НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Рокировка директоров, или история Камышинской школы

Камышинка и Ивановка – это два села, расположенных вдоль берегов живописной реки Майзасс. Здесь всё сплелось воедино. В одном селе находится медпункт, отделение связи, клуб, в другом школа и «источник жизни», водонапорная башня.

Сёла имеют солидную, непростую историю, поскольку возникли в конце XIX века. Годом основания Камышинки принято считать 1893-й, Ивановки – 1894-й. Каким было образование в этих сёлах на начало ХХ века, наверное, можно догадаться. Об этом свидетельствует фраза, ставшая впоследствии крылатой: «Лучин даже сам писал»! Так об образовательном уровне местных жителей отзывался один из первых учеников Камышинско-Ивановского двухклассного училища Козырев Павел Федосеевич.

В 1901 году было организовано Камышинско-Ивановское двухклассное училище. Работать оно начало в 1902 году. Первым учителем был Фадеев Самуил Парфёнович. Школа размещалась в однокомнатной избушке.
Для обогрева зимой использовалась железная «буржуйка», истопниками были сами ученики. А дрова для школы запасали их родители.

Сам же Самуил Парфёнович заочно учился в Томске. Закончив в 1903 году училище, был переведён в Бочкарёвскую школу Кыштовского района. Первыми учениками были: Козырев Павел, Сычёв Кузьма, Веремьева Вера, Гвардиенко Фома, Кокарев Лука, по окончании обучения они сдавали экзамен. Лучший ученик, Павел Козырев, был награждён за хорошую учёбу «Евангелием» с автографом учителя... И в том же 1903 году школа была закрыта на целых десять лет.

В 1913 году на берегу реки Майзасс было построено двухклассное здание, где сегодня находится современная школа. Тогда она называлась «народное училище». Это был небольшой дом, где учебные классы и учительская были рядом. Учителями в этой школе работали Косарев Григорий Никитич и его жена – Калягина Александра Алексеевна.

Тетрадей не хватало, писали ученики грифелем на грифельных досках. Настенной доски не было. Дети сидели на длинных скамейках, все за одним столом. 


Советская власть одной из своих главных задач считала борьбу с неграмотностью. Поэтому к 1926 году уже имелись две школы: и в Камышинке, и в Ивановке. 
Численность обучающихся была уже более 150 человек, педагогический коллектив расширился до 12 педагогов. Директорами стали Катаев Николай Михайлович и Кашкин Геннадий Прокопьевич.

С 1935 по 1940-е годы Камышинско-Ивановская школа была полная четырёхклассная начальная. В это время в школе преподавали такие учителя, как Разин Пётр Максимович, Разина Александра Ивановна, Домановская Глафира Ивановна, Киреев Александр Михайлович.

В годы Великой Отечественной войны школа по-прежнему функционировала как начальная. Численность детей на 1 декабря 1941 года составляла 155 человек. Не хватало учебников, тетрадей, учебных принадлежностей. Приходилось писать на листах газет, сохранившихся старых книг.

В летний период учащиеся вместе с учителями работали на полях, ухаживали за животными. Зимой собирали посылки на фронт к новогодним праздникам или ко Дню Красной Армии, это были расшитые кисеты для махорки, вязаные варежки, носки или рисунки, письма с пожеланиями скорейшей победы.

В эти годы начинали свою профессиональную деятельность такие педагоги, как Берчук Георгий Максимович, Морозова (Мельникова) Ульяна Лукинична, Романов Пётр Романович, Малеев Никифор Ануфриевич. 
В 1946/1947 учебном году в начальной Камышинской школе обучалось 118 детей.

С 1951 года директором школы был назначен Дагаев Николай Андреевич, завучем работал Берчук Георгий Максимович. В 1952 г. школа была реорганизована в семилетнюю. С 1954 г. школа размещалась в шести отдельных зданиях.

В 1956-1961 годах директором школы работал Павловский Филипп Фёдорович. В период его работы около здания школы силами учащихся и учителей (Михаилом Владимировичем Мельниковым, Азаровым Дмитрием Фёдоровичем и самим Филиппом Фёдоровичем (он был биолог))был заложен сад, где были посажены яблони, вишни, крыжовник, малина.

В 1961 году директором школы стал Долженко Иван Борисович. Как и в прежние годы, материальная база школы оставляла желать лучшего. Трудовое обучение обеспечивалось плохо, не было специального помещения, инструментов. Все занятия по физкультуре проходили на улице: в дождь ли, в грязь, пронизывающие ветры... Укрыться негде, классные комнаты были заняты другими обучающимися. По предметам школьного курса практически не имелось пособий.

Весной 1964 года одно из зданий сгорело. 
С 1964 года школа работала как восьмилетняя, функции директора осуществлял Азаров Дмитрий Фёдорович. В этот период активно строилось новое школьное здание. Для быстроты привлекали труд учащихся, родителей. Занятия велись уже в семи зданиях, при этом только в трёх были печи. Для обогрева зданий технички из дома приносили железные печки-«времянки».

А 13 января 1965 года без карнизов, коньков, без отопления было принято здание новой школы, и занятия уже проводились в нём. В то время здесь обучалось 206 учащихся и работало 14 учителей. Работавшие педагоги в основном имели среднее образование, а директор – два курса Новосибирского педагогического института.

Летом 1965 года сразу восемь учителей поступили на заочное отделение в НГПИ. В систему их работы был введён «День педагогической учёбы». В этот день преподаватели учились друг у друга, посещая уроки и проводя для коллег обучающие занятия, семинары. Такая система дала положительные результаты – сформировался коллектив местных учителей с высокими профессиональными качествами.

В течение двух–трёх лет школу обеспечили необходимыми материалами для ведения учебных занятий. На уроках стали использоваться диапроекторы.

В это время в школе, кроме Ивановки и Камышинки, обучались дети из близлежащих деревень: Берёзовки, Беспаловки, Тюлеевки (сегодня её нет). Проживали в интернате (под него было приспособлено здание, требовавшее капитального ремонта). Правление колхоза «Красное поле» выделило средства на заготовку красного леса для ремонта и строительства интерната, а также второго здания школы.

В 1971 году Азарова Д.Ф. перевели в Кыштовский райотдел народного образования, директором школы был назначен Юрий Александрович Рыбников. При нём продолжала укрепляться материальная база школы, количество учащихся достигло 220 человек. Отремонтировали интернат, построили второе здание школы и котельную.

Но так как семья Рыбниковых жила в другом селе, на расстоянии 5 км и директору школы приходилось совершать ежедневные "походы" в десять километров, было принято решение поменять директоров школ местами. В Камышинку из Верх-Майзасса был переведён Еким Матвеевич Плешаков, а туда - Ю.А. Рыбников.

В 1974 году Камышинская основная школа была реорганизована в среднюю полную школу. И теперь учащимся не было необходимости ехать за тридцать километров для получения среднего образования. При школе по-прежнему действовал интернат для детей из близлежащих деревень, круг которых расширился: Тюлеевка, Берестянка, Берёзовка, Беспаловка, Николаевка, Верх-Майзасс, Худышка... В интернате теперь проживало более шестидесяти детей.

В 1978 году для учащихся 9-10 классов при школе действовал лагерь труда и отдыха «Эврика». Ученики работали на строительстве животноводческих ферм, на прополке полей, девушки осваивали профессию доярок, а юноши нарабатывали умения в ремонте сельскохозяйственной техники. В это же время в период учебного процесса начали действовать оздоровительные спортивные секции, предметные кружки, творческие объединения.

Велось обучение вождению трактора под руководством учителя Кононова Валерия Александровича. Школа имела собственные трактора, комбайн, сельскохозяйственные машины, плуги, бороны.

И уже в 1979 году была создана школьная производственная бригада, которая арендовала землю у колхоза «Красное поле» и засевала её пшеницей, овсом.


Период с 1976 по 1985 гг. был наиболее значимым и насыщенным в истории Камышинской средней школы. Она стала одной из самых передовых школ района, показывая высокие результаты в смотрах художественной, спортивной подготовки учащихся, славясь экскурсионными поездками по памятным местам Сибири и нашей необъятной Родины.

С конца 80-х до 1995 гг. происходила частая смена директоров, рушились традиции советской школы, само здание тоже обветшало. Но осенью 1995 года учащиеся и педагоги перешагнули порог нового двухэтажного здания. 
Современная школа имеет хороший спортзал, вместительную светлую столовую, актовый зал; как отдельный компьютерный класс, так и некоторые кабинеты оборудованы всеми необходимыми компьютерными средствами, есть игровая.

В школе постоянно работают разнообразные детские творческие объединения, создан и действует комплексный историко-краеведческий музей «Патриот». Среди преподающих педагогов 80 % - выпускники этой школы, имеющие первую и высшую квалификационную категорию. Педагоги подтверждают свой профессионализм участием и победами в конкурсах различного уровня (регионального, всероссийского, международного) являются активными участниками педагогических форумов.

С 1902 по 2016 гг. школа выпустила 103 выпуска начального образования, 53 выпуска основного образования, 40 выпусков среднего полного образования. 

Сегодня в школе обучается всего лишь 40 детей из пяти сёл: Камышинки, Верх-Майзасса, Берёзовки, Николаевки, Старого Майзасса.
Что будет завтра?

Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 24 Января 2018


Вам нравится? 38 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...