НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Свято-Троицкая церковь поселка Дальний

В 1907 году на реке Правая Терь, на месте будущего поселка Дальний, первыми обосновались Климчук и Снычков, построившие временные жилища в чистом поле. Через год, в 1908 году поселок Дальний был зарегистрирован в Переселенческом Управлении в Томске. В поселке стали планово селиться переселенцы из Волынской, Киевской, Черниговской, Витебской, Минской и Тульской губерний. В 1911 году в Дальнем было 63 двора и 381 житель.
По легенде старожилов, записанной в 1975 году учителем Кривояшинской школы и краеведом Анной Васильевной Мануйловой, первые жители поселка решили построить молельный дом и между выходцами из Черниговщины (православными) и из Витебской губернии (поляками-католиками) произошел спор о том, будет он православным или католическим. Большинство поселенцев были православные, поэтому было решено, что молельный дом будет православным. Легенда упоминает лидера черниговцев, сплотивших православных жителей – Неброева, главу большой патриархальной семьи с 5-ю взрослыми женатыми сыновьями, и сообщает, что именно он и построил молельный дом в Дальнем, который вскоре стали посещать жители близлежащих переселенческих поселков: Долгово, Сухиново, Кривояша, Ширяевки, Терска, Лево-Терска, Жуковки.
Витебские поляки, по легенде, пошли на мировую и стали просить односельчан принять их в свое общество, обещая внести деньгами свою долю, чтобы иметь возможность посещать молельный дом. Как сложились отношения витебцев с остальными жителями поселка, легенда умалчивает. Официальных сведений о существовании католической общины в Дальнем и близлежащих поселках не имеется.
В 1911 году, при содействии Переселенческого Управления, в Дальнем была построена и освящена деревянная однопрестольная церковь во имя Святой Троицы, которая была отнесена к благочинию 48 округа. Подрядчиком строительства церкви был Резунов, построивший в 1912 году новую Свято-Никольскую церковь в Болотном (на месте современного Креста на перекрестке улиц Московская, Комитетская и Подгорная). В состав прихода вошли поселки Дальний, Сухинский – в 1 версте, Ширяевский – в 2-х верстах, Верхотурский – в 4-х верстах, Лево-Терский – в 5-ти верстах, Терский – в 4-х верстах, Маматынский – в 7–и верстах, Жуковский – в 8-и верстах, Асановский – в 9-ти верстах, Кайлинский – в 10-ти верстах. Церкви было отведено 116 десятин земли. По сведениям на 1914 год, при церкви была открыта церковно-приходская школа.
С 1911 года священником в Дальнем был назначен Василий Митрофанович Гоголушко. С 1913 года псаломщиком при церкви стал служить  Петр Васильевич Марсов. Содержание клира состояло в готовых приходских домах и казенном жалованье 800 рублей. Доходы от треб составляли 285 рублей.
В 2000 и в 2001 годах Новосибирская епархия получила из Белоруссии от внучки первого священника церкви Гоголушко Василия Митрофановича – Венскович Веры Ивановны два письма. Вера Ивановна собирала сведения о жизни своего деда и разыскивала поселок Дальний, в котором он жил и служил. Из её писем стали известны подробности биографии Василия Митрофановича.
Согласно сведениям Венскович, Василий Митрофанович Гоголушко родился в 1881 году в деревне Бобры Лидского района Гродненской области Белоруссии. Отец его, Митрофан Иванович Гоголушко, был бедный крестьянин, но, несмотря на материальные трудности, отдал своих сыновей Адама и Василия учиться в Лидскую учительскую семинарию в 20 верстах от своей деревни, через день посещал их, принося хлеб и еду. После окончания учебы Василий стал псаломщиком в церкви села Ласица Глубокого района, а затем был направлен в Москву на курсы священников, окончил их и был рукоположен в сан иерея. В 1911 году он был направлен в только что открытый приход в Сибирь, в переселенческий поселок Дальний Томской епархии.
Приехав в Дальний, Гоголушко стал исполнять обязанности не только священника, но и оказывал медицинскую помощь, так как оказанию медицинской помощи обучался также в Москве на священнических курсах.
В октябре 1917 года и в начале 1920 года церковь в Дальнем закрывалась. Дома священника и псаломщика были реквизированы.
Псаломщик, видимо, уехал из Дальнего в самом начале этих событий, но священник Гоголушко со своей семьей остался в поселке.
Весной 1920 года Гоголушко был первый раз арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности на 3 месяца и заключен в уездную тюрьму в Новониколаевске. 18 июля 1920 года он был заключен в губернскую тюрьму в Томске на 2 месяца, 30 сентября 1920 года Томской губЧК был приговорен к лишению свободы в пределах отбытого срока, затем был вновь освобожден.
В декабре 1920 года Гоголушко вновь был задержан. Вера Ивановна Венскович, со слов своей бабушки и своих родителей, рассказывает об этом задержании так: «…зимой того же 1920 года прямо на улице он был задержан. На санях подъехали двое: «Отец Василий, мы вас свозим на допрос и тут же отпустим»».
 Домой он не вернулся. До семьи дошли слухи, что на станции Чебула в проруби обнаружили завернутую в сшитый гвоздями подрясник человеческую голову. Жена Гоголушко – Ольга Викентьевна, предчувствуя недоброе, отправилась в Болотное, где добилась разрешения увидеть голову мертвого человека в леднике. Ей показали голову, отрубленную от тела с шеей и частью плеча, самого тела в леднике не было. Это был Василий Гоголушко. Придя в себя после обморока, жена Гоголушко стала просить начальство, чтобы ей выдали голову и тело для захоронения. Устно ей дали разрешение, однако, когда она с гробом приехала за останками мужа, ей сказали: «Мы уже сами похоронили. Не вздумайте искать». Места захоронения Гоголушко она так и не выяснила и вернулась с пустым гробом в Дальний.
Продав все вещи, жена Гоголушко собрала мешок обесцененных в то смутное время денег и в Болотном купила билеты на родину в Белоруссию. С четырьмя детьми 15, 11, 9 и 7 лет она возвратилась домой.
«До сих пор мы не знаем где он похоронен и похоронен ли вообще. Что стало с телом? Почему подрясник был сшит гвоздями – может, это орудия пытки?..мы делали запросы по поводу арестов…нам прислали все копии по второму его аресту. Но вот следов третьего дела с решающим обвинением и приговором нигде найти не можем», - писала Венскович.
В рассказах старожилов, записанных Мануйловой в 1975 году, есть упоминание об этом событии: «…священник же жил в собственном купленном им доме, но его вскоре убили, предварительно надругаясь над ним…». Упоминаются имена предполагаемых убийц.
Существует также позднее сообщение, записанное в 2000-х годах со слов старожилов, хранящееся в Болотнинском районном историко-краеведческом музее, о супругах, согласно которому в некоей семье, проживавшей в Болотнинском районе, жена оказалась внучкой человека, который отрубил голову Гоголушко, а ее супруг родственником убитого.
В 2002 году в Новосибирской епархии была образована епархиальная комиссия по канонизации святых. В 2000-х годах епархиальная комиссия выявила 560 имен священнослужителей и мирян Новосибирской епархии, пострадавших в годы гонений, в числе которых есть и священник Василий Митрофанович Гоголушко.
Со слов старожилов, церковь в Дальнем после 1920 года не использовалась для богослужений, в 1930-х годах она стала использоваться как зерносклад. Однако, вероятно, церковь продолжала периодически функционировать.
Постепенно вокруг церкви сложился ряд легенд.
Согласно одной из легенд, во время грозы крышу церкви, превращенной в зерносклад, повредило и вода стала попадать на зерно. Течь в крыше заколотили иконой Казанской Богоматери. Сторож зернохранилища часто слышал по ночам женский плач в храме, но никого не находил. Однажды поднялись на крышу и увидели образ Богородицы, которая плакала. По иконе, в местах, где были вбиты гвозди, сочилась кровь.
О судьбе самого здания церкви поселка Дальний существовали противоречивые сведения, не подтверждаемые в документальных источниках. По одним из них, церковь была разобрана и перевезена в Кривояш на строительство клуба и школы. По другим, - бревна церковного сруба использовались для строительства домов в разных местностях. Во всех случаях сведения эти сопровождались легендами о том, что позже все эти здания сгорели.
Из документальных источников известно, что церковь в Дальнем была закрыта распоряжением Облисполкома № 1020 от 28 февраля 1941 года и была разобрана вместе с остальными строениями в Дальнем во время ликвидации поселка, как населенного пункта, в начале 1960-х годов, после того, как в 1958 году поселок Дальний был присоединен к совхозу «Чебулинский».
В 2017 году благочинный приходов Болотнинского района протоиерей Искитимской епархии Игорь Затолокин намеревался посетить место бывшего расположения поселка Дальний и его Свято-Троицкой церкви и установить там крест.


Дата публикации: 24 Декабря 2020

Автор: Терентьев Евгений Викторович

Отправитель: Евгений Терентьев

Вам нравится? 16 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...