НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Из Княжества Литовского


Всё проходит. Неудержимый поток времени не желает остановиться ни на минуту, унося с собой год за годом. Нам остается только память, эта удивительная вещь, свойственная подлинно человеческому бытию, единственное, что способно противостоять времени хотя бы ненадолго. Сохранить память – наша общечеловеческая задача. Причем общая память складывается из памяти личной, как организм складывается из отдельных клеток.
Цель исследовательского проекта «Следы ушедших деревень» - помочь занять своё место в «организме памяти», истории ныне несуществующих населенных пунктов Венгеровского района. Каждая деревня – это судьбы людей, их труды, праздники, устремления, словом, – своя отдельная жизнь. Неумолимые процессы приводят к тому, что всё больше деревень отходят в прошлое. Остаются лишь их «следы». По этим, еще оставшимся следам, нужно постараться восстановить историю «ушедших» деревень, чтобы не исчезла бесследно память о проходившей в них жизни. Суть проекта «Следы ушедших деревень» заключается в том, что по каждой из исчезнувших к настоящему моменту деревень рассчитывается написать историко-публицистический очерк, который зафиксирует основные вехи их истории для тех, кто неравнодушен к прошлому своего родного края.
В планируемом ряду этих очерков по стечению обстоятельств первым на очереди встал очерк о деревне Рямово (или 1-я Рямовская ферма, или 1-е Рямово). Деревня эта располагалась примерно в 15 км от 1-Петропавловки. Основана она была ссыльными литовцами в 1796 году.
П. М. Понамаренко в своем краеведческом труде «Отчий край» упоминает об её основании следующим образом: «Рямовая основана ссыльными, участниками Польского восстания под руководством Тадеуша Костюшко в 1795-96 гг., поселились они около ряма (сфагновое болото), отсюда название». Политические ссыльные, коими являлись основатели деревни, в отличие от ссыльных уголовных и административных, с охотой брались за производительный труд. Люди это были деятельные и хозяйственные, поэтому за обустройство на новом месте жительства они взялись основательно, тем более что вернуться назад, в Княжество Литовское, едва ли надеялись. Данные статистики дореволюционной России по Томской губернии подтверждают сказанное выше о жителях Рямово. Согласно им, всего литовцев в Сибири было около 2 тысяч, причем на Каинский округ (Каинск сейчас – г. Куйбышев), особенно на Усть-Тартасскую волость (территория Венгеровского района), куда входила д. Рямово, приходилось 606 литовских дворов. Большинство этих литовцев проживало в сельской местности, занимаясь хлебопашеством и чернорабочим трудом. Таким образом, рямовцы были представителями того самого трудового сибирского крестьянства, которое впоследствии служило не раз опорой для страны в трудные годы. «Плавильный котел» Сибири со временем превратил ссыльных литовцев в россиян – и по образу жизни, и по языку, – но изначально обида на царское правительство и уязвленная национальная гордость достаточно сильно говорили в основателях деревни. Иначе чем объяснить то, что они поселились вдали от основного тракта, на болотах (раньше территория района была гораздо более заболоченной), где среди водоемов – одно озеро Рямовое, да и то более, чем в дюжине километров от населенного пункта.
Рямово жило, развиваясь естественным образом, причем в динамике его населения наблюдался некоторый спад. Так, в 1859 г. число дворов в Рямово – 45, жителей – 148 душ мужского пола и 144 – женского, а по переписи 1889 г. уже, соответственно, 53 двора, но 119 мужчин и 124 женщины. Разница в количестве дворов может быть связана как с изменением параметров учета дворов как статистических единиц, так и с процессом расселения больших семей, появлением более малочисленных. Колебание численности населения – обычное дело для традиционного хозяйства, весьма чувствительного к неурожаям и связанному с ними голоду. Каких-либо церквей, учебных и благотворительных учреждений, почтовых станций, ярмарок, фабрик, заводов или чего-то подобного, что обычно отмечалось статистикой, за XIX век в Рямовом не отмечено. Но уже в 1904 г. указывается на наличие сливочного отделения к маслодельному заводу. В деревне на тот момент проживало 385 человек. Следующая информация о ней, по понятным причинам (революции, войны), появляется только за 1926 г. В то время Рямово насчитывало уже 655 человек, преобладающим населением среди которых всё ещё оставались литовцы. На территории населенного пункта уже имелись сельсовет, школа и маслозавод – по сути отражение мероприятий советской власти по налаживанию системы управления страной, по созданию разветвленной сети образовательных учреждений для широких масс трудящихся и по повышению продуктивного производства (на территории Барабы акцент был сделан на маслоделательное производство).
Не обошел Рямово стороной и процесс коллективизации: в 1929 году там была образована сельхозартель (колхоз) им. Крупской. Колхоз этот, надо сказать, был достаточно крепким хозяйственным предприятием. По данным 1935 г., численность его – 270 человек, занимались люди тем, что сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, технические культуры и кормовые травы. Кроме полевых работ, рямовские колхозники разводили скот: КРС, лошадей, овец, свиней. От установленных норм Госплана наблюдалось некоторое отставание, но причиной ему было полное отсутствие машинной техники в распоряжении колхоза. Практически все работы приходилось осуществлять вручную или на конной тяге. Проблема отсутствия тракторов в 40-е годы уже была решена, когда колхоз им. Крупской стала обслуживать Урезская МТС.
В 50-е гг. этот колхоз был объединен с колхозом «Красная заря» в колхоз им. Ворошилова (д. Усть-Ламенка). Перенос управления таким важным сельхозпредприятием, как коллективное хозяйство, в другую деревню – это явный признак начавшегося замирания жизни в Рямово. В этом процессе значительную роль сыграло её отдаленное положение: ввиду бездорожья трудно было поддерживать с ней коммуникации. Даже купаться дети ходили на озеро за 15 километров от деревни. В 1952 г. решением облисполкома центр Рямовского сельсовета из д. Рямово был перенесён в д. Усть-Ламенку. По хозяйственным книгам деревня значилась до 1963 г., но окончательно прекратила существование в 1984 г.
Исчезла она не по воле самих жителей. Многие из них с теплотой вспоминают о своей малой родине. Памятные кресты, деньги на установку которых собрали сами рямовцы, – наглядное тому подтверждение. Последний житель Рямово (Барбашев) вовсе отказался покинуть свое родное место, переехать в 1-Петропавловку, где у него было много родственников, и последние годы прожил здесь. По сути, не смотря на сложность поддержания коммуникаций с деревней и слияние рямовского колхоза с усть-ламенским, по настоящему «завяла» она, когда закрыли местную школу. Тогда и не стало перспектив на будущее у деревни.
Эту «деревню» 12 октября 2017 г. благодаря помощи председателя 1-Петропавловского сельсовета Р. В. Михайлова удалось посетить группе краеведческого кружка Дома детского творчества. Мы смогли своими глазами увидеть те самые «следы ушедшей деревни». Добраться до места очень непросто – около 15 километров по бездорожью. Если бы не накатанная более-менее охотничья тропа (охотников интересуют в этих краях такие звери, как кабан, косуля, лиса, заяц), то вряд ли поездка была бы осуществима в принципе, поэтому хочется искренне высказать благодарность Роману Валентиновичу, не пожалевшему ни сил, ни времени для проведения экскурсии в Рямово. Особой благодарности заслуживают также работники отдела архивной службы администрации Венгеровского района за предоставленную информацию по Рямово.
Вид остатков деревни невольно навел на мысли о зыбкости всего, созданного человеческими руками. Вот была полноценная, здоровая деревня со своей немалой историей, и за какие-то 33 года она исчезла почти без следа. Лишь немногие сохранившиеся части строений указывают на то, что здесь жили люди. Очень символично стоят теперь в бывшем центре Рямово два креста – деревянный и железный (на случай, если лесные пожары уничтожат деревянный крест), - с прикрепленными к ним табличками, сообщающими о годах жизни деревни – 1796-1984 гг. Не хотят бывшие жители, чтобы без остатка исчезла память об их деревне. А их немало в свое время переехало в 1-Петропавловку, где проводят свою старость. У них даже сложилась традиция приезжать ежегодно к упомянутым крестам и проводить там время, вспоминая о прошлом. Да разве посмотреть на «кусочек» бывшей школы-восьмилетки. Когда-то это белое красивое здание, расписанное красками бывшим учителем школы Н.К. Белобородовым, так радовало жителей своей эстетикой и приветствовало всех въезжавших в деревню.
Живет еще память о деревне в умах людей. Есть своя частица памяти о Рямово и у Р. В. Михайлова: «Как-то раз в детстве, я тогда учился в классе 5-6-м, - рассказывает он, - пасли мы с другом Димкой коней. Они разбежались, и пока мы их искали, решили заодно посмотреть 1-ю ферму Рямово, что там сейчас. Съездили, поглядели и вернулись уже в позднем часу. Нас уже потеряли, искать пошли. До того наездились мы тогда...».  Будем же и мы помнить её, сколько это в наших силах. 



Дата публикации: 03 Марта 2021

Автор: Константин Лобанов

Отправитель: Дарья Воликова

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...