью 1941 года. Старший, Коля, родился в 1918 году. После окончания школы поступил учиться в железнодорожный техникум в городе Хабаровске. Вот его фотография в форме учащегося с надписью на обратной стороне « На память Ольге от Николая. 7 марта 1939 года. Хабаровск. II ДВЖД. » Оттуда, из Хабаровска, 25 августа 1938 года его забрали на срочную службу.
Коля воевал с первых дней войны. Был неоднократно ранен . В 1944 году, после госпиталя, приезжал в отпуск по ранению домой, вместе со своим фронтовым другом Аркадием. На фронте Коля имел звание гвардии лейтенанта, воевал в 14 гвардейском стрелковом полку 7 гвардейской стрелковой дивизии. У них с другом Аркадием был уговор, что если кто-то из них погибнет, то другой напишет о гибели товарища его родным.
В феврале 1945 года, за 4 месяца до окончания войны пришло письмо от Аркадия, в котором он писал, что Коля погиб.
Эшелон шёл на фронт в сторону Восточной Пруссии. Фашистскими диверсантами было взорвано железнодорожное полотно, вагоны пошли под откос. Многие из советских воинов погибли. Среди них и гвардии лейтенант Казанцев. Похоронен был Коля в братской могиле в Латвии на хуторе Вимбе.
Саша родился в 1919 году, после школы закончил курсы радистов и работал радистом на Квашнинской гидрометеорологической станции. Любил пошутить, посмеяться. Был призван в армию в 1939 году. В Красной Армии получил воинскую специальность шофера. На фронте был с первых до последних дней. Возил снаряды и боеприпасы по дорогам фронтовым и под бомбёжкой, и под обстрелом. Неоднократно был ранен. Принимал участие в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, дошёл до Берлина. Воевал на Первом Белорусском фронте в составе 250 танкового полка. На фотографии он изображен в 1945 году, в Германии, рядом со своим командиром и его женой, которая тоже воевала. Демобилизовался Саша в 1946 году. Всю жизнь Александр Евдокимович Казанцев остался верен своей военной специальности, работал шофером в Барабинске.
Самым младшим в семье Казанцевых был Петя. Он был очень спокойным, мечтательным человеком. Когда началась Великая Отечественная война, Пете было всего 16 лет. Сначала Петя работал в колхозе. А в 1943 году Петю призвали на фронт. Петя был связистом. Поддерживал связь во время боя. Если связь прерывалась, то под снарядами и пулями ему приходилось ползти и восстанавливать связь. Во время боя под городом Александрия Ворошиловградской области во время боя он был ранен разорвавшимся снарядом. Его вынесли санитары с поля боя, доставили в медсанбат. В это время налетели фашистские самолеты началась бомбежка. Раненых под бомбами медики выносили из домов. Вокруг взрывы, пожар, падают убитые. После окончания налета оставшихся в живых раненых отправили в тыловой госпиталь, среди них был и  Петр Казанцев. После госпиталя его направили на долечивание домой в Квашнино. А дома считали, что он погиб, потому, что пришла похоронка, в которой говорилось, что "рядовой Казанцев П. Е. погиб в боях за свободу и независимость Родины". А он был жив, хотя в теле его осталось 16 осколков. Он очень страдал от болей. После войны Петю направили учиться в Томск, там он простыл, сказались фронтовые раны, и в возрасте 20 лет Петя умер. Мать Казанцева Анастасия тосковала, молилась, но не дождалась с фронта ни одного из сыновей. Умерла в 1943 году. Встречала братьев старшая сестра, а с 1941 года она - солдатская вдова Наталья Доронина».


Дата публикации: 05 Марта 2021

Автор: Елена Белоусова, Жамиля Лебединцева

Отправитель: Жамиля Лебединцева

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...