ВЕСНА, ЛАНДЫШИ, ЛЮБОВЬ.
Я, Галина Алексеевна Мельникова, пишу небольшие рассказы, которые имеют реальную основу. Отдаю их в районную газету, где печатают их. Читатели отзываются о моих рассказах по-доброму. Я хочу, чтобы они появились на страницах Народной летописи НСО. Я благодарна всем авторам и создателям такой книги, которая останется достоянием для наших потомков. Вот один из таких рассказов.
Май стоял тёплый, солнечный. В школе заканчивались занятия, шёл последний урок, ждали лета и каникул. Наконец-то, прозвенел звонок, все повскакивали со своих мест, быстро собрали учебники в сумки и заспешили на улицу порадоваться весне с её говорливыми ручьями, горячим солнцем, цветущими деревьями. Полинка не очень-то торопилась, в такую погоду хотелось побыть одной. Шла и просто упивалась мечтой о будущей жизни. Заканчивала она 9-ый класс, невысокая, с ладненькой фигурой, русой косой до пояса и черными, как у соболя, бровями. О чём может мечтать девчонка в свои 17 лет? Только о прекрасном, что через год она поступит в пединститут, станет учительницей, а еще - о чистой любви и женском счастье.
У каждого дома, в палисадниках, цвела черемуха. Её терпкий запах отдавал лёгкой горечью, весенний ошалелый ветер качал ветви и по улице разливался одуряющий аромат. Хотелось присесть на скамейку и помечтать. У Полинки был старший брат, он служил в армии, на морфлоте, на Камчатке. Уж полтора года они не виделись с ним, мать с отцом сильно тосковали по нему и ждали на побывку. Полину окликнула соседка, тётя Феня: «Что ж ты, милая, не спешишь, там к вам матрос пошёл». Полина побежала и, запыхавшись, влетела в дом. На лавке сидел незнакомый парень в матросской форме, держа бескозырку в руке. Был он кучеряв, смугл, и его большие красивые глаза прикрывали длинные, как у девчонки, ресницы. Он смотрел на Полинку с интересом, потом улыбнулся, улыбка была очаровательной. Они познакомились, звали его Юрий. Он привёз привет от брата, рассказал, как проходит служба и вечером собирался уехать домой. Жил он с матерью и сестренками в райцентре. Была весна, и работы по хозяйству на селе всегда много. Вот и нужно было помочь матери загородить огород, починить крышу, поправить покосившуюся калитку.
В связи с окончанием учебного года, в школе был вечер для старшеклассников на тему «Весна, ландыши, любовь». Полина предложила остаться, Юра согласился. Она надела самое нарядное платье с колокольчиками, туфли-лодочки и свою пышную русую косу перекинула через плечо. Когда они пришли в школу, уже все собрались, вечер проходил в большом спортивном зале. Девчонки-одноклассницы охотно знакомились с гостем, кокетничали. Юра всем понравился. Началась торжественная часть, потом читали стихи Афанасия Фета, Александра Блока, Анны Ахматовой, отрывки из « Темных аллей» Ивана Бунина, исполняли песни о ландышах, весне, любви. И, наконец-то, зазвучала музыка «Школьный вальс», потом «Вальс расставания». Юра пригласил Полину, они закружились в вихре танца. Было от чего-то радостно, и Полину захватило какое-то новое, непонятное чувство, хотелось, чтоб вальс никогда не прекращался и любимая музыка звучала вечно.
Вечер закончился поздно. По дороге домой, Юра рассказывал о службе, о море, Полина думала: «Ну, вот, завтра он уедет и моя мечта-сказка закончится». Юра оказался интересным рассказчиком, всё передавал с легким юмором, было смешно и весело. А потом он сказал, что завтра не поедет, останется еще на один день, поможет Полинкиному отцу настелить тротуар, вкопать столбы под изгородь. Утром он проводил Полину в школу, вернулся домой и стал помогать по хозяйству.
Вечером они пошли на деревенскую танцплощадку. Уже на всю округу играла музыка, кружились пары, слышался смех. Постояв в сторонке, решили пройтись по деревне. Полина предложила посмотреть речку, холм, на котором весной и летом собиралась детвора и молодежь. Холм был высокий, вытянутый в длину, от тёплого весеннего солнца с него рано сходил снег и зеленая густая травка быстро выбивалась из земли. Здесь пели песни под гармонь, баян, играли в лапту, "третий лишний". С одной стороны холм огибала речка, заросшая тальником, весенний ветер трепал молодые листочки и будто шептался с ними, а чуть выше рос большой куст калины. Её белоснежные соцветия, похожие на ладони, источали сладкий дурман. На некоторых цветках жужжали пузатенькие, запоздавшие шмели, с желтыми брюшками от пыльцы. «Ей бы фату и готовая невеста», - пошутил Юрий.
Они спустились близко к речке. Из-под корней тальника бил родник, кто-то заботливо окопал его и опустил туда сруб. Вода была ледяная и прозрачная. Попили воды и стали подниматься на холм, подавая друг другу руки. Поднявшись наверх, Юра, не отпуская рук, закружил Полину. Коса ее расплелась, волосы рассыпались по плечам, казалось, вместе с ними кружится все вокруг: и речка, и кусты, и калина. Уставшие, они упали на траву и глядели на небо, усыпанное звездами. Звезды трепетали, вспыхивали, как искры в костре. «Вон, видишь ту, большую звезду, назовем ее «Русалкой», я дарю её тебе; всегда, как только увидешь её на небе, вспоминай меня», - сказал Юра. Он сделал жест рукой, будто снял её с неба и положил «звезду» на ладонь Полинки. Сердце её трепетало от счастья. И вдруг, они услышали звук баяна, по улице с танцплощадки шли парни и девчата, направляясь с песнями, сюда. Полина вспомнила взгляд матери, он красноречиво говорил: «Смотри, чтоб от людей не было стыдно». Родители были строгие, огорчать их не хотелось и, взявшись за руки, они пошли домой.
Утром Полина провожала Юру. Они вышли на тракт и стали ждать попутную машину. Юра любящим взглядом смотрел на Полинку, было ясно, что расставаться не хочется. Вскоре показался грузовик. Юра махнул рукой водителю, обнял Полинку, поцеловал и прошептал: «Я буду всё помнить, и ты ничего не забывай: ни речки, ни цветущей калины, ни звезды, которую я тебе подарил, ни школьного вечера». Заскочил в кузов машины, сорвал с головы бескозырку и махал, махал…
Полина долго провожала взглядом уезжающую машину и побежала в школу. От чего-то у неё появилось смутное чувство тревоги, как будто таяла надежда на встречу с Юрой.
Спустя месяц, она получила письмо, в конце письма была приписка «Знай, мы расстались, чтоб встретиться вновь, я всё помню, ничего не хочу забывать и никогда-никогда не забуду». Полина перечитывала письмо несколько раз, будто чувствовала какой-то скрытый, утаённый от неё смысл. Писали друг другу часто. И каждый раз, получая очередное письмо, Полина прижимала его к груди, бежала к речке, садилась под куст калины, раскрывала конверт и читала вслух для себя и для калины-невесты. А калина из красавицы невесты преображалась в горящий, полыхающий костёр, ее ягоды наливались спелостью и рдели на осеннем солнце красными бусами. В своём пурпурном, как вечерний закат, одеянии она, будто, хотела согреть своим теплом Полину. А у Полины в сердце горячим жаром разливалась её первая, трепетная, нежная любовь.
Как-то, ближе к весне, к ним из райцентра приехала двоюродная сестра Полинки. Увидев конверт с фамилией отправителя, она внимательно посмотрела на Полю и сказала: «Не верь ему, он пишет не только тебе, в райцентре у него есть невеста, ждёт его, когда он отслужит, они поженятся». На глазах у Полины появились слёзы, заныло сердечко, трудно стало дышать. «Так вот, какая смутная тревога постоянно преследовала меня! Вот ты какая, моя первая любовь», - думала Поля. Отвечать на письма от Юры она больше не стала, правда, отправила одно, в котором написала: «Порой узнать правду от других очень больно, а обманывать такому взрослому мальчику не пристало».
От Юры много раз приходили письма, она их не читала. Получив аттестат, как и мечтала, она поступила в пединститут на литфак. Ей сказали, что осенью у Юры была свадьба. Спустя пять лет в среднюю школу райцентра приехала работать молодая учительница - Полина Васильевна. Она узнала, что у Юры уже двое детей. Еще через год Полина встретила хорошего парня, вышла замуж, потом у них родились доченьки-близняшки. Иногда, случайно она встречала Юру, при встрече задавали друг другу вопросы: «Как дела, как жизнь?», и не отвечали на них, а только смотрели, смотрели друг другу в глаза. Его глаза спрашивали: «Ты помнишь ту звезду «Русалку», калину-невесту?». Поля тоже взглядом отвечала: «Звезда стала далекая и холодная, как Ледовитый океан, а куст калины отгорел уже давно», и расходились. «Пока», - говорила она. «Пока», - отвечал он.
Пролетело почти полвека. Нет давно уж Юры, у Полины тоже не стало мужа, тяжелая неизлечимая болезнь скосила его. Каждый вечер, как только на небе появляются звезды, Полина подходит к окну и ищет ту, которую ей когда-то подарил любимый, и звуки вальса льются откуда-то, сверху, заполняют её душу, заставляют трепетать её сердце: «Мы расстаемся, чтоб встретиться вновь, пусть остается навеки любовь».
Память, память, ты короткая и долгая, порой цепляешь за сердце, причиняешь невыносимую боль, порой заливаешь душу сладким осколком счастья первой, чистой, но уже далекой любви.
- Комментарии
Загрузка комментариев...