НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Усманка выжила благодаря традициям

…По рассказам прабабушек и бабушек перенесусь я в далекое прошлое. Лето. Сибирская деревня Усманка. Утренний летний ветерок нежно прикасается к цветкам, будоража сладкий сон. В середине деревни стоит деревянная мечеть, пять раз в день, призывая к молитве.

Каждый день в мечеть прибегают загорелые мальчики и девочки, мулла учит их старо-татарскому письму. Дети, получив домашнее задание, бегут домой. Веселые крики детей, сопровождаются плеском воды лужиц после дождя. Ярко светит солнце, медленно плывут белые облака. Дома маленькие, добротно обмазаны глиной.

Соблюдаются традиции, жители на праздники готовят вкусную шурпу из баранины. Хозяйки готовят румяные баурсаки и сладости из жженого сахара.

Для изготовления этого народного детского лакомства они брали приблизительно в равных количествах сахарный песок и воду. Сахар растворяли в воде и ставили на огонь. Когда вода начнет выкипать и образовывался сироп, делали огонь как можно меньше. Когда сироп приобретал насыщенный янтарный цвет, разом выливали все содержимое в кастрюлю с холодной водой. Сироп превращался в большой леденец причудливой формы. Дети лакомились такими леденцами.

Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары — урын, застеленные тканными безворсовыми паласами — келэм. На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы.

По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды.

Летом все косили сено. Иногда летняя жара и время покоса совпадала с месяцем Рамазан, все держали пост. И сеном запаслись, и пост не пропустили. Родители молились за счастье детей, дети молились за здоровье родителей. Черноволосые косы девчонок очаровывали парней, и наступала осень – пора свадеб.

Все друг другу помогали, кто чем. Помощь оказывали и переселенцам с Поволжья, которые потеряли все на своих землях и были вынуждены скитаясь искать жизнь на чужой стороне.

Хочу в нелегкие времена для религий поделиться рассказом старика, который долгие годы прослужил имамом: «Был я тогда маленьким мальчишкой, приходилось ездить с отцом по разным делам. Отец был очень начитанным и набожным человеком. Дороги плохие, да и лошаденке нужен отдых. Приходилось останавливаться в разных деревнях. Если мы останавливались в русской деревне, отец искал дом священника, и останавливались у него. На стол ставили только дозволенную еду мусульманину, и потчевали как самого родного гостя. Также и священники были частыми гостями нашего дома».

А во что сегодня превращена религия? Мирская жизнь, но деревню ждали нелегкие времена. Это уже не воображение, это уже история.

В годы Гражданской войны Кыштовский район был одним из пяти центров партизанского движения против войск Колчака и мятежного чехословацкого корпуса. В деревне Межовка летом 1919 года началось первое выступление крестьян против «Колчака». В селах Черновка, Куляба, Усманка, Кыштовка (центр восстания) шли бои с белогвардейцами.

Восстание, позднее получившее название Урманского (в других источниках — Тарское восстание), разрослось и не затухало вплоть до прихода Красной Армии (51-й дивизии 5-й Армии) в середине ноября 1919 года.

В статье «Социализм и религия» Ленин повторил фразу Маркса буквально: «Религия есть опиум народа». И вот тот самый «опиум» был отстранен от народа. За болота были высланы священники с религиозными книгами. Новая жизнь, построенная на крови брата против брата. Построенная, на таких омерзительных для человека качествах – предательстве, зависти.

В деревне создавался колхоз «Новый путь». Не все усманцы приветствовали коллективизацию. Недовольных отправляли за болота. Был расстрелян и мулла мечети. Новые власти хотели превратить мечеть в клуб, таким образом, поступали с мечетями и храмами тех лет. Но сельчане не дали тому случиться, и мечеть была оборудована под медпункт.

Из слов старожилов я слышал такую историю, возможно и ваши старики слышали ее. Это произошло в нашем районе. «Мечеть отдали под клуб, вечером в новоиспеченном клубе собрали людей на пляски, заиграла гармонь, люди не смели пуститься в пляс, вера в Бога была сильной. Тут одна активистка-революционерка, пустилась в пляс. Буквально через несколько минут, она упала, ее ноги отказали. Остальные два месяца она прожила в одиночестве и мучениях».

Места для преклонения, как церковь или мечеть, как говорится, их выбирает сам Всевышний, и, превращая их места для развлечений, мы должны знать, что обретаем несчастия и болезни. Как и сооружая постройки на кладбищах. Это вообще можно назвать кощунством.

И конечно, нужно отдать должное, тем людям, которые препятствовали этому. В частности, в селе Усманка. Медпункт долгие годы служил сельчанам верой и правдой. Репрессии, Великая Отечественная война унесла много жизней.

Первая школа в Усманке была открыта в доме репрессированного муллы. Здесь учили начальное звено, старшие ездили на телеге трактора, бывало, и ходили пешком в соседнюю деревню в Пахомовскую школу. А это не сегодняшние дороги, это грязь и стужа. Вот такой «Новый путь».

Наконец, спустя 58 лет после образования Советской власти была построена восьмилетняя школа. И здесь я хочу взять слова из статьи «Русские учительницы»:

«Времена были такие, когда человек был бескорыстен. Приехали молоденькие девушки – учителя и в мою родную деревню Усманка. Что ждало красивых барышень, которые не видели печей, никогда не топили их. Деревня, где жили только татары, не знающие русского языка. В те далекие семидесятые слово учитель – это ассоциировалось со словом святой. Наверно такое отношение давало оптимизма хорошеньким созданиям, давала силы побороть бытовые трудности.  

Вот что говорят об этом сами те самые девчата, теперь уже заслуженные учителя. Людмила Дмитриевна Кананова (Азарова): «Да, времена были замечательные! Мне особо помнится гостеприимство, какого не припомню больше нигде. Как нас выезжали встречать на трассу... Как нам привозили дров, когда они заканчивались... Как приносили молока, красного перца, клюквы, если мы простывали... Как нам бабушка-соседка по возвращении из школы приносила горячего супчика из свежей капусты и картошки. Как большие парни отучили кое-кого долбиться к нам в дверь по вечерам».

Ольга Михайловна Яншина (Дадонова): «А какие мы инициативные были. Концерты в клубе показывали, а я с мальчишками на рыбалку ездила. Я была маленькая, и всех уже не помню (первых учительниц), нас учили уже их ученицы, которые выросли в деревне, и к которым именно эти славные русские девушки смогли привить любовь к педагогике, служению людям, отдавая себя полностью. Может их, ждали большие перспективы в городах, но они героине по моему мировоззрению».

И вот после, казалось бы, буквально двадцати лет стабильности, наступает перестройка. Ученые не нужны, колхозы не нужны, крутись, кто как может. Работы нет, зарплаты нет, новая система.

Кто-то обогатился резко, многие потеряли все. Даже потеряли смысл жизни. Многие мужчины спились, много смертей было от алкоголизма. Технику колхозную забрали, колхозную скотину забрали. Деревня на краю нищеты и беспомощности. Руки опущены. Казалось, нет будущего.  

…На протяжении всей своей жизни, мы ощущаем цепочку – это молитва наших отцов, прадедов. Разбуди в себе эту веру, и ты это услышишь. Благодаря именно их молитвам, Усманка поднялась с колен. Благодаря своей молодежи, которая любит свои дорогие места и хранит их в своем сердце.

Сельчане строятся, школа работает, и число детей продолжает увеличиваться. Дети занимаются спортом, хоккеисты нескольких поколений, от знаменитой команды «Кедр». Возле школы – детская площадка, подаренная депутатами, также в этом году подарена областными депутатами хоккейная коробка, которую дети с родителями чистят сами, особенно в снежные дни, это очень накладно...

Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 17 Февраля 2017

Отправитель: Якуб Вахитов

Вам нравится? 8 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...