ИКОНОПИСНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В СУЗУНЕ
География распространения народной иконы очень большая. Наши предки не мыслили себе дня прожить без молитв. Поэтому, осваивая территорию Сибири, в острогах первым делом воздвигали деревянный храм, где выставляли привезённые с собой иконы. Но население Сибири в XVIII-XIX в. в. всё возрастало, и спрос на иконы увеличивался. Поэтому в Сибири стали возникать иконные промыслы. Художниками становились те, кто имел, хоть сколько-нибудь, небольшой дар к написанию образа, лика. Сначала писали по заказу знакомых, соседей, родных. С увеличением спроса появилась возможность вести и торговлю иконами. Цены были, видимо, незначительные. По некоторым данным, икону можно было выменять за три луковицы. Именно - выменять, так как считалось, что икону можно было только обменять на продукты питания, товары ремесленного производства, а не продать. Это была недорогая продукция, которая делалась массово.
Поселок Сузун стал благоприятным местом для зарождения такого иконописного промысла. Само возникновение посёлка в 70-е г. г. XVIII века было связано со строительством, единственного на территории Сибири, монетного двора и завода, где выплавляли медь для его нужд. Рабочие получали небольшое жалование, и, чтобы как-то прокормить семью, многие занимались дополнительными промыслами. Мастеровые люди – кузнецы, бондари, кожевенники - изготавливали свои изделия и продавали их местным крестьянам, которые, в свою очередь, поставляли в Сузун различные продукты сельского хозяйства. Вскоре здесь появились торговцы из других волостей, губерний и регионов со своими товарами. Удобные пути сообщения (близость реки Обь и Московского тракта), транспортные связи со всеми алтайскими Колывано-Воскресенскими заводами, удачное время проведения (декабрь) привели к тому, что к середине XIX века Сузунская ярмарка стала крупнейшей в Западной Сибири. Сюда прибывали купцы из Казанской, Нижегородской, Томской, Иркутской и других губерний, а также - «иностранные гости» - татары и бухарцы, которые привозили продукцию своих регионов. Развозили торговцы по всему краю не только сельскохозяйственные, ремесленные, железоделательные товары, но в том числе и иконописную продукцию сузунских мастеров. Поэтому эти иконы сегодня можно встретит в городах, посёлках и деревнях, в коллекциях музеев, частных собраний и в антикварных салонах Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, а также Алтайского края и Северо-Восточного Казахстана.
Конечно, как утверждают специалисты, говорить о «сузунской иконописной школе письма», как о самостоятельном, целостном понятии, нельзя. Ведь в научном понимании школа – это стиль, сложившийся на протяжении нескольких поколений, благодаря мастеру, создавшему новые традиции и передавший их своим ученикам. В данном случае можно говорить об узнаваемой манере сузунского письма, обладавшей рядом признаков.
Исследуя сузунскую икону, в первую очередь следует обратить внимание на её основу. Это ровная и хорошо обработанная сосновая доска с толстыми, около одного см, торцевыми шпонками в виде трапеции. Причиной идеальной обработки досок, которые сохранили свою форму, несмотря на возраст, мог быть заводской, промышленный характер её обработки. И действительно, в поселке имелись мебельные мастерские, в которых могли произвести заготовку высококлассной древесины. Таким образом, по доске и шпонкам, сузунскую икону можно достаточно просто отличить от других памятников народной иконописи, близких по стилистике и колориту.
Второй отличительной чертой сузунской иконы является её цветовая гамма. Традиционными колорами, которые использовали местные художники, были: терракотово-красный, оливковый, чёрный, жёлтый, синий, белый и коричневый, «причем, заметно преобладание оливкового и красного, которые часто использовались, так же, и в цвете опуши.
Сюжетная линия, которую чаще всего выбирали иконописцы, также, была ограничена. Самый распространённый образ - это «Архангел Михаил - грозных сил воевода». Для первых покорителей Сибири Архангел был покровителем, который несёт мирный свет Православия. В народе образ почитался как защитник, поэтому икона встречалась, практически, в каждом сибирском доме. В Сузуне иконы этого сюжета выполнялись в скорописной манере, отличающейся яркой красочной палитрой и упрощенной иконографией. Не менее важны были образы Спасителя (Господь Вседержитель и Спас Нерукотворный): простонародны, отличаются мягкостью и душевностью трактовки. Облачения Спасителя часто украшены орнаментом. Изображение же Христа на иконах «Чудо святого Георгия о змие», «Святой Архангел Михаил», «Святые Кирик и Улита» было, как бы, отрезанным по верхнюю часть туловища, без благословляющей десницы, и смотрящий вполоборота, облачка при этом условны и не закрывают весь угол. Распространенным образом Богоматери чаще были Одигитрия, Знамение, но особенно почитали на сузунской земле икону Божией Матери «Неопалимая Купина», как сильный и глубокий образ иконы от пожара. Ведь в огне в 1847 г. погибло главное производство – монетный двор. Отдельную группу составляли почитаемые избранные Святые. Очень часто изображали сузунские мастера Николая Чудотворца, который является покровителем странствующих. Святую Екатерину, покровительницу женщин, молили о скором и удачном замужестве, здоровых и крепких детях. Георгий, Кирик и Улита также часто изображаемые святые в Сузуне.
Важной и отличительной особенностью сузунских икон среди других местных центров является их каноничность, строгое следование традициям древней живописи, а также наличие признаков «древлеправославной веры» - титлы Спасителя, двоеперстия, восьмиконечного креста и ряда других, что, безусловно, связывает их со старообрядческой средой. Объяснение данному явлению состоит в том, что староверы, действительно, составляли немалую долю жителей поселка. Именно староверы были лучшими работниками на таких тяжелых заводских работах, как горный промысел. В окрестностях Завод-Сузуна существовали сёла с преобладанием старообрядческого населения. А село Мало-Бобровка, основанное в 1925 г.
оду, состояло только из староверов.
Таким образом, высококачественная доска для иконы, скудность красок, своеобразие сюжетной линии и черты сторообрядческой веры – это основные характеристики сузунской манеры письма.
Старший научный сотрудник НКГ Надежда Глебовна Велижанина, первая провела большое изучение и типологию икон сузунского письма, и она выделяла не менее десяти мастеров. Но только о трёх на сегодняшний день история сохранила имена или некоторые данные. Первый – это безымянный «мастер Богородиц». Второй – Батанов. Сведения о нём были получены из письма его внучки, Кротовой Клавдии Алексеевны, которое она отправила из Москвы 3 мая 1981 г. директору музея М. Е. Земляницыну. Но, в нём всего несколько строк о художнике: «Мы являемся родственниками через нашу бабушку Речкину Татьяну Ильиничну - жену деда Батанова. Это был уникум, художник, умелец народный. Пожалуй, в окрестностях г. Камня и с. Сузун все церкви были расписаны им». Но только имя Ивана Васильевича Крестьянникова (1858 – 1941 гг.), третьего иконописца, сохранилось в архивных документах. Кстати, в посемейном именном списке на 1 января 1910 года (село Сузунское, Сузунской волости, Барнаульского уезда, Томской губернии), который хранится в отделе архива администрации Сузунского района, он значится под фамилией Крестьянинов. «Дед был родом не из Сузуна, грамотный человек, - вспоминала внучка иконописца Мария Александровна Медведева. - Нас ребятишки на улице «богомазками» дразнили, мы плакали с сестрой. Не догадывались, почему нас так называли. Во времена моего детства дед икон уже не рисовал». В последние годы жизни Иван Васильевич работал пожарником, весовщиком на базаре. Семья была большая: дочь и четверо сыновей. Икон в семье не сохранилось, в военные годы были выменяны на продукты питания. Бытовало даже мнение, что Иван Васильевич образы для ликов на свои иконы брал с местных жителей.
Народная икона – это яркая страница русского искусства. И пусть она написана непрофессиональными мастерами, но это - народное представление о прекрасном. Яркий стиль, выраженные черты в этой большой коллекции иконографии имеет Сузунская икона. Поэтому дальнейшее изучение иконописного промысла на сузунской земле поможет пролить свет на многие вопросы о народной иконе.
- Комментарии
Загрузка комментариев...