НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Традиции МКОУ Новоярковской СОШ в праздновании Дня Победы


         День Победы Девятого мая – это священный праздник для каждого россиянина. Отмечается 9 Мая не только в нашей стране. Для нашей Родины - это Память о долгожданной многострадальной победе в Великой Отечественной войне.
Как долго шёл наш народ к 9 мая 1945 года! Сколько людской крови впитала родная земля! Много горя принёс фашизм, много страданий. Сама Родина стонала, кричала, скорбела, изливаясь горем на протяжении этих долгих четырёх лет. Огромную цену заплатили мы в той войне.
          Но, всё же, настало это чудесное, долгожданное время, когда, наконец-то, больше не слышались непрерывные взрывы бомб, стрельба, плач осиротевших детей. Люди, знакомые и незнакомые, обнимали и целовали друг друга, плакали, но, к счастью, это были слезы радости и надежды на светлое будущее. Пусть же навсегда сохранится мирное небо!
В нашей школе существуют свои многолетние традиции того, как нужно проводить не только праздник 9 Мая, но и память о нём. Вся школа каждый год, традиционно широко, отмечает День Победы. Ему посвящена целая неделя в мае.
В селе Новоярково Барабинского района живут дети войны и труженики тыла, а ветеранов на момент 2020 года уже нет в живых.
          Готовиться к Дню Победы начинаем заранее. Все ученики и работники школы задействованы в подготовке.
В марте в Новоярково стартует акция «Помощь ветеранам». Акция охватывает и тружеников тыла, и детей войны тоже. Каждый класс во главе с классным руководителем берёт все необходимые инструменты и идёт помочь пожилым людям в уборке территории и дома. Традиционно школьники помогают очистить подворья от накопившегося за зиму снега – эту работу старикам выполнять тяжело.
         Помощь оказываем адресно: кому-то, например, проживающему в многоквартирных двухэтажных домах, не нужно убирать снег, а нужно помочь организовать генеральную уборку, кому-то просто помыть пол, избавиться от пыли.
        Акция проводится в течение длительного временного отрезка – более месяца – поэтому она начинается с уборки снега, а заканчивается уборкой прошлогодней листвы и веток.
        В мае тщательно наводим порядок на пришкольной территории, ведь у нас будет много гостей, всё должно просто блестеть!
        К тому же, к территории школы плотно примыкает сельский мемориал Памяти, посвящённый Великой Отечественной войне. Мы, школьники, почитаем за честь отвечать за его чистоту и обустройство цветника.
           Накануне 9 Мая к ограждению вокруг территории школы крепятся праздничные разноцветные флажки. Все эти детали вместе создают предвкушение Праздника, его атмосферу и настроение.
        Внутри стен школы тоже кипит работа. Около двух месяцев сначала готовим, а потом проводим общешкольную выставку рисунков на военную тематику.
      На картинах юных художников чего только не увидишь: самолеты, летящие высоко в небесах, танки с большими дулами, портреты воинов - в общем, всё, на что хватает их детской фантазии. Для того чтобы на свет появились эти работы, нужна большая подготовка: изучение военной формы одежды, стрелкового оружия и техники 1941-1945 г. г., чтение исторической литературы. Выставка всегда вызывает живой интерес и школьников, и взрослых.
        Наши школьники – на все руки мастера, умеют не только красиво рисовать, но и изготавливать красивые поделки к празднику. Родители тоже оказывают в этом посильную помощь детям. Из получившихся работ тоже оформляется выставка детского творчества.
         Помимо этого, каждый класс делает свою стенгазету, посвященную какому-либо событию из истории Великой Отечественной войны: памятная дата, конкретное историческое лицо, рассказ о городе-герое, пионерах-героях. Все газеты получаются абсолютно разными, некоторые рассказы и исторические факты вызывают гордость за свой народ и страну, некоторые просто шокируют и ужасают. Изданные газеты оформляется в единую информационную выставку «печатного» слова.
          В классах и школьном коридоре оформляются выставки книг, и стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Ребята и взрослые подходят, читают, берут книги на дом.
         Ну и, конечно же, самое главное – мы все заранее готовим праздничный концерт! Вот уж это мероприятие помогает раскрыть таланты каждого школьника. Кто-то готовит декорации, кто-то – праздничную презентацию, кто-то – песню, - всего не перечислить.
         Ученики средних классов отвечают за изготовление пригласительных билетов. Старшеклассники заранее разносят приглашения на мероприятия почётным гостям. Обучающиеся начальных классов изготавливают подарки своими руками для гостей, приглашённых на концерт. Обычно это открытки, сувениры или цветы из гофрированной бумаги.
 За неделю-полторы до праздника все учащиеся, педагоги и работники нашей школы принимают участие ещё в одной акции - «Георгиевская лента».                
         Каждый ученик прикалывает заветную оранжево-черную ленточку к форме в знак того, что мы помним о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и о всех героях, приближавших Победу в этой войне. Некоторые ленты дополнены очень красивыми декоративными элементами: цветами, веточками, бусинками. Многие из них сделаны ребятами и их родителями своими руками. Ношение георгиевской ленты на груди незримо связывает нас, жителей сегодняшней России, с нашими предками, живыми и уже ушедшими из жизни.
 И вот наступает день праздника в школе. Постепенно собираются гости. К сожалению, не все из приглашенных приходят в назначенный день по состоянию здоровья. Уже на входе учащиеся встречают гостей, помогают снять верхнюю одежду и провожают в зал.
        Концерт оказывает большое мощнейшее эмоциональное воздействие, задаёт дальнейший психологический настрой на весь день. Поэтому мероприятие должно быть строго продумано, номера идеально отрепетированы. В концертной программе, как правило, большое количество номеров.
     Обязательно во время концерта происходит некоторая пауза, когда выключается музыка, замолкают песни. Ведущий обязательно предоставляет слово гостям и просит их поделиться своими воспоминаниями, рассказать детям о войне так, как они её запомнили. Очень неохотно рассказывают люди старшего поколения о пережитом – слишком тяжело даются им эти воспоминания. Невольно возвращаясь в прошлое, они снова и снова переживают это так, как-будто всё было с ними только вчера. С большим волнением, со слезами, они говорят о своём сокровенном. В это время школьников не надо просить, чтобы он не шумели, все и так слушают со вниманием: одно дело – услышать такие истории по телевизору, и совсем другое – вживую.
         Каждая крупица из рассказанного, как драгоценность. Нам никогда не забыть того, что мы услышали. Мы постарались включить в работу воспоминания очевидцев разных лет. Некоторых из рассказчиков уже, к сожалению, нет в живых.  
        Татаренко С. Я., ветеран ВОВ: "Когда я попал на фронт, был очень молод. Наша страна была совсем не готова к войне. Фашист наступал по всем фронтам. Вот и мы, все новобранцы, такие же, как и я, должны были отразить наступление немца. Выстроили нас командиры, провели инструктаж и стали раздавать солдатикам винтовки. Как же мы были удивлены, когда винтовки получили один солдат-через двое! Как это? То есть, одному давали оружие, двум другим – ничего: на три человека была одна винтовка. Мы стали возмущаться: как пойдём в бой без оружия? На что получили приказ: тот, у кого винтовка – стреляет, остальные – бегут и кричат УРА. Так вот и бежали, плакали и кричали УРА, ждали, когда рядом бегущего товарища убьёт, чтобы можно было взять его винтовку".                            
         Решетов В. И., ветеран ВОВ: "Один из эпизодов войны так врезался мне в память, что снится до сих пор. Это была середина войны, наши войска успешно отражали нападения фашистов и наступали сами. В тот день наша дивизия передислоцировалась с одного участка фронта на другой. Наша колонна шла долго. В полном обмундировании, с оружием наперевес, мы очень устали и все хотели пить. Та вода, которая была у каждого припасена во фляжке, уже была выпита. Все спрашивали друг у друга воду, но ни у кого не было. И тут, наконец-то, впереди блеснула вода. Это была река! Все бросились вперёд, да так и застыли столбами на месте. Весь берег реки, сама река были усеяны мертвецами. Везде, куда смотрели глаза, были мёртвые тела – фашисты и наши солдаты вперемежку. И земля, и вода были красного цвета – столько крови было пролито. Мы стали ходить по берегу и искать живых среди всего этого мессива. Так и не нашли. Все были убитыми, все полегли в том бою. Среди них не было моих товарищей, я не был с ними знаком, но слова комом застыли в глотке. Забыть это невозможно".
        Татаренко С. Я., ветеран ВОВ: "Однажды попали мы под такой крутой обстрел, что ни мы не могли покинуть окопов, в которых сидели, ни к нам не могли подвезти продукты. День сидим голодом, два, три – уже зубы стучат. На четвёртый день один из товарищей сказал, что недалеко от наших окопов видел убитую лошадь. Вызвался смельчак, который сказал, что попробует доползти до туши. Он пополз, отрезал несколько кусков мяса и принёс нам. Мы разожгли огонь, нагрели воды, сбросили туда мясо. Как только вода чуть-чуть начала пениться, вытащили мясо и начали его есть сырым. На другой день мы опять отправили посыльного к мёртвой лошади, а он приполз назад ни с чем: на месте туши были только голые кости. Это наши соседи, солдаты из других окопов, узнали про нашу находку и помогли нам съесть коня. Такие все голодные были".
         Луценко Т. С., ребёнок военного времени: "О чём мечтают дети, когда разговаривают между собой? Когда я стала мамой, то слышала, что мои дети мечтали, чтобы были конфеты и шоколадки каждый день, чтобы можно было их есть столько, сколько захочется. А мы, чьё детство пришлось на войну, мечтали совсем о другом. Вот помню, отпустила меня мама поиграть с подружками. Встретились с хлопцами – и айда на берег Чанов играть в догоняжки! Набегались, сели на бережок и стали разговоры разговаривать. «Вот бы мне хлебушка вдоволь поесть!» - говорит одна моя подружка. И все дети, кто сидели в этом кружке, мечтательно закатили глаза и выдохнули разом: «Да-а-а!» Понимаете, мы все хотели есть, мы не доедали, хотя у каждого мать старалась больше отдать детям, чем съедала сама. Мы не мечтали о яблоках, о мандаринах и конфетах. Пределом наших желаний был хлеб. Мы знаем ценность хлеба".
        Игошева В. Ф., ребёнок военного времени: "Началась война, мы были подростками. Кому исполнилось десять лет, кому двенадцать. Отцы все на фронте. Наши матери просто разрывались от работы – и в колхозе, и дома всё надо успеть – они просто падали с ног от усталости и недосыпа. Мы рано начали работать в колхозе – матери ведь не железные! Помню, говорит мне председатель колхоза: «Тебе одиннадцать лет, большая уже, будешь в поле воду на быках возить». Лошадей во время войны  в деревне, почти, и не было, всю работу на быках выполняли: и землю пахали, и ездили на них. Посадили меня и ещё одного мальчика в телегу, поставили фляги с водой: везите. А мы росточком малы, худы, нас из-за быков и не видно, почти. Вот едем в поле, и быки остановились. Мы их погоняем, а они нас не слушаются. Мы и плакали, и упрашивали их, и хлестали прутами, - стоят! Потом догадались, что на них кричать надо. Стали кричать, охрипли все, но быки, всё-таки, тронулись с места. Мы осипшие постоянно были, потому что срывали в крике голоса".
       Апчугова А. И., труженица тыла: "А моя семья выжила в войну только благодаря рыбе. Еды вдоволь не было: всё для фронта, всё для победы – мы отправляли еду солдатам, иначе - как бы они воевали? Из нас, девчат, была сформирована рыболовецкая бригада. Это была тяжёлая работа. Сначала мы ставили сети, потом выбирали из них рыбу, чистили сети – и всё начиналось сначала. Спали мало, по четыре-пять часов день. Мы старались не только выполнить свою норму по добыче рыбы, но и перевыполнить её. Мы верили, что так тоже помогаем солдатам бить врага. Очень доставалось нам зимой. Такие морозы были! А у нас одежонка старенькая, да и та от воды постоянно намокала. Какое уж тут тепло! Наши руки постоянно находились в ледяной воде, поэтому были обморожены, в трещинах, ранках. С тех пор суставы пальцев рук распухшие, больные, ноют в непогоду. А в бури и вьюги мы несколько раз блуждали, не могли найти правильную дорогу с озера до дома. Очень с девчонками плакали в те моменты, когда сеть обрывалась и уходила под лёд, так было обидно – вся работа насмарку! Но, несмотря ни на что, старались не хандрить и не кукситься, шутили, подтрунивали, смешили друг друга. У всех моих девчонок, которые были тогда в рыболовецкой бригаде, сейчас больные руки и ноги".
       Полякова Р. А., ребёнок военного времени: "Я родом из Подмосковья, родилась и до юности жила там, под Москвой. Когда началась война, я была маленькой. Самое моё яркое и сильное впечатление войны – это ужас от летящих фашистских самолётов. Они так часто прилетали, иногда за день несколько раз. Сколько бомб они сбросили на наш городок! Люди за какие-то секунды бомбёжки оставались без дома, без имущества. Но ещё не это было самым страшным. Весь ужас был в ночных бомбёжках, когда люди спали и просто не успевали проснуться, убежать в бомбоубежище. У нас были знакомые, которые всей семьёй погибли во время ночной бомбардировки. Я так была напугана звуками летящих самолётов и падающих бомб, что даже спать по ночам не могла, начинала плакать от любого шума, выбегала из дома или пряталась куда-нибудь. Мне казалось, что где бы я ни скрылась, фашисты меня всё равно найдут. Когда я уже стала взрослой, мне ещё много лет снились летящие на меня самолёты с чёрными крестами. Просыпалась с криками, всех будила. Сердце так бешено колотилось, что долго потом не могла уснуть".
         Обгольц Э. А., ребёнок военного времени: "Когда началась война, мне было около двух лет. Мои родители - приволжские обрусевшие немцы, которых советское правительство посчитало опасными и сослало в Сибирь. Здесь, чтобы выжить, пришлось срочно вырыть землянку, мы прожили в землянке несколько лет. Если бы не рыба из Чанов, мы бы умерли с голоду. Помню, когда было Рождество, нам так хотелось ёлку. Но ёлки не было, родители отрубили большую ветку от куста боярышника, принесли в землянку. У нас не было цветной бумаги, игрушек, конфет. Мы придумали украсить «ёлочку» цветными тряпочками, повязали их на ветки. Мне казалось, что это так красиво!".
          Дятлова О. С., внучка ветерана ВОВ: "Мой дед, Дятлов Дмитрий Фёдорович, до войны успел выучиться на шофёра. И на фронте его тоже посадили за баранку полуторки – это грузовой автомобиль сороковых. А в Польше он, вдруг, неожиданно попал в плен. Сразу же был отправлен в концентрационный лагерь. Рассказывал потом, что, по всем законам, он должен был умереть: тех, кто в одно время с ним попал в лагерь, уже вели в огромные жуткие печи, в которых людей сжигали и заживо, и мёртвых, отравленных газом. Но тут судьба улыбнулась моему деду: в лагерь приехал богатый знатный пан, который искал себе среди пленных работников на свой хутор. Он отбирал только молодых, крепких, сильных мужчин, тех, кому была по плечу деревенская работа. Дед Митя отвечал всем этим требованиям, и богатый пан забрал его с собой. На хуторе пленники выполняли разную работу: пасли скот, чистили загоны, носили воду, пахали землю, косили траву. Их хорошо кормили. На этом хуторе дед пробыл больше полугода, пока его и других не освободили наши советские войска".
               Видно, как слёзы одна за другой выступают из глаз. В это время плачут не только те люди, которые были очевидцами войны и не забыли и, наверное, никогда не забудут то, какое горе принесло им всё пережитое тогда. Слёзы текут и у людей более молодых поколений. Очевидно, что людей разного возраста связывают очень прочные незримые нити, которые невозможно разрушить. А может, в это время в нас просыпается генетическая память?
Одни номера вызывают у зрителей улыбку. Такими являются исполнение частушек, несерьезных песенок на военную тематику от начальной школы или танец малышей.
        Чтение серьезных, затрагивающих душу стихотворений, песни о памяти военных лет – всё это заставляет зрителей тихонько плакать.
В самом конце концерта ученики дарят гостям мероприятия праздничные сувениры и открытки.
 Делают традиционное общее фото на память.
        После концерта все приглашённые проходят на праздничное чаепитие, организованное учениками и работниками школы. Гости пьют чай со сладостями, выпечкой и общаются, вспоминают военные годы, обмениваются новостями, делятся своими впечатлениями.  
          Не каждый может поделиться своим заветным воспоминанием во время концерта при скоплении большого количества людей. Но здесь, во время чая, особая атмосфера, знакомый узкий круг, и некоторые из гостей рассказывают о «своей» войне, свою жизненную историю. 
 В день 9 Мая проводятся праздничные мероприятия с привлечением всех жителей села. Их устраивает МКУ КДО «Унисон» в сотрудничестве со школой, детским садом, представителями СХПК «Колхоз «Береговой»», сельской администрации.
                 По традиции праздник начинается с акции «Бессмертный полк». Все односельчане от мала до велика берут фотографии родственников и земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны, флажки, цветы воздушные шары и идут по назначенному маршруту. Колонну сопровождают машины, украшенные российскими и советскими флагами. Шествие колонны сопровождается музыкой. Обычно звучат такие песни, как «День Победы» или «Бессмертный полк».  
             Примечательно, что вот уже несколько лет именно на День Победы в село съезжаются студенты и люди, сменившие жизнь в селе на город. Но Родина имеет притягательную силу. Многие родились в деревне, их деды, прадеды имеют сельские корни. С портретов, которые несут эти люди, на нас смотрят не чужие, а знакомые, родные лица, мы помним наших ветеранов, вместе с родственниками поминаем их. В этот священный день мёртвые словно находятся в одном строю с живыми своими потомками. 
          После шествия все проходят на митинг к мемориалу Памяти, посвящённому Великой Отечественной войне в центре села. Возле стеллы горит Вечный огонь. У Вечного огня на посту стоят старшеклассники в красивой военной форме. Они прямо держат спины и уверенно смотрят вперед.
            Для ребят, которых выбрали для стояния в почётном карауле, это большая честь. Они понимают всю степень ответственности перед односельчанами. Их все фотографируют, любуются ими, малыши хотят им подражать. 
       Люди с портретами своих родственников встают к пилонам памяти, на которых написаны имена всех односельчан, участвовавших в Великой Отечественной войне. Ведущими на этом мероприятии являются работники Дома культуры. С торжественными речами выступают глава сельской администрации, уважаемые жители села.
          Вносят знамя Победы. К памятнику возлагают венки и цветы. Проходит минута молчания. В конце митинга дети отпускают шары в воздух.  
 Дальше всех жителей приглашают в Дом культуры. Школьники угощают гостей солдатской гречневой кашей, которую все едят с большим удовольствием.
        После концерта все расходятся по домам, к праздничным столам с угощением. А вечером люди идут смотреть на салют, посвященный этому чудесному празднику – Дню Победы.  
            День Победы – это праздник, который объединяет живых и мёртвых, молодых и старых, людей разных национальностей и конфессий. Навсегда мы сохраним память о тех, кто, не жалея себя, пал в жестоком, кровавом бою ради того чтобы у нас было все, что мы имеем сейчас, а особенно, мирное небо над головой.  
         В нашей школе есть небольшой краеведческий музей. Один из его уголков посвящен Великой Отечественной войне. Там находятся фотографии и сведения о наших земляках, воевавших в эти тяжелые годы.
         Сохраним память о земляках-героях в годах! Ведь память о Великой Отечественной войне священна.


Дата публикации: 18 Декабря 2020

Автор: Дарья Обгольц , Ольга Дятлова


Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...