НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Фронтовые дороги танкиста

Говорят, что и от одного солдата тоже зависел исход войны. Таким солдатом был и Лопатин Антон Матвеевич. Уйдя на фронт в 20 лет, совсем молодым, он внес свой вклад в Великую Победу Великого народа нашей Родины. Антон Матвеевич не любил говорить о войне. В моей памяти с детства осталось всего несколько его рассказов. Он не говорил о лихих атаках, о том как геройски сражался с врагами. Рассказанные им истории звучали на первый взгляд обыденно, они долго дремали в моей памяти. Переосмысление рассказанного, произошло гораздо позже.
Родился Антон Матвеевич 10 мая 1921 года в селе Болотнинском Томской губернии. Как и у всех детей его поколения, детство проходило в тяжелые годы разрухи, после Гражданской войны. Поэтому рано пришлось заняться крестьянским трудом. Приходилось выполнять мелкие домашние работы, помогать родителям по хозяйству. В школу пошел в 8 лет. Учился, как и все. В основном были хорошие оценки по всем предметам. В то время на его глазах происходила коллективизация сельского хозяйства. Появились первые тракторы. Но Антона тянуло на железную дорогу. В его воображении паровоз был самой сильной и сложной машиной.
В 1939 году, после окончания школы поехал учиться в Тайгу в Техническую школу машинистов паровозов. Тайга – это город железнодорожников. С лета 1941 года весь железнодорожный транспорт Тайгинского паровозного депо был переведен на военное положение.
25 сентября 1941 года Антона Матвеевича призвали в РККА. Сначала попал в Барнаул, где формировался лыжный батальон 42 отдельной стрелковой бригады. В его состав набирали жителей Алтайского края, Омской, Новосибирской и Томской областей.
42-я отдельная стрелковая бригада убыла на фронт 5 декабря 1941 г. Лыжные батальоны действовали, в основном, как стреловые. Однако, им приходилось выполнять и специальные задания. В маскировочных халатах лыжники проникали в тыл врага и дерзкими налетами вносили панику в его ряды, перерезали коммуникации.
В составе лыжного батальона Северо-Западного фронта воевал заместитель командира взвода пешей (лыжной) разведки отдельного лыжного батальона Лопатин А. М. под Старой Руссой. Он узнал, что значит сон на ходу, что засыпать можно моментально, по команде „привал“, узнал цену снега как обогревающего средства, защищающего от морозов и снежных бурь. „Ночевали“ в снегу, точнее не ночевали, а отдыхали, потому что ночью, как правило, шли.
Через год после призыва в РККА 13 сентября 1942 года сержант Лопатин получил слепые осколочные ранения мягких тканей правого бедра осколками гранаты. И снова – фронтовые пути-дороги, теперь уже танкистом. Так как после выписки из госпиталя, бойцов построили и попросили тех, у кого есть семь классов образования, выйти вперед. Оказывается, отбирали солдат на курсы танкистов. Стране нужны были танкисты. После 8 месяцев обучения в Челябинском танкотехническом училище, Антон Матвеевич получил звание младший техник-лейтенант. Долго помнил танкист Лопатин свой трепет, когда первый раз сел за рычаги тридцатитонной махины. В боях с фашистами раскрылся его талант управления боевой машиной.
Воевал на должностях стрелка, командира отделения. 11 июля 1943 года в танковой битве получил второе ранение, опять госпиталь.
 Ветеран на своем танке прошел с боями по полям Европы. Несколько раз был подбит, но воинский профессионализм всегда спасал ему жизнь. Сами немцы говорили что на стороне Русских была и природа и животные. Антон Матвеевич вспоминал, что под немецкие танки часто запускали мышей, чтобы вывести технику из строя. Мышей не нужно было учить различать вражескую технику, немецкие танки, практически, всегда маскировались в окопах или засыпались соломой, и так как, вражеские танки имели температуру намного выше температуры сырой земли (первые испытания проводились весной в 1942 году), мыши предпочитали заселяться в более “комфортные” условия, то есть в танки, где в силу своих животных особенностей – они грызли всё, что попадается им на глаза. Результат был впечатлительным, перед началом битв, большая часть тяжелой техники немецких дивизий не могла принять участия в боях.
Осенью 1944 года лейтенант Лопатин участвовал в Болгарской операции. Их полк остановился в Бургасе – одном из крупнейших городов Болгарии, располагающийся на западном берегу Бургасского залива Черного моря. После каждого боя танкисты приводили в порядок себя, осматривали свои машины. Броня танков хранила множество следов вчерашнего боя. С любовью и трепетом он относился к своему танку. Танк был его «боевой колесницей». Танки – основная ударная сила Великой Отечественной. Броня, скорость, огонь… И главная цель для вражеской авиации и артиллерии.
В 1945 году Антон Матвеевич участвовал в Балато́нской оборони́тельной опера́ции — последней крупной оборонительной операции Красной армии против немецких войск во время Великой Отечественной войны. В ходе сражения советские войска отразили наступление вермахта под кодовым названием «Весеннее пробуждение».
А потом бои перекинулись в Венгрию. Здесь и поставил победную точку в войне лейтенант Лопатин.
Но в родную Сибирь вернулся только в мае 1948 года. Всю послевоенную жизнь проработал на железной дороге – машинистом паровоза, затем электровоза, машинистом–инструктором. Неоднократно призывался на военные сборы, в 1957 году окончил Центральные бронетанковые курсы усовершенствования офицерского состава в г. Ленинграде. Ему было присвоено воинское звание – капитан.
 Спустя 50 лет после Победы в 1995 году Антон Матвеевич награждён Орденом Отечественной войны II степени. Умер Антон Матвеевич 2 апреля 1998 года. Невысокого роста, худощав, лицо в глубоких морщинах, взгляд прямой приветливый. Таким он остался в памяти потомков.


Дата публикации: 18 Декабря 2020

Отправитель: Лариса Карпова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...