НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Семья и Родина едины

Понятия "семья" и "страна" -  неделимы. Сопоставляя факты истории страны с судьбами людей, отчетливо видишь влияние исторических событий на жизнь и судьбы семей.
Со времен Гражданской войны прошло столетие, но всплывают новые факты, перед глазами встают страшные картины, хочется поведать об этом молодым, чтобы не повторять прежних трагических ошибок.
 Скупые строчки из «Списка пострадавших от контрреволюции транспортников ст. Барабинск с 1918 по 1920 годы» гласят: «Профессия - слесарь, семейное положение – 3 человека, расстрелян, при обыске разграблено имущество на сумму 1200 рублей». Это о судьбе Ивана Ивановича Салита, 1882 года рождения, - крестьянина Гродненской губернии, который после участия в Одессе в революционных событиях 1905 года, был сослан с женой, двухлетним сыном и трехмесячной дочерью в Сибирь: сначала в Читу, потом в Каинск и Барабинск. Семья Салита выслана как политически неблагонадежная по этапу на всё время существования в Одессе военного положения и ей запрещено возвращаться после снятия его.
В Барабинск Иван и Варвара попали перед первой мировой войной. Крупный железнодорожный узел Барабинск отличался высокой революционностью рабочего класса. Большое влияние на деятельность местных социал-демократов оказал Валериан Владимирович Куйбышев, находившийся в ссылке в Каинске. Под фамилией Кукушкин Валериан Владимирович тайно приезжал сюда, встречался с нужными людьми. В Барабинск, подальше от каинской полиции, перебрался и Иван Салита.
В начале 1917 года фракция большевиков в Барабинской организации социал-демократов насчитывала 17 человек, ядром её были И. И. Салита (руководитель), Д. И. Охотников, В. А. Грицай и другие. Когда из Петрограда пришла весть о падении Временнного правительства, большевики созвали массовый митинг железнодорожников. На нём выступил И. И. Салита, призвал сомкнуть ряды вокруг партии большевиков, всеми силами поддержать Советскую власть. Большинство рабочих-железнодорожников поддержали резолюцию, приветствующую победу Октябрьского вооруженного восстания.
Однако, в то время в Барабинском Совете верховодили эсеры и меньшевики, которые саботировали первые мероприятия Советской власти.
В конце весны – начале лета 1918 года в Сибири установилась колчаковская диктатура. Сибирские большевики перешли на нелегальное положение. В условиях глубокого подполья они вели героическую, полную смертельной опасности борьбу с контрреволюцией. Руководителем Барабинских подпольщиков стал Иван Салита, всегда внешне подтянутый, опрятный, одетый с иголочки, хорошо слаженный, на лицо красивый, с усиками, мужественный 35-летний мужчина. Он был хорошим организатором труда и людей, особенно молодёжи. Слесарь-машинист местного паровозного депо. Его все любили, он прекрасно и понятно выступал на собраниях и митингах рабочих, это создавало ему авторитет, а молодёжи – уверенность в победе.
Решительностью и смелостью отличался Иван Иванович. Он брал на себя самые смелые операции. Одна из акций закончилась трагически: в конце 1918 года, после подготовленного им взрыва в воинском эшелоне, забежал домой переобуться - намокли валенки, так как была оттепель. А хозяин квартиры, где они жили, выдал его. В дом ворвались колчаковцы во главе с прапорщиком Храповым, хотя Иван был вооружён, отстреливаться не стал, потому что дома в тот час были дети. Салита был арестован белогвардейцами, подвергнут пытке, затем расстрелян. Рядовой  Ленинской партии Иван Салита отдал жизнь за победу Советской власти, за дело народа.
Варвару Салита, как активного члена Совета железнодорожных рабочих, не испугала казнь мужа. Большевикам-подпольщикам очень важно было иметь сведения о характере перевозимых грузов по железной дороге. Их добывала Варвара Ивановна. Под видом торговки продуктами на вокзальном рынке она целыми днями следила за жизнью на станции, цепким взглядом изучала направление потока грузов, брала на заметку передвижение колчаковцев, собирала оружие и передавала в тюрьму.
В семье Салита было четверо детей: Владимир, Мария, Леонид, Сергей. Мария умерла вскоре после ареста отца. Леонид Иванович, 1906 года рождения, вспоминал: «Мы ещё не успели прийти в себя после смерти отца, как была выслежена мать. Несколько дней спустя нам сказали, что арестованных погрузили на баржу и повезли топить… Было страшно и жутко без родителей. Наплакавшись, мы разбрелись по разным людям. Я пристроился у кочегара. Володя начал работать на пекарне. А Сергея забрала учительская чета и увезла с собой. Немного спустя я перебрался поближе к Володе. Он подкармливал меня, тайком вынося из пекарни хлеб.
Шло время. Красная Армия разбила колчаковцев. Пережив ужасы Гражданской войны, мы начинали жить по-новому. Однажды утром я сидел во дворе, собирался на рыбалку, готовил снасть. Вижу какая-то женщина, схватившись за плетень, смотрит на меня во все глаза. Потом как крикнет: «Сынок!»… Я растерялся, смотрю на неё, а в голове стучит: «Она же умерла!» Испугался я, убежал в овраг. Хозяйка меня потом нашла, привела к обессилевшей от волнения матери. Оказалось, прибыла она в город в поезде, в котором привезли освобождённых политических заключённых. Как она меня нашла, я не знаю.
За Серёжей пришлось ехать в Алтайский край село Морозово. Вокруг него деревянный забор от волков выстроили. Сергей тоже мать не узнал, испугался – он в той семье уже прижился, чуть ли не сыном стал. Снова плакали женщины, а мы с братом смотрели на мать и верили и не верили, что она жива… Немного позже все вместе из Сибири решили вернуться в Одессу, откуда мать и отца, когда-то, сослали в Читу. Некоторые документы мать долго хранила. За отца в голодный 1921 год мы даже паёк получали. Но во время Великой Отечественной войны, когда ушли на фронт, всё исчезло, потерялось. Осталась лишь маленькая мамина фотография».
По возвращении в Одессу, Варвара работала на железной дороге. Активисткой была, говорила, что дело мужа продолжает. Её фотография в музее революции висела до войны. Варвара Ивановна умерла в 1937 году, в возрасте 52 лет. Пытки и истязания дали о себе знать. Похоронили её в Одессе.
И сыновья старались от неё не отставать. Владимир, в составе двадцатипятитысячников, на Херсонщине стал председателем колхоза. Иван с Сергеем работали токарями. Все трое ветераны Великой Отечественной войны. Памяти отца и матери не осрамили.
Так воедино связана история отдельно взятой семьи с историей страны: два скромных, самоотверженных рядовых представителя рабочего класса города Барабинска своими усилиями поднимали над освобожденной Россией красное знамя Великого Октября, а их дети - знамя Великой Победы.


Дата публикации: 06 Мая 2022

Автор: Татьяна Степанова

Отправитель: Татьяна Степанова

Вам нравится? 8 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...