НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Великая Отечественная война в судьбе моего прадеда Филиппа


     Мой прадед, Лукунин Филипп Алексеевич, родился 23. 10. 1916 года в селе Борисовка Ордынского района НСО. По рассказам моей бабушки, Любови Филипповны, я знаю, что мой прадед был призван на срочную службу в армию в июле 1940 года. Сначала был признан непригодным к службе. Но потом его, всё равно, призвали, несмотря на то, что одна нога у него была короче в результате полученной травмы. Наверное, это было связанно с войной.
  Когда началась Отечественная война в 1941 году, он был направлен на защиту Родины от немецких фашистов и воевал на Северном фронте с 22.06. по 12. 09.1941 года. Северный фронт вёл оборону СССР на Кольском полуострове и северном побережье Финского залива. Филипп Алексеевич был пулемётчиком (стрелок № 2). Ему приходилось находиться в самой "точке" огня. Он был контужен (его полностью засыпало землёй в результате взрыва бомбы на близком расстоянии). Наступление немецких солдат было стремительным и жестоким. Прадед рассказывал, что приходилось по 3 дня и более лежать на земле, не вставая, так как, при малейшем движении, над головой свистели пули врага. Не было возможности перемещаться и добыть, хоть какой-нибудь, еды. В таких ситуациях прадед спасался сахаром, который ранее набрал в разрушенном после бомбежки продовольственном складе. Он говорил, что солдаты брали со склада всё подряд (сигареты, водку, тушенку, консервы), но потом вынуждены всё бросать, потому что тяжело нести всё на себе. А прадед брал только сахар и столько, сколько мог унести. Набирал в карманы, кисеты, в сумки из-под патронов. И когда они попадали надолго под обстрелы, он растворял сахар в воде и пил сладкую воду. Это придавало ему сытости и сил. Вот так приспосабливались и выживали, как могли.
  На Финской границе, в районе Карелии, уже 12 сентября 1941 года, мой прадедушка попал в окружение врага и был взят в плен, в котором пробыл до 05 мая 1945 года. Всё это время он голодал в концлагерях и много работал. Их перегоняли из одного трудового лагеря в другой. Из Карелии, за 4 года, он прошёл пешком до Чехословакии.
    Жизнь в плену казалась адской и невыносимой. Люди каждый день умирали от истощения, от холода и болезней. Многие попадали под случайные пули, когда пьяные немцы, развлекаясь, заходили в бараки и беспорядочно стреляли по людям. Пленные выживали, кто как мог. Прадед рассказывал, как они по нескольку дней скрывали умершего соседа для того, чтобы им прикрываться во время таких обстрелов барака.
   Питались, чем могли разжиться на кухонных свалках, на немецких продовольственных складах. Пленных кормили из общего корыта свёклой и брюквой. Когда пленные тянулись за едой через решетку, надзиратели, ради забавы, протыкали им руки штыками. Прадедушка тоже имел такие шрамы на кистях рук. Он весил в 25 лет – 38 килограммов.
      Но не все немцы были фашистами. Один из надзирателей оказался хорошим человеком, помогал русским пленным. Мой прадедушка рассказывал, что он был с ним знаком близко. В своё дежурство он всегда брал его на работу в свою бригаду и давал работу полегче. Он не издевался, не бил работников своей бригады. А прадеду он передавал, по возможности, еду, сигареты, одежду. Рассказывал о поражениях немецкой армии, говорил: «Филипп, Гитлер капут! Москва, победа!» Он радовался стойкости, мужеству и победам советских солдат.
   Однажды, пятого мая 1945 года, пленных перегоняли в очередной трудовой лагерь в Чехословакии, и, неожиданно, немцы бросили их посередине полевой дороги и сбежали. Пленные решили, что их сейчас расстреляют. Но происходило непонятное. На поле все тихо сидели, никуда не бежали, уже устали бояться. Неизвестно, сколько прошло времени. И только ехавший на велосипеде мимо чех объяснил им, что «немец бежит», так как советская армия совсем близко, и они свободны. У прадеда был шестизначный личный порядковый номер военнопленного, а, после освобождения, в живых оставалось, примерно, 100-150 человек. Их разобрали местные жители для выхаживания. Прадедушка тоже попал в чешскую семью, которая его лечила и ухаживала за ним. Кормили по чуть-чуть, потому что он был сильно истощён, и сразу много есть было нельзя. В год 30-летия Победы чешская семья разыскала прадеда, прислала письмо в совхоз. В письме чехи справлялись о жизни и здоровье спасенного ими русского солдата. Некоторое время он продолжал с ними переписку. Этим людям и их детям моя семья благодарна за неоценимую помощь. Прожил он у них 2 месяца, а когда восстановил силы, вернулся в советскую армию. Он прошёл реабилитацию, принял заново присягу 28.07.1945 года, получил обмундирование и продолжил службу. Демобилизован на основании указа 20.03.1946 года. Домой вернулся в мае 1946 года. Умер 15.06.2006 года в возрасте 89 с половиной лет.
        Этот рассказ я написала не одна. Мне помогали мои родные: мама, бабушка, дедушка, папа. Об этом я буду рассказывать своим детям, что бы они тоже знали свои корни.
 


Дата публикации: 03 Марта 2021

Автор: Кира Медведева

Отправитель: Диана Медведева

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...