НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Первый директор

Белоусова Анна Герасимовна родилась в 1894 г. в семье рабочего. Уроженка Петрограда, свидетельница трёх русских революций, она ещё маленькой девчушкой бегала в воскресную школу для взрослых на Обуховской стороне, где учился её отец. Она рано лишилась матери, в 1905 г. умер и отец. Воспитывала её старшая сестра. В 1912 г., окончив гимназию, Анна поступила на Петербургские одногодичные педагогические курсы и до 1918 г. работала учителем в Обуховской начальной школе, вышла замуж за офицера.
В смутные годы гражданской войны вместе с сестрой выехала в г. Козельск Калужской области, на родину отца. Там она 2 года проработала заведующей начальной школой. Затем переехала в Сибирь. По рассказам старожилов, она поехала вслед за мужем, который служил в то время в Колчаковской армии. По дороге она сильно заболела и её вынуждены были оставить в одном из сибирских сёл. Так она попала в с. Мошково Алексеевского района, где 3 года проработала заведующей сельской начальной школой.
Муж погиб в сибирских болотах, и Анна Герасимовна решила остаться жить в Сибири.
В 1923 г. она была переведена в Буготакскую начальную школу и стала её заведующей. И все свои силы, всю свою жизнь она посвятила ей.
Были ли тогда какие - либо трудности?
«Да, трудности были, - рассказывала впоследствии корреспонденту местной районной газеты «Ленинское знамя» Анна Герасимовна. – Особенно в первые годы становления Советского государства. С 1920 по 1924 года работала без зарплаты за хлеб, дрова и квартиру. Приходилось самой открывать в каком-нибудь домике школу, ходить по селу и убеждать родителей в необходимости учить детей. Многие учителя уходили на другие работы, но у меня такая мысль никогда не возникала.
И я верила в будущее и знала, что государство не оставит без внимания труд учителя, поможет».
Школа в Буготаке была небольшой. Обычный деревянный дом.
Вначале Анна Герасимовна работала одна с четырьмя классами. Времени не хватало. Но учитель не может стоять в стороне от общественной работы на селе, ибо обучение и воспитание детей тесно связано с воспитанием родителей. Она находила время и для бесед, и для лекций. А после занятий вместе с учащимися рисовали лозунги, плакаты, стенгазеты, ставили спектакли.
«А во время коллективизации и ликвидации кулачества приходилось спать по два, а то и по часу в сутки, – продолжает Анна Герасимовна.
Работали в две смены. Дети – переростки. Население отсталое. Шло расслоение крестьянства. Зверело кулачество. Помню, кто-то из озлобленных кулаков бросил в окно моей квартиры камень, а в другой раз в меня стреляли. Но угрозы нас не пугали. И чем больше злобилось кулачество, тем с большей силой и настойчивостью мы работали».
Село росло, детей становилось всё больше, и школа в маленьком домике уже не вмещали всех учащихся. Как раз в то время в центре села на деревенской площади решено было построить церковь, а просторной школы не было. В течение суток Анна Герасимовна собрала подписи с населения. Многих пришлось убеждать, но добилась всё- таки своего. Сруб, предназначенный для церкви, отдали для строительства школы.
Ребятишки в школу съезжались из окрестных деревень: хутора «Ново-Троицкого», с. Боровушки, п. Крещенского, с. Ермачихи, п. Сопочного, с. Сарапулки, участка «Высокое», с. Виталиха. Добирались до школы, кто как мог, кто пешком, кто - на попутных подводах. Расселялись на квартирах, уезжая домой лишь на каникулы.
В школах рано утром технички топили круглые железные печи, дрова поставлял колхоз. Электричества не было, освещались 5-ти линейными, а затем 7-ми линейными керосиновыми лампами.
Население росло, благосостояние народа улучшалось, увеличивалась потребность в новой школе.
В то время в селах были так называемые «мангазеи», куда крестьяне ссыпали зерно, делая запасы на зиму. Из такого амбара - «мангазеи» в 1930 году по инициативе и под руководством А.Г. Белоусовой была построена более просторная деревянная школа, которой она руководила до 1953 г.
 Постепенно малокомплектные школы были разобраны и пристроены к этой. В ней еще учились до 1965 г.
Для приезжих детей было построено 2 интерната: на территории школы и на соседней улице. В 1932 г. Белоусова Анна Герасимовна становится директором Буготакской начальной школы.
В 1938 году школа становится восьмилетней, а в 1940 г. – средней, т.е. десятилетней.
В предвоенные годы школа жила интересной жизнью: работали кружки, спортивные секции. Школьные мероприятия и праздники готовили вместе, дружили со спортом. А сколько интересных, поистине красивых душой и щедрых сердцем педагогов работали тогда! В коллективе Буготакской школы было тогда 23 педагога.
Замуж Анна Герасимовна не вышла. Перед войной она взяла на воспитание маленького мальчика Галлея, испанца-сироту.
22 июня 1941 года началась война.
Суровые, тяжелые дни наступили для нашего народа. Большинство мужского населения воевали на фронтах, а кто оставался в тылу, должен был работать за двоих. Учителя с учениками после уроков собирали в родном колхозе колоски, рвали лен, копали картошку, пололи огороды. Ночью помогали молотить снопы. Женщины подвозили дрова для отопления школы, ребятишки помогали их пилить – колоть, иногда падая от усталости. На следующий день все повторялось сначала.
Ели хлеб пополам с лебедой и картошку, в основном, мороженую. Пища была скудная. Собирали колоски, оставшиеся после уборки хлебов, лущили из них зёрна и варили кашу, ели траву. От недостатка еды люди слабели и умирали. Весь хлеб, выращенный в колхозе, отправляли на фронт. По вечерам женщины и девушки вязали тёплые вещи, которые затем отправляли на фронт. Людей мучил постоянный голод. Жили трудно. Особенно голодно было в конце войны и в послевоенные годы. Все четыре года люди не знали вкуса настоящего хлеба, потому что весь хлеб отправляли на фронт. Вкус сахара вообще забыли.
Всё это время Анна Герасимовна старалась всем помочь и всех поддержать и без уважительных причин школу никто не пропускал.
Чтобы к началу занятий было тепло, технички начинали топить печи с 5 часов утра. Но в сильные морозы все равно было холодно, поэтому сидели в верхней одежде.
Электричества в деревне не было, в школе освещались керосиновыми лампами. В обязанности дежурных входило заправлять керосиновые лампы и расставлять их по партам, которые были выкрашены коричневой краской с черными крышками.
Тетрадей не было, писали на полях старых газет.
А с запада шли и шли эшелоны с эвакуированными. Среди них было много детей, а детей надо было учить. И учили, несмотря ни на какие трудности!
После войны в стране не стало легче. Голод, разруха, нехватка мужских рабочих рук, - всё это ещё долго лежало на женских и детских плечах. Но школа продолжала жить своей жизнью.
Анна Герасимовна была мягким, но в то же время очень строгим педагогом. Эти же качества она применяла и в комсомольской работе. Пройдя через все тяготы Гражданской и Отечественной войны, становления и развития школьного образования, Анна Герасимовна была требовательным и настойчивым организатором, воспитала и выпустила не одно поколение детей. 35 лет жизни она отдала Буготакской школе.
И Родина по заслугам оценила большой труд Белоусовой Анны Герасимовны. 
После войны в 1948 году за добросовестный труд в деле образования она была награждена высокими правительственными наградами – «Орденом Ленина» и медалью «За доблестный труд в годы великой отечественной войны».
Но более ценными были забота, внимание и память её бывших учеников.



Дата публикации: 03 Марта 2021

Автор: Галина Бобкова

Отправитель: Галина Бобкова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


Белоусова с учениками.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...