НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Солдатская вдова Назарова Анна Семёновна


  Анна Семёновна не спеша, размеренно прядёт. Из-под пальцев вьётся тонкая нитка, с каждой минутой увеличивая клубок. И так же, как эта нитка, бесконечной чередой текут мысли. О чём только не передумает солдатская вдова за долгие часы. А ведь когда-то не хватало времени, не хватало этих, теперь уже неторопливых, минут. Бывало, только прикорнёшь после трудного дня, как в окно уже стучит ранняя утренняя зорька: вставай, на работу пора.
  Ей, Анне Семёновне Назаровой, тогда не было и тридцати, и на руках трое детей, которых нужно поднимать. Муж, Никита, простившись с семьёй, взял вещевой мешок и ушёл той же дорогой, которая увела многих его односельчан, так и не вернувшихся назад. Ушёл защищать Родину от врага.
-Младшенькому, Васе, всего два годика исполнилось к началу войны, - рассказывает Анна Семёновна. – Он совсем не помнил отца. Да и старший, Ваня, хоть и остался потом за мужика в доме, девятилетним мальчонкой был. Дочка Пана – тоже младшенькая.
  Был Никита человеком военным. Ещё до Великой Отечественной познал ратный труд во время боёв с финнами, на КВЖД. Приезжал домой и брался за крестьянское дело: ремонтировал тракторы, комбайны. А 23 июня 1941 года вновь стал в шеренгу бойцов. И пошли с фронта редкие солдатские треугольники: «Жив, здоров, врага будем бить до победного конца». Как ждала этих писем Анна Семёновна! Читала и перечитывала их детям по несколько раз. И словно легче становился плуг, борона или лопата в женских руках.
  Потом пришло короткое сообщение, которого так боялись женщины военной поры. В нём она прочитала только первые строки: «Ваш муж, Никита Иванович Назаров, погиб смертью храбрых и похоронен на высоте…». Дальше читать не хватило сил… Но надо жить, надо растить ребятишек, для которых она осталась единственной опорой. И ради них она преодолела горе.
  Какой мерой можно измерить всю глубину страданий и стойкость русских женщин, переживших страшные годы войны? Их каждодневный подвиг был тогда не заметен, но он достоин подвига воина на поле боя.
  На Донецкой земле осталась могила сибиряка, одного из правнуков основателя деревни Назарово, теперь Гражданцево. А в ней, этой деревне, поднимались маленькие росточки, его дети.
Мама гладила нас и сквозь слёзы просила:
«Дети, помните папу! Его больше нет…»
-Мы редко мать видели, - вспоминает Иван, старший сын. – Как уйдёт рано утром на работу, так дотемна. Младшие есть просят, голодные. Наварю им щей из крапивы, одну картошку прямо с кожурой туда же порежу. Они и этому рады.
  Поздно вечером возвращалась мать, приносила 100 граммов хлеба – дневной паёк. Дети, полуголодные, глядели на её измученное лицо, говорили: «Мама, зачем ты нам несёшь, съешь сама, ведь ты работаешь». Но не выдерживали, тянулись ручонки к кусочку. Эта мука, видеть детские страдания и лишения, была страшней любой работы.
  А назавтра с зарёй снова в поле. И опять корова, запряжённая в борону, будет тащить её по вспаханному полю, а Анна Семёновна, падая от усталости, пойдёт следом. И выполнит за день не одну, а полторы – две нормы, чтобы жили её ребятишки, чтобы скорее кончилась проклятая война. Так тянулись дни за днями.
-Всё делали женщины, - вспоминает она, - убирали сено, веяли хлеб, носили нагруженные мешки, долбили ломами промёрзший силос. – И сейчас перед глазами стоят бурты, и мы, с ломами. Сил не хватало, железо отскакивало от этих глыб, но делали то, что, пожалуй, не любому мужчине под силу. Для домашней работы оставалось несколько часов, если, конечно, не шли молотить зерно. Приду домой, прилягу на кучку ботвы картофельной на полчаса, и вскакиваю: надо же картошку копать. А дети уж днём свою «норму» на огороде выполняют.
  Не были напрасными жертвы. Словно солнце разорвало чёрные тучи Победа. Пришла она, желанная и долгожданная. Об этом известил громкоговоритель на сельсовете. Радовались люди, смеялись, пели. А в сторонке стояли трое подросших ребятишек. Они тоже были рады, но плакали. Война забрала у них отца, лишила детства. Сестрёнке Пане и младшему Васе не было понятно, ведь папа писал им, разгромит немцев и вернётся с Победой. А старший Иван всё понимал. Он знал, что отец погиб и за мужчину в доме теперь он. Он понимал, что у мамы не было времени даже приласкать их.
 Остались у неё письма мужа Никиты Ивановича. А ещё были письма-стихи, которые сочинил её любимый муж, когда лежал в госпитале после ранения.
Любимой жене
Я сейчас лежу в палате
Шестой месяц уж пошёл.
Очень, очень мне охота
Хоть денёк побыть с тобой.
Не скучай по мне ты, Нюра,
Не печалься, не тужи.
Хоть сейчас ты не счастлива,
Наше счастье впереди...
    Так рано дети Назаровой А.С. стали взрослыми. Особенно трудно пришлось Ивану. Он с 11 лет пошёл работать. Дети того времени начинали работать рано. В деревне остались старики, женщины и дети. Ваня вместе с другими детьми работал прицепщиком, позже комбайнёром, трактористом.
 Их каждодневный труд в то время был не замечен, но он, я считаю, их труд, достоин подвига воина на войне.
  Анна Семёновна вместе с другими вдовами и после войны продолжала свой трудовой подвиг. Колхоз держался на женских плечах. Ведь из ста ушедших на фронт мужчин села назад не возвратилось 60. Погиб и брат А.С.Назаровой Алексей.
  Осталась Анна Семёновна вдовой. Вдовой с тремя детьми. Сколько переделала мужской работы? Так коротала она дни и бессонные ночи одна. Где только брала она силы? Откуда черпала вдохновение, мужество, терпение? Выстрадала, выдержала всё эта женщина и победила судьбу. Воспитала хороших детей. Вырастила их достойными, порядочными людьми. Все годы прожила она со старшим сыном Иваном Никитичем и снохой Лидией Адамовной. Это добрая, милая, порядочная семья, где всегда царило взаимопонимание, уважение и любовь. Многие женщины, чьи мужья погибли, вышли замуж, создали новые семьи. Мы не можем и не имеем право их осуждать, многие из них остались вдовами и в 19, 20 лет. Но Анна Семёновна так и не вышла замуж. Она продолжала ждать своего любимого мужа многие годы, ведь случались чудеса, когда пропавшие без вести возвращались домой. Этого чуда Анна Семёновна ждала много лет, но чуда так и не дождалась. А дождалась она внуков, правнуков. Выросли внуки солдатской вдовы. Уже четверо правнуков радуют сердце бабушки. Настала пора отдохнуть её натруженным рукам. И только дедушка этих малышей, отдавший свою жизнь за то, чтобы они росли на счастливой свободной земле, никогда не увидит их. В 2004 году А.С.Назарова умерла. Но внуки, правнуки всегда будут помнить свою добрую, самую любимую бабушку.
Святое дело, когда помнят, пытаются сохранить и передать память потомкам!


Дата публикации: 03 Февраля 2021

Автор: Татьяна Осипова, Раиса Гришко


Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...