НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Кустарное ремесло Жителей Чулымского Района

В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода красива, карие глаза.
По плечам развита русая коса.

Русская народная песня


Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека и прошло длительный исторический путь развития. С возникновением ремесла "на заказ" , "на рынок" связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Продукция ремесленников изготавливалась не для собственного потребления, а для обмена или продажи. Обычно, такое производство налаживалось на дому, силами одной семьи. Такие "промышленники" получили название «кустарей», а их деятельность - «кустарный промысел».
Слово «кустарь» происходит от немецкого kunster, что означает «умелец, ремесленник».
Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда и личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Кустарное ремесло – мелкотоварное производство на дому, распространённое в России, весомую экономическую роль играло только в конце 19 и начале 20-го веков, но деградировало в 1917г., однако уже в 1924 г. кустарное производство в Сибири, как и во всей стране, начало налаживаться. В русской Статистической литературе, нередко, все ремесленники XIX—XX в.в. назывались кустарями.
На территории западной Сибири, среди мужчин, наиболее распространено было плотничество, валяние валенок и пошив сбруи для лошадей, а у женщин - ткачество, прядение, вязание, вышивание.
Низкие доходы населения,  дефицит и однообразие "казённых"товаров, низкая техническая оснащенность промышленности в целом  способствовали развитию ремёсел. Конечно, в основе ремесленного производства лежали не только экономические условия, но, прежде всего - народные традиции. Например, прежде чем выйти замуж, девушка должна научиться ткать, вышивать, прясть, чтобы самой приготовить приданое.
Сейчас, из-за конвейерного производства, товары становятся менее качественными, менее удобными и повторяющимися. Поэтому, когда мы смотрим на совершенные предметы ручной работы, то и нас наполняет чувство совершенного, прекрасного, ведь во времена кустарничества не было одинаковых продуктов ремесла, они все были разные, неповторимые и от этого - ценные. Предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек, бережно хранятся в семьях как ценные реликвии, являются связующей нитью между поколениями. Кустарное ремесло сохранилось и в современном обществе, благодаря тому, что технологически доступно для  исполнения и даёт каждому неограниченные возможности для реализации творческого начала.
XX  век это период, когда бурно развивалась индустрия. Тогда и  появился пренебрежительный термин «кустарщина», как производственная деятельность, ведущаяся примитивно, кустарно, без использования необходимых технических средств. Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении, обманчивы. В современный век многие люди начинают вновь ценить вещи, изготовленные из натурального материала с помощью ручного труда. И в наше время продолжают появляться новые ремёсла, а в некоторых сельских местностях продолжают развиваться старые.
Так, в Чулымском районе существовало, и существует до сих пор, множество различных ремёсел и промыслов. Наши предки являлись их носителями. О развитии кустарного производства в нашем крае свидетельствуют музейные экспонаты. Изучив предметы и орудия труда, я определил преобладающие виды кустарного производства, существовавшие в Чулымском районе в конце XIX и в XX веках. Это - кузнечное, гончарное, столярное, плотницкое, сапожное, ткацкое, пимокатное. К народным промыслам относится: вышивание нитью, вязание крючком, вязание спицами, резьба по дереву, шитьё. Даже среди экспонатов школьного музея МКОУ СОШ №1 можно найти много вещей, которые изготовлены около сотни лет назад, но до сих пор хранят тепло рук мастера, согревают наши души, имеют богатую историю.
Расспросив своих родных, я узнал, что мои прадедушки тоже были мастерами своего дела. От своего дедушки Якимова Александра Григорьевича. Я узнал, что мой прапрадед Георгий, примерно, во второй половине 19 века, жил в селе Иткуль и владел редким видом ремесла, он был деревенским шорником. Шо́рник — специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор — боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения. Шорник, как и многие другие ремесленные формы труда, относится к группе «вымирающих» профессий. Мой дедушка говорит, что Григорий шил для односельчан и для колхоза сбруи. Сбруя это — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. В селе у него было прозвище «Самшилкин». Шить сбруи не так уж и просто: для начала нужен прочный ремень, затем, понадобятся лоскуты кожи , иголки и нити. Сначала, кажется, легко сшить несколько ремешков, а вы попробуйте хотя бы одну дырочку сделать и поймёте как это сложно. А ведь мой прадед шил по несколько сбруй в день. Ремесло прадедушки Георгия - не случайно, ведь он жил в селе Иткуль Чулымского района. Это село стоит на Сибирском тракте - самой крупной гужевой дороге Сибири в XIX – начале XX в. Шорное ремесло для жителей этого села являлось традиционным. В настоящее время никто из жителей с. Иткуль самостоятельно не шьёт конскую упряжь. Этот вид кустарного производства является вымирающим.
Мой другой дедушка, Ивашнев Геннадий Яковлевич, он родился 16 февраля 1935 года, всю жизнь он прожил в Чулыме и валял валенки с 14-ти лет, после чего в 1950 г. он пошёл работать в пимокатный цех, там трудился до 1995г. , после чего пошёл на пенсию и больше этим не занимался, потому что не было материалов, но, как он говорил мне, технологию производства он не позабыл до сих пор. Шерсть, снятая с овцы делилась по своему качеству и назначению. Овец стригли два раза в году: весной – «веснина» и осенью – «осенина». Для изготовления валенок бралась осенняя шерсть, так как она имеет свойство более плотно скатываться. Для того, чтобы изготовить валенки (их еще называют пимы) шерсть нужно было умело свалять, скатать, сбить, придавая изделию определенную форму. Одежду шили из разных животных: собак, волка, лисы, зайца, но в основном из овцы. Из меха собаки и волка шили дохи, воротники. Доха - это то же, что и шуба, но ворсом наружу. Ремесленников, работающих с кожей, называли скорняками.

До сих пор живут среди нас носители технологий кустарного производства и народных промыслов.
8 ноября 2018г. я посетил Екимову Екатерину Алексеевну, и взял у неё интервью. Она занималась кустарным ремеслом, проживала в с. Иткуль с 1957 года.
Занятия её были очень разносторонними, она и пряла и вязала и ткала. Всем видам ремесла её научила мать. Екатерина Алексеевна занималась кустарничеством вплоть до 2010г. как признается: «руки стали не те, трясутся от старости». Она производила свою продукцию и продавала на рынке, так как денег не хватало, а заработанная копейка с продажи пары шерстяных носок не будет лишней в такое суровое время. Екатерина Алексеевна производила предметы одежды, как для себя, так и на рынок. Будучи в гостях я обратил внимание, что её работы - связанные крючком разноцветные салфетки, украшают мебель в комнате, и делают атмосферу жилья уютной и неповторимой. В прошлом веке для Екатерины Алексеевны её труд носил в большей степени материальное значение, и производила она вещи необходимые в быту. Сейчас созданные её мастерскими руками вещи несут больше духовности и красоты. Современные мастера стараются приблизиться к их искусству.
В этот же день я посетил и другую рукодельницу её зовут Полина Ивановна Гурьянова. Полина Ивановна, также, занималась кустарным ремеслом в 1950-е годы, а именно - прядением и ткачеством. По её словам, это были редкие занятия: «тогда не было ни времени, ни ниток, а денег на покупку ниток или шерсти не хватало». Производила всё для себя из-за нужды, ведь в послевоенные годы жизнь была трудной. Она мне поведала свою печальную историю:10 февраля 1960 года произошло то, что кардинально изменило её жизнь, она потеряла руку на производстве в колхозе, и о кустарничестве пришлось забыть.
Ещё одна моя собеседница Нина Алексеевна Изупова (Майданюк) родилась в 1940 г. в деревне Филимоновка Чулымского района. Говорит, что с детства научилась вязать крючком и спицами, переняла основные навыки от мамы - Марии Степановны Майданюк (Есинской). Овечью шерсть и козий пух пряла на веретене, а электрической прялкой стала пользоваться лишь в 1990 году. Вязала для всех членов семьи кофты, шапки, носки, шарфы, шали, косынки. Пуховые платки продавала знакомым, иногда изготавливала на заказ. Говорит, чтобы получилась тонкая пуховая нить, нужно обладать мастерством прядения. Вышивать цветной нитью её научила старшая сестра Надя, в детстве вышивали одежду для кукол. По-настоящему увлеклась вышивкой в конце 1950-ых годов, когда училась в Куйбышевском сельскохозяйственном техникуме. В технике «крестик» изготовила две настенные картины «Алёнушка» и «Крестьянка». Они и сейчас украшают стены её дома. В одной из комнат Нина Алексеевна нарядила кровать вышитым покрывалом и наволочками. Говорит, что рукоделие увлекает, да и,  когда у неё появился собственный дом, красивых, ярких вещей купить было негде, а комнаты хотелось украсить. В ходе увлекательной беседы я спросил у Нины Алексеевны, откуда в её квартире взялась старинная мебель.
Деревянный буфет и рамки для вышитых картин изготовил Аким Федорович Майданюк, дядя Нины Алексеевны по отцу (Алексей Федорович, погиб на фронте в 1942г.). Буфет был подарен ей на свадьбу в 1961 году.  Аким Фёдорович родился в конце XIX века, большую часть своей жизни прожил в деревне Филимоновка и слыл деревенским мастером. У него во дворе была срублена избушка, которая называлась мастерской. Все навыки ремесла он перенял от своего отца Фёдора Федоровича, семья которого приехала в Филимоновку во время Столыпинского переселения в начале XX века. Во время коллективизации их раскулачили, и сослали в Нарым, где приходилось выживать. Тут и пригодились плотницкие навыки Федора Федоровича, он один смог поставить рубленую деревянную избу, а остальные спецпоселенцы сооружали жильё из глины, земли и травы.
Аким Федорович был самым старшим сыном в семье, рано женился начал самостоятельную жизнь, его не раскулачили. Для колхоза он изготавливал сани и упряжь, а также - ярмо для быков. Мастерил деревянные кадушки, маслобойки, санки, прялки. Во время Великой Отечественной войны Аким Федорович был отправлен на военный завод в Омск, но скоро его вернули, потому что колхозу необходим был специалист по ремонту и изготовлению саней и упряжи для лошадей и быков. Так же, он ловил рыбу для фронта на ближних мелких озерах и на реке Суме. Свежую рыбу тщательно высушивали, перед отправкой. Ремесленные навыки и труд Акима Федоровича оказались необходимы в тяжёлое военное время. Обладая столярным ремеслом, изготавливал мебель: буфеты, этажерки, комоды, сундуки, табуреты и др. Все это приобреталось населением Филимоновки и близлежащих деревень. Нина Алексеевна у него приобрела две бочки - большую для зерна, маленькую для солений, этажерку для книг, прялку и веретено.
По словам Нины Алексеевны у Акима Федоровича и его жены Ефросиньи было одиннадцать детей: Степан, Григорий, Катя, Маруся, Василий, Володя, Гена, Надя, Леонид, Валя, Федя. Сыновья всегда крутились рядом – присматривались, помогали отцу. Младший сын Фёдор Акимович – самобытный художник – Чулымский умелец, мастер деревянных скульптур. Он занимался художественной обработкой дерева, делал скульптурные изделия в виде сувениров и сюжетных композиций, писал стихи. Ушёл из жизни в июле 2018 года. Леонид Акимович тяготел к живописи, писал картины, жил в
Алтайском крае. Ремесло Акима Федоровича несло материальную пользу, а его дети приблизили ремесло к искусству, которое несёт духовную ценность обществу.
Таким образом, хочется отметить, что и ремесло, и искусство вносят в мир человека что-то новое, служат для обогащения этого мира (это индивидуальное изделие, штучный товар). Тем не менее, искусство чаще имеет высокую цель, а ремесло – цель материальную. В искусстве творят осознанно, ищут небывалого, а в ремесле что-то новое (новые узоры, техника и т. д.) чаще получаются по наитию, "случайно" что ли. Ремесло, выполненное со знанием дела, доведённое до мастерства, сближается с искусством. Особая значимость и актуальность этой темы в том, что человек, изучая культурные особенности и историю родного края, развивается эстетически. Культурно развитый человек наиболее интересен обществу, так как он «несёт» что-то новое; он обладает дополнительными знаниями, которые, в дальнейшем, помогут развить интерес окружающих к краеведению.
В результате поисковой работы и опроса я выяснил, что во многих семьях чулымцев хранятся предметы ремесла бабушек и дедушек как семейные реликвии. Например, мебель, сделанная вручную в середине XX века, до сих пор используется в быту некоторых домохозяев. Большинство видов кустарного ремесла в нашем крае, по степени развитости, являются сохраняющимися. Но есть и вымирающие: шорное, ткацкое, бондарное, ложечное.  Из бесед с живущими носителями технологий ремесла я сделал вывод, что в военные и послевоенные десятилетия 1950-начало1960-ых г. г. кустарное ремесло было необходимостью, имело важное материальное значение. В современном обществе духовное значение производства предметов кустарного ремесла, преобладает над материальными потребностями. Треть опрошенных мною сверстников, уже занимаются каким-то рукоделием, может быть, это занятие превратится в мастерство.



Дата публикации: 20 Февраля 2021

Автор: Илья Власов

Отправитель: Илья Власов

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...