НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Историческая значимость учителей Убинского района в годы Великой Отечественной войны

Учителя Убинского района в годы Великой Отечественной войны
У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг - жизнь простого русского человека, который прошёл через смертоносную войну, а потом, изо дня в день, трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто - в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. О них наш разговор — об Учителях, о системе образования в годы военного лихолетья. 

Великая Отечественная Война занимает особое место в истории России. Она стала самой жестокой и тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений. Захватчики уничтожили и разграбили 82 тыс. школ, где до войны обучалось свыше 15 млн. детей.[4]
Учителя Сибири справились с выполнением своих педагогических обязанностей, внеся свой вклад в достижение победы. «Советский учитель, - писала «Правда» от 16 декабря 1944г., - делит с командиром Красной Армии честь и славу победы в Отечественной войне». Учителя рассматривали свой педагогический труд как часть всенародной борьбы против немецко-фашистких захватчиков. «Никаких скидок на военную обстановку!» - таков был лозунг учителя во время войны. Не ограничивая свою деятельность стенами школы, учителя откликались на любое событие общественной жизни. Не было практически ни одного политического, хозяйственного, оборонного мероприятия, в проведении которого не принимали бы участие учителя, часто решая успех той или иной компании.

Война внесла свои суровые коррективы во все сферы жизни. В стране не стало средств и возможности в полной мере обеспечивать учебный процесс, в школе учителя-мужчины, а их было большинство среди школьных работников, ушли на фронт.
Зимой 1941 года было принято решение о ремонте здания единственной в районном центре средней школы, чтобы разместить в ней госпиталь для раненых солдат. Прибыли военные врачи, медперсонал, госпиталь начал принимать раненых. Под школу отдали другие помещения. В тот год в районе работали: 1 детский сад на 25 мест, 56 школ, 43 из которых - начальные, 11 - неполные средние, 2 - средние. Количество учащихся составляло 5373, учителей - 230 человек.
Школы района оказали большую помощь колхозам и совхозам в проведении хозяйственно-политических компаний за летний период 1943 года, учащимися и учителями заработано 21134 трудодня и 14532 рубля денег, которые были отправлены на фронт. Собрано металлолома 16721 кг. В школах, где из-за отсутствия одежды и обуви, школьники вынуждены были пропускать занятия, указывалось на недостаточную работу руководителей школ, учителей и родителей. Обо всём, что происходило в школах района в это время, можно было прочитать в местных газетах. Так, например, Борис Андреев, общественный инспектор района пишет: «Прошедший 1941-42 учебный год показал, что советская школа неплохо закончила его, с честью вышла в период проверки на протяжении года упорной работы». Так, 50% выпускников 1942 года окончили школу на «хорошо» и «отлично», а из 26 выпускников 3 поступили в ВУЗ. Работа по подготовке школ к новому учебному году должна сочетаться с работой учителей на колхозных полях с общественной работой среди колхозников. Учителя должны обойти каждый двор, записать каждого ребенка в школьные списки.
Школы с помощью сельских советов заготавливали топливо на зиму. Так, из воспоминаний Ковальчук Полины Павловны, которыми с нами поделилась ее дочь - Надежда Тимофеевна Сысоева мы узнали, что в Асенкритовской начальной школе в каждом классе стояли печки-буржуйки, которые отапливались дровами. Мама Полины Павловны была техничкой при школе. Каждое утро, в 5 часов, она шла в школу, чтобы растопить печи к приходу учеников. «Надо считать совершенно недопустимыми в условиях отечественной войны такие факты, когда в Асенкритовской НСШ (директор тов. Лехтинен) бригада учителей из 6 человек за 13 дней заготовила всего только 8 кубометров дров и после этого прекратила работу. Такие факты заслуживают самого резкого порицания со стороны учительской общественности.
Ученики школ (5 начальных, одна неполная средняя – семилетка, и школа рабочей молодёжи, по данным Кожурлинского сельсовета февраль 1944г.) работали на пришкольном участке, выделенной для каждой школы, собирали металлолом, помогали колхозу, а также помогали родителям на собственных участках. (Убинский вестник, февраль 2010г). Как рассказала нам Пантеева Надежда Федоровна, 1935 года рождения, которая училась в Асенкритовской школе, все дети и учителя собирали золу и сдавали в колхозы для удобрения полей.
 Надежда Тимофеевна рассказала нам, так же, и том, что в школе, где училась ее мама было двое эвакуированных учителей – муж и жена. Они приехали в Асенкритово с детьми, не имея за душой ни гроша. Учителям помогали всем селом. Педагоги учили детей наукам, а школьники учили их детей работать на полях.
Таким образом, мы видим, что интеллигенция Убинского района совместно с общественностью всеми силами старалась помочь стране, работая не только в школе, но и на полях, заготавливая топливо, продукты питания, одежду. Одной из основных задач было охватить обучением 100% ребят, подходящих для учебы и дать высокое качество знаний. С данной задачей система образования справлялась хорошо, что доказывают факты газетных статей из архива Б. Андреева. Кроме того, что школа воспитывала и учила ребят, она, так же, заботилась об их здоровье. Наглядным примером служат строки из рассказа нашей землячки Галины Яковлевны Кошубаро «Дети, опалённые войной»: «В сорок третьем году я посещала детский садик. Там о нас заботились воспитатели и нянечки, и даже добрый дедушка сторож. Помню штабеля свежеспиленных берез, деда с топором в руках, который специально для нас очищал от коры сочные стволы деревьев, давал нам в руки стекляшки и приговаривал: «Соскребывайте березовый сок, он такой полезный. Вы будете крепкими, как береза, болеть не будете и быстрей вырастите». Мы верили всему, что нам говорил дед, и облепляли березу со всех сторон.
Пантеева Надежда Федоровна рассказала нам, что их кормили баландой, в которой кроме воды плавала мороженая капустинка, а если повезёт, то и картошинка. Но и такая еда была детям в радость, потому что, порой, кроме тошниловки (так называли лепешки из гнилого картофеля, который выкапывали весной на огородах) им ничего другого есть не приходилось.
А вот, что поведала нам Надежда Тимофеевна: «в годы войны всех учеников: и мальчиков, и девочек стригли налысо, пытаясь избежать педикулеза и распространения инфекций, которые в годы войны были повсеместно. Прежде, чем одеть шерстяные носки, приходилось молотком выбивать гнид. С этой же целью приезжала дезинфекционная машина, которая прожаривала всю одежду и вещи ребят.
Реализация всеобуча проходила в трудных условиях и затруднялась многими обстоятельствами: мобилизацией учителей в армию, использованием школьных зданий военными госпиталями, нехваткой учебного инвентаря, значительным оттоком учащихся из школ. Так, 25 июня 1942 года выпускники Убинской школы всем классом вместе с директором Степаном Степановичем Дюминым ушли добровольцами на фронт. Что касается учебного инвентаря, то из воспоминаний Полины Павловны мы можем сказать, что учебников было очень мало, поэтому школьники старались запоминать на уроке то, о чём говорил учитель. Кроме того, не было канцтоваров, писали на старых газетах. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями. Так же, писали гусиными перьями. Чернила изготавливали из сажи, которая сильно растекалась при письме, поэтому жалея своих учителей, ребята старались писать аккуратно.
Преподавание всех школьных предметов организовали в соответствии с требованиями военного времени - учебный материал каждого урока связывался с конкретными событиями Великой Отечественной войны.
Таким образом, мы видим, что Великая Отечественная Война серьезно отразилась на деятельности школы. В период 1941-1945 гг. она выполняла важные государственные задачи. Решались вопросы по охвату всех детей школьного возраста обучением, обеспечивалась необходимая физическая и агротехническая подготовка молодежи к труду и обороне Родины; оказывалась помощь колхозам и совхозам; проявлялась повседневная забота о судьбе детей, родители которых защищали Родину с оружием в руках или работали на полях или на производстве.


Учителя Убинского района на войн:

Ельский Павел Семенович.
Призван на фронт в июле 1941года. До призыва занимал должность заведующего Московской начальной школы. Был на Волховском фронте в городе Тихвильне.
25 июня 1942 уходил на фронт Иван Федорович Самойлов, учитель истории УСШ, который после Великой Отечественной войны, возвратившись в село Убинское, заочно окончил педагогический институт и вернулся в родную школу в качестве учителя, завуча, а позже и директора.
Глинская Анна Михайловна – учитель начальных классов, родилась в 1918 году в селе Александро-Невское Убинского района Новосибирской области. В 1937 году окончила Куйбышевское педучилище по специальности учитель начальных классов. Начала свою педагогическую деятельность 1.09.1937г. в селе Кожурла, с 1939-1973 год работала учителем начальных классов села Александро-Невское. Умерла в 1998 году. Похоронена в селе Александро-Невское.
Радько Дарья Филипповна – учитель истории, родилась в 1922 в селе А- Невка, закончила Новосибирский педагогический институт в 1951 году по специальности преподаватель истории. Начала работать в селе Круглоозерное в качестве учителя, в 1941-42 г. работала учителем начальных классов и географии в селе Пашино Новосибирского сельского района. С 1942-1978 годах - учитель истории в селе Александро-Невское. Умерла в 2012 году. Похоронена в селе Александро-Невское.
Каракоцкая Екатерина Антоновна - учитель начальных классов, родилась в 1924 году. С 1941по 1979 год  работала учителем начальных классов в селе Александро-Невское. В настоящее время живет в городе Новосибирске.
Андреев Борис Николаевич
Родился в 1907 году на станции Тайга Томской железной дороги. На педагогической работе с 1925 года, после окончания 9 классов школы в  Куйбышеве. Работал сельским учителем в Кундране, преподавал русский язык и литературу. В 1934 году переведён в Убинский районный отдел народного образования. В 1942 году заочно закончил Томский пединститут. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941по 1945 годы. Награждён , боевыми  медалями «За отвагу», «За освобождение Праги», а в мирное время - орденом «Знак Почёта».

Это далеко не весь список учителей–участников войны. О многих из них остались воспоминания и рассказы их учеников.
К сожалению, кроме сухих фактов о работе наших выдающихся учителей не осталось ничего. Но в районном музее, на пожелтевших от времени листах, сохранилось сочинение-воспоминание Н. Г. Ангуловой о своей учительнице в годы войны, а также,  воспоминания учеников, которые учились в школе в годы войны.
Общаясь с теми, кто в годы войны учился в школе, их родственниками, читая рассказы наших земляков, мы понимаем, что учителя в те времена боготворили. Абсолютно все очень тепло отзываются и отзывались о своих учителях. Проводя опросы пожилых людей, нам стало интересно, что думают наши сверстники о работе учителя в годы войны. Мы попросили написать об этом учащихся 11 класса нашей школы. Приведем цитату одной из работ: «В годы Великой Отечественной Войны учитель играл очень важную роль. Несмотря на голод, отсутствие жизненно необходимых вещей, он продолжал учить детей, просвещать, ведь считал своим долгом помочь детям, давать им знания, обучать их. Учитель помогал своим ученикам, рассказывал, показывал, обучая их не только школьным дисциплинам, но и тем, которые пригодятся в жизни. В современное время учитель, также, играет важную роль. Хоть на сегодняшний день нет ни голода, ни разрухи, учитель не стал относиться к своей профессии менее значимо. Он, по-прежнему, старается привнести в жизнь своих учеников новые знания. Профессия учителя очень трудна, но зачастую, люди забывают о том, насколько она важна. Это очень печально, ведь каждый учитель старается стать своим ученикам другом, старается сделать каждого человека лучше. Благодаря учителям, несущим знания, культура и образование в нашей стране продолжают находиться на достойном уровне».
«Дорогой мой учитель»- так звучит название сочинения, уже упоминавшейся, Ангуловой Н. Г. , в котором она рассказывает о роли её классной руководительницы. «В классе нас было больше сорока человек. Наши отцы воевали, матери находились целый день на работе и видели нас только спящими, поэтому наша классная была для нас не только учительницей, она была нам второй мамой.» Учительница вместе с детьми работала на полях, ходила на железную дорогу убирать снег. Во многих источниках говорится о том, что государство выделяло одежду и обувь для учеников, но из сочинения Нины Григорьевны мы узнали, что если ребенку нечего было надеть, то её учительница перешивала свои вещи и отдавала их девочкам. Ей особенно удавалось работать с отстающими учениками, которые после разговоров с ней учились гораздо лучше и не нарушали дисциплину. Она приглашала ребят к себе домой, кормила и делала с ними уроки. Тот факт, что ученики её очень любили доказывается, так же, и тем, что ей приходило очень много писем с фронта от воющих парней, призванных со школьной скамьи. Эти письма ребята читали вслух, а затем писали на него ответ.
Вот из таких трогательных строк-воспоминаний мы узнали о жизни одной из учительниц Убинского района, которая всё своё время отдавала детям, нуждающимся не столько в образовании, сколько в человеческом тепле, материнской ласке и понимании. Благодаря подобным воспоминаниям её имя будет жить вечно и хранить память о великом труде учителей в годы войны.
А вот, что говорит о своей учительнице Пантеева Надежда Федоровна: «Моей учительницей в годы войны была Зинченко Полина Дмитриевна. Мне она доводилась троюродной тётей. По возрасту она была нас на 7 лет старше. У неё было семилетнее образование, но знаний она давала нам много. Мы её очень уважали. Наша школьная жизнь была нелёгкой, но очень веселой. Мы были и октябрятами, а после и пионерами. Вместе с учителем ходили на поля собирать колоски, объедались пшеницей, потому что домой их брать нельзя было. Полина Дмитриевна проводила пионерские собрания, на которые мы приходили вечером. А поскольку света не было, собрания проходили при свете лампы-семилинейки (что-то похожее на наши свечи). В один из таких вечеров пятёрка самых отъявленных учеников дождались учителя и побили её. Но, несмотря на это, собрание было проведено, с ребятами она побеседовала, но рассказывать об этом никому не стала. До сих пор очень стыдно за такое поведение. А спустя много лет, встретившись в родном селе, я, стоя на коленях, просила у неё прощения за тот проступок. Но она успокоила меня и просила не придавать этому значения, потому что понимает, как тяжело было нам».
Отвечая на вопрос о том, каков был быт учителей, Надежда Фёдоровна и Надежда Тимофеевна говорили, что учителя тоже жили впроголодь. Лишь у директора Асенкритовской школы, у которой муж был офицером, могли позволить себе даже сырники. А вот в школе райцентра, учительница приносила детям даже сахар, который они слизывали с чистых газетных листов.
Велика роль ветеранов-педагогов  в воспитании подрастающего поколения. Это подтверждается тем, что Правительство нашей страны высоко оценило их деятельность. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1944 г. более 5 тысяч учителей и руководителей народного образования Российской Федерации были награждены орденами и медалями за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей. В этом списке были и учителя Убинского района. (Ведомости Верховного Совета СССР 1944 №37).
Война закончилась, жизнь продолжалась и работа в школах не стояла на месте. Об этом свидетельствует документ, который мы нашли в архиве.
В нашем разговоре названы не все ветераны-педагоги. У каждого из них  богатая военная биография, имеются награды за военные подвиги. Военные трудности не сломили дух мужества и силу воли наших воинов. Они с честью и достоинством всё выдержали и всё преодолели. Такие мужественные люди работали в нашем районе. Они, также, по-честному и работали, как воевали.
Все наши ветераны-педагоги уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, проницательные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире.

Дата публикации: 26 Февраля 2021

Автор: Духнова Виктория, Ильина Ольга Анатольевна

Отправитель: Ольга Ильина

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


Информация и фото, не вошедшие в статью

  • Комментарии
Загрузка комментариев...