НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Биография Алексея Николаевича Дергача

Родился 23 марта 1916 года в деревне Дупленская Томской губернии, ныне Коченёвского района Новосибирской области. В 1931 году с семьёй переехал в город Щегловск (ныне Кемерово), где окончил 7 классов и школу фабрично-заводского обучения (ФЗО). Работал котельщиком на Кемеровском механическом заводе, без отрыва от производства занимался в Кемеровском аэроклубе. Окончив его в 1940 году, работал инструктором-лётчиком Анжерской лётно-планерной школы (Кемеровская область), которая впоследствии преобразовалась в аэроклуб.
В 1939 году Алексей окончил Анжерский аэроклуб. Отлично летал. Но когда ему в Новосибирском областном совете Осоавиахима предложили стать лётчиком - инструктором, то оторопел: как? Обучать молодых ?! Вообще - то он хотел поступать в лётную школу, учиться на истребителя, да возраст поджимает: уже 23 года. Подумал, подумал и согласился. Вернулся в Кемерово, родной город, где прошла юность и где жили родители. После соответствующей подготовки в Кемеровском аэроклубе тут же получил свою первую группу курсантов.
Обучение ребят лётному делу пошло у Алексея неплохо, а в следующем, 1940 году его группа по итогам работы была признана одной из лучших.
С началом войны Кемеровский горвоенкомат призвал Дергача на фронт. С декабря 1941 года, на том же тихоходном У-2, он вёл разведку и ночную бомбардировку врага.
Немецкие пилоты на "Мессершмиттах", завидев У-2, радовались предстоящей забаве и лёгкой победе. Но Алексей был достаточно искушён вовсех эволюциях и положениях самолёта в воздушной среде. Он точно предугадывал момент выхода вражеского истребителя на ударную позицию и незадолго до этого делал резкий маневр в сторону, и немец "мазал". Скорость у "кукурузника" была мала, однако маневренность неплохая, этим успешно пользовался Алексей.
Однажды враг так увлёкся охотой, что не успел до конца "вырвать" свой скоростной "Мессер" из пикирования, зацепился за верхушки деревьев, упал и взорвался. Дергач же, резко крутнув косую полупетлю чуть ли не "вокруг хвоста", благополучно выровнял машину над лесом и спокойно "потарахтел" домой...
Пошли первые ордена, медали, но заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Алексей Николаевич Дергач, как опытный мастер высшего пилотажа, давно уже стал присматриваться к нашим истребителям.
К июлю 1943 заместитель командира эскадрильи, он же штурман 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан А. Н. Дергач совершил 273 боевых вылета, в 24 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника (7 He-111, 3 FW-190 и 1 Ме-109), а в составе группы уничтожил ещё 14 машин. Неплохой боевой счёт за неполную половину года!
Немцы не только легко узнавали «Як» Алексея Николаевича, но его лично – по его характерной окладистой бороде. Присвоили ему кличку «Фольбарт» (по - немецки «борода»). Если среди немецких лётчиков проходило сообщение, что в воздухе «Борода», то они спешно ретировались…
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Гвардии капитан Дергач Алексей Николаевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
20 мая 1944 года звено Як-9 под командованием Гвардии майора А. Н. Дергача вылетело для сопровождения 8 штурмовиков Ил-2. В ходе сопровождения в районе населённого пункта Селище лётчики обнаружили 6 вражеских FW-190.
Немецкие истребители, выйдя из облаков, начали попарно с набором высоты расходиться, видимо, они рассчитывали частью сил сковать боем наши истребители и остальными самолётами атаковать штурмовиков. Правым разворотом Дергач зашёл в хвост двум FW-190 и с дистанции 150 метров атаковал их. В это время другая пара "Фоккеров" проскочила вниз для атаки Ил-2. Резким полупереворотом А. Н. Дергач зашёл в хвост ведомому этой пары FW-190 и с дистанции 75 - 50 метров под ракурсом 1/4 сбил его. Развернувшись вправо, Дергач отразил атаку двух "Фоккеров" от своего ведомого.
В это время ведущий второй пары, зайдя в хвост третьей паре FW-190 под ракурсом 0/4, с дистанции 200 метров открыл огонь. В результате самолет противника задымил и с резким снижением ушёл к земле. Немецкие истребители от дальнейшего боя отказались и ушли в облака. Наши самолёты продолжали сопровождать группу Ил-2.
После войны Алексей Николаевич продолжил службу в ВВС. В 1955 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС).
Герой Советского Союза полковник Дергач Алексей Николаевич сформировал и первым возглавил авиацию ВДВ. А.Н. Дергач внес большой вклад в подготовку летного состава Советских Вооруженных Сил, вел большую работу по военно-патриотическому воспитанию.
С 1971 полковник Дергач – в запасе. Жил в городе Люберцы Московской области.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, четырьмя орденами Красной Звезды, многими медалями.
Герой Советского Союза Алексей Николаевич Дергач скончался 17 сентября 1983 года. Похоронен в городе Люберцы Московской области .

Дата публикации: 25 Февраля 2021

Автор: Наталья Цесарь

Отправитель: Наталья Цесарь

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


Дергач А.Н.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...