НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Репрессированные немцы и их судьба в Черепановском районе

Но и до смерти своей едва ли
Я позабуду тот день и год,
Когда в Сибирь или куда подале
Поволжских немцев выселяли.
Не тех, кто побывал в судебном зале,
Не хутор, не деревню – весь народ.
В.Савельев.   

 

Тема репрессированных немцев недостаточно изучена в историографии, это объясняется, прежде всего, тем, что лишь в 1989 году Советское государство признало «преступное беззаконие и варварские акты, совершенные сталинским режимом в отношении принудительно высланных народов». Темой политических репрессий немцев исследователи занялись только в эпоху гласности при М.С.Горбачеве.

История немецкой колонизации Сибири насчитывает более ста лет. Немцы находились среди первых переселенцев в Сибирь, они активно участвовали в колонизации региона вместе с русскими. Первые описания Сибирского края принадлежит немецким ученым и путешественникам: Даниилу Готлибу Мессершмидту, Герарду Фридриху Миллеру, Петру Симону Палласу и другим. Много немцев было среди сибирских чиновников и офицеров, священников и учителей, архитекторов и музыкантов, купцов и ремесленников. Переселение немцев в Сибирь явилось продолжением и завершающим этапом движения немецких групп на восток.

Постоянный поток иностранцев в Россию, особенно усилившийся в Петровскую эпоху, получил новое направление во времена царствования Екатерины П. В 1762 и 1763 годах Екатерина II издает два манифеста, приглашающих иностранцев и гарантирующих им значительные льготы при переселении: они получали казенные земли и деньги на переезд и обзаведение хозяйством, на тридцать лет освобождались от налогов и податей, в том числе, от воинской службы.

Колонисты сохранили свое самоуправление и свободу вероисповедания. В это время были основаны крупные колонии в Поволжье, Новороссии, Бесарабии, Закавказье, вблизи Петербурга.

Следующим толчком к переселению послужила столыпинская реформа. Немецкими колонистами были заселены обширные пространства в Славгородском и Омском уездах. Революционные события 1917 года, Гражданская война, коллективизация не миновали немецкие колонии. В октябре 1918 года был подписан декрет об образовании Трудовой коммуны немцев Поволжья. В 1924 году она получила статус автономной республики (АСССР НП) и стала центром немецкой диаспоры.

Крутой поворот в судьбе российских немцев произошел в 1941 году. 28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета принял закон, согласно которому все немецкое население Автономной немецкой республики Поволжья, районов Саратова и Сталинграда должно было быть выслано в Казахстан и Сибирь.

В то время как Красная Армия отступала на всех фронтах, теряя каждый день десятки тысяч убитыми и пленными, Берия выделил на эту операцию 14000 человек из войск НКВД под руководством заместителя наркома внутренних дел генерала Ивана Серова, который уже прославился во время «чистки» прибалтийских республик.

Операция по выселению была проведена быстро и организованно.  За 17 дней, c 3 по 20 сентября 1941 года, 446480 немцев были депортированы в 230-и эшелонах. Составы шли до места назначения от четырех до восьми недель, а направлялись они в районы Омска, Новосибирска, Барнаула, на юг Сибири и в Красноярск.

Таким образом, более 82% немцев, рассеянных по всей территории Советского государства, были единовременно и принудительно высланы, хотя, казалось бы, катастрофическая ситуация, в которой находилась страна, требовала направить все силы на вооруженную борьбу против врага, а не высылку сотен тысяч невинных советских граждан.

Число высланных граждан немецкого происхождения было на самом деле намного больше, так как десятки тысяч солдат и офицеров немецкого происхождения были изгнаны из Красной Армии и отправлены в дисциплинарные батальоны трудовой армии в Воркуту, Кемерово, Челябинск. Только в одном Челябинске более 25000 немцев работали на строительстве металлургического комбината.

Переселение всех народов проводилось по общему плану. Выселение проводилось молниеносно: на сборы иногда давали всего 20 минут. Большая часть имущества, скот и птица – все оставалось брошенным вместе с домом. Уже по пути в ссылку погибали более слабые – старики и дети. Часто в поездах происходили вспышки эпидемий.

Тела умерших в пути не хоронили. Солдаты конвоя просто бросали их под откос. Только если умирало очень много людей, разрешали похороны. Не предать тело близкого человека земле, по обычаям считалось самым тяжким грехом. Часто высылаемые до последней возможности старались прятать тело умершего в пути от охраны.

В 1941 году в Черепановский район было депортировано значительное число репрессированного населения – более 3 тысяч немцев Поволжья. К январю 1942 года общее количество прибывших в район составляло 7246 человек.

«Немцы Поволжья расселялись на ст. Посевная, в ряде совхозов и колхозов района, в селах Крутишка, Верх-Мильтюши, Бочкарево, Медведское, Карасево, Евсино и других местах».

Многие высланные до сих пор рассказывают о своей жизни очень осторожно, а на глазах – слезы. Я расскажу о тех, кто еще жив и помнит эти страшные годы. Я поехала в село Шурыгино и познакомилась с Райс Гильдой Павловной, до замужества Райхерт.

Родилась она 1 июля 1936 года. Родители немцы, отец – Райхерт Павел Христианович, мама – Филиппи Анна Иогановна. Проживали в Саратовской области, Маиендальский район, село Лилиенфельд. Мама работала в совхозе разнорабочей, отец – первый коммунист в деревне, председатель сельского совета.

На сборы дали 24 часа, но так как отец Гильды помогал с отправкой депортируемых, семья получила на сборы трое суток. Успела сдать скот, птицу, хлеб. Получили справку о сданном имуществе.

Первая баржа с выселенными попала под бомбежку и затонула. Погибли 1200 человек. Остальные ждали отгрузки на берегу. На поезда попали только 8 сентября. Все 11 дней, что находились в поезде не кормили, кушали у кого что было с собой. Днем поезда стояли, ехали только ночью в закрытых вагонах.

Прибыли в Шурыгино 19 сентября 1941 года, по квитанции о сдаче имущества получили телку и маленький домик. Перевезли в Новосибирскую область почти все село. Сразу же пошли в колхоз на работу. В семье было 6 детей.

В декабре умерла младшая сестра Эмма. В 1941 году отца забрали в трудармию в город Ульяновск. Вернулся он по болезни в ноябре 1946 года. Умер отец в августе 1956 года.  

Гильда пошла в школу в 10 летнем возрасте в первый класс. С 16 лет начала отмечаться в комендатуре. В 1955 году – вышла замуж за немца из спецпереселенцев Райс Давыда Ивановича. У нее 6 детей, 14 внуков и 8 правнуков.

В 2002 году семья переехала на постоянное место жительства в Германию в город Брауншвейг. В 2008 году вернулись в Шурыгино. «Моя родина здесь, в Шурыгино. У меня здесь друзья. Здесь живут мои дети, внуки, правнуки. Меня здесь уважают», - говорит Гильда Павловна.  

Схожая судьба и у ее сестры. Цорн–Райхерт Лидия Павловна родилась в 1921 году. Ей уже было 20 лет, когда произошла депортация. До сих пор Лидия Павловна не может без слез вспоминать ту страшную дорогу в Сибирь. Ей казалось, что это страшный сон. Семья тоже оказалась в селе Шурыгино. Благодаря милосердию местных жителей, таких оказалось больше, семья смогла обосноваться на новом месте.

Но главные испытания были впереди.  Весной 1942 года Лидия Павловна была мобилизована в трудовую армию, работала на заводе строительных материалов в поселке Линево. Условия работы были очень тяжелыми, но взаимоотношения между начальством и трудармейцами были сносными, приходили письма из дома, иногда даже посылки.

Жили в общежитии, начальство ценило трудолюбие немцев. Но такая жизнь длилась недолго, ходили упорные слухи о том, что могут отправить на работу в шахту, а это уже совсем другие условия – лагерные. Не удалось избежать этой участи Лидии и ее подругам: Анне и Тамаре. Волей судьбы они оказались на шахте в Кемерово. После двух лет в этих ужасных условиях подруги решились на побег. Побег удался.

Кемпель Светлана Ивановна написала воспоминания о своём репрессированном отце. Кемпель Иоганнес Вильгельмович родился 1915 года в городе Красноармейске Саратовской области. Вырос он в большой семье, где было 9 детей. После школы учился в педагогическом училище города Энгельс. Работал учителем, затем в райком комсомола – до 1941 года. В 1939 году он стал членом КПСС.

С началом войны он и его родственники были депортированы, семьи  разлучены: женщины и дети нашли пристанище в сибирских селах и деревнях, а мужчины были отправлены в трудармию. Отца отправили в Пермскую область, там встретил он свою любовь, мою маму.

В 1947 году они приехали в Новосибирскую область, Черепановский район, в 6 километрах от станции Посевная (поселок Грибной), где им было разрешено поселиться. Жили все под надзором комендатуры, где надо было регулярно отмечаться.

Отец начал поиски родных, вскоре на ферме поселилась старшая сестра отца Наталья с детьми, разыскались дети младшего брата Александра. Но и горе не обошло стороной большую семью Кемпелей: младший брат Егор и сестра Мария утонули где-то в северных морях, старший брат Федор пропал без вести.

Но время шло, жизнь налаживалась. Какие бы трудности не встречались на жизненном пути отца, он никогда не жаловался, ни разу плохо не высказался о руководителях страны и партии, напротив, он всегда был готов выполнить любое партийное поручение и с гордостью носил звание коммуниста.

С 1959 года работал председателем колхоза «Искра коммунизма». Он награжден медалью «Ветеран труда». 1990-ые годы стали для него ударом, он тяжело переживал все происходящее в стране и не хотел верить тому, что происходит. Отец ушел из жизни в 1996 году».

Поволжские немцы в Сибири обрели новую родину, много лет мирно уживаются с коренными жителями, создают интернациональные семьи. Они не просто сумели выжить, но и заслужили почет и уважение окружающих, и внесли существенный и достойный вклад в развитие нашего района.

На основании пункта «В» статьи 3 и статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991г. №1761-1 « О реабилитации жертв политических репрессий» все немцы Поволжья были реабилитированы.

Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 16 Февраля 2017

Отправитель: Оксана Федореева

Вам нравится? 8 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...