Вечный зов Родины
У большинства людей чувство Родины – отчизны, родной страны – дополняется чувством Родины малой: родные места, район, городок, деревенька. У этой малой Родины своя особая скромная и непритязательная красота. Предстаёт она перед нами в детстве и на всю оставшуюся жизнь остается в нашей памяти. Мне повезло, у меня несколько таких малых Родин.
Моя первая милая малая Родина… Родилась я в Бердске. Моя бабушка, Александра Устиновна Коновалова (Матвеева), жила в поселке Геологов (в простонародье Геологоразведка), что между поселком Кирова и Новым поселком. И сколько я себя помню, летнее время проводила у нее. Бабушка работала в тепличном хозяйстве Ботанического сада новосибирского Академгородка, который располагается и сейчас около п. Геологов, выращивала розы, огурцы, томаты. Одна из лучших его работниц. Старожилы тех мест до сих пор помнят Александру Устиновну – тётю Шуру. И память эта о ней очень светлая.
В то время, в середине 70-х – начале 80-х годов прошлого века, п. Геологов был застроен только небольшими двухэтажными кирпичными и саманными домами, кругом огороды, сараюшки. Вечерами после ее работы мы ходили с бабушкой купаться на Обское море. А путь до него был как в сказке, каких-то 10 минут, но вначале мы шли через сосновый бор. Вековые сосны широченные в обхвате, огромные корни выпирали из земли. Далее большая поляна по бокам в обрамлении высоких стройных берез. Как же их листва шумела на ветру! Поляна – вся в цветах: одуванчики, ромашки, лютики, кузнечики стрекочут, шмели жужжат, бабочки… в середине поляны – колышек и козочка. Переходим дорогу, в то время не было такого количества автомобилей, поэтому отсутствовал светофор, надобности не было в нём. По крутой тропинке спускаемся к ж/д полотну станции Береговая. Кругом шумят тополя. Проходим мимо маленькой рощицы с зарослями черёмухи и вот море. Всё в зелени, берег крутой. Бабушка сидит на высоком берегу в широкой сомбреро и кричит: «Наташа, выходи из воды. 10 минут уже прошли. У тебя губы синие!».
Сейчас всё в п. Геологов по-другому: нет сказочного соснового бора, нет поляны, нет зарослей черёмухи… Только в памяти и остались.
Моя вторая малая Родина - любимая… Когда мне исполнилось пять лет, бабушка впервые повезла меня в Шемонаиху, городок в Восточно-Казахстанской области – на свою историческую Родину, в гости к своим сестрам. А в семье их было девять детей: два брата и семь сестер. Остановились мы у одной из её сестер: Марии Устиновны. Однажды я подслушала их разговор. Они беседовали о каком-то Кирьяне, что тот до сих пор жив и работает в таком-то совхозе…
Моя третья малая Родина – историческая… Спустя годы мне, уже взрослой девушке, бабушка поведала, что она из рода донских казаков Матвеевых, которым принадлежала заимка Долганиха (моя третья малая Родина – историческая) в нескольких километрах от Шемонаихи; Матвеевы разводили коней. Отец, Устин Васильевич, вместе с братом-близнецом Платоном долгое время служили в Омском казачьем кавалерийском корпусе. Но в 1917 году уволились со службы и вернулись домой.
В годы Гражданской войны в Долганихе какое-то время был на постое один из отрядов атамана Ананенкова, забравшие всех коней и щедро заплатившие за них. Матвеевы снова развели табун коней. Но в 1930 году добрые люди заранее предупредили, что Долганиху будут раскулачивать. Поплакав, Матвеевы разобрали все дома и постройки, переехали на житье в Шемонаиху, коней и другой скот сдали в колхоз, а Устин Васильевич устроился работать кузнецом на мельницу, и проработал там до 70-ти лет.
Младшие сестры бабушки – Вера и Лидия Устиновны 1928 г/р, учились в одном классе с мальчиком по имени Толя Иванов. Знаменитый советский писатель Анатолий Иванов, автор романов «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень».
Бабушка была большой книгочей, много читала. И однажды говорит мне: «Взяла в библиотеке подборку журналов «Новая Заря», там новый роман «Вечный зов», читаю и никак понять не могу, ну всё, как у нас в Шемонаихе, события до боли знакомые. Так, а автор кто? Анатолий Иванов, родом из Шемонаихи. Да это же Веры и Лиды одноклассник!»
Она рассказала мне, что Шантара в романе – это Шемонаиха, река Громотуха – это Уба, колхоз «Красный партизан» - небольшая деревенька Красная Шемонаиха. Братьев Савельевых было четверо: Антон, Кузьма, Иван, Федор. Кузьма Савельев и Кирьян Инютин каждый день по улице Заводской мимо окон дома Матвеевых, ходили на работу в МТС. Кирьян Инютин в романе с войны возвращается без обеих ног, а на самом деле ему в госпитале ампутировали только одну ногу.
Многие события из близлежащих деревень и местечек Анатолий Иванов также вплёл в канву своего романа. Белогвардейский отряд стоял не на заимке у купца Кафтанова, а в нашей Долганихе.
Агату, жену Ивана Савельева, закалывают вилами. При схожих обстоятельствах убивают женщину-сторожа в одной из соседних деревень. Семен Савельев гибнет в плену – примерно также погиб житель Шемонаихи Михаил Вербицкий. В честь него улицу Заводскую переименовали в ул. Вербицкого…
Бабушка прекрасно помнила исторического Якова Алейникова. Говорила, что в кинофильме «Вечный зов» Владлен Бирюков, уроженец города Бердска, прекрасно сыграл его и внешность один к одному.
Три малые милые Родины: маленький и уютный поселок Геологов…
Далёкая Шемонаиха – сердце щемит, когда думаю о ней, туда всегда тянет повидать родственников…
Долганиха – цвета и запахи там особые, травы яркие сочные, полевая клубника самая вкусная. Вода из источника прапрадеда моего Василия Макаровича Матвеева – кристально чистая и целебная. Вся округа приезжает туда по воду. Василий Макарович в семидесятых-восьмидесятых годах 19-го столетия посадил вокруг своего источника березовую рощу. В настоящее время около источника высится высокая старая береза. Существует поверье: если загадать желание и завязать ленточку на этой березе, то желание обязательно сбудется. Я-то точно знаю, что это мой прапрадедонька чистые от души и добрые желания исполняет. Долганиха – мой вечный зов крови…
- Комментарии
Загрузка комментариев...