Фронтовые дороги учителей- ветеранов Зюзинской школы
В нашей Зюзинской школе уже много лет существует Музей Боевой Славы. Он создан в честь тех, кто потом и кровью добывал Победу. Нашим односельчанам, участникам Великой Отечественной войны - тем, кто вернулся, и тем, кто навсегда остался лежать в чужой земле.
В первые дни войны были призваны на фронт сразу 40 наших односельчан, 22 человека из этих первых фронтовиков сложат свои головы на полях сражений в первые месяцы войны. В последующие годы число наших земляков, воевавших на разных направлениях, увеличится. Число погибших возрастет до 70 человек. Разные люди, разные фронтовые судьбы…Сегодня и мы хотим внести свой вклад в дело сохранения исторической памяти о событиях давно минувших дней: узнать об учителях-участниках войны.
Учитель – сугубо мирная профессия. Учитель стоит на страже будущего, ибо он готовит это будущее, воспитывая и обучая детей. Тем более, нам было интересно узнать о фронтовых судьбах учителей - ветеранов Великой Отечественной войны. Мы начали собирать материал о них несколько лет назад и продолжаем этим заниматься сейчас. Учителей-ветеранов пять человек: Анохин Михаил Матвеевич, Кабанов Василий Герасимович, Коростик Николай Иосифович, Мучанко Федор Иванович, Шмакова Мария Тихоновна. Сегодня в живых нет никого из них, и поэтому мы опирались на документы, которые есть в музее, искали информацию в интернете. Мы обратились к нашим выпускникам, родственникам ветеранов с просьбой сообщить, что они помнят, и люди откликнулись.
До той поры, когда судьба свела их в стенах нашей школы, они, конечно, ничего не знали друг о друге.
Василий Герасимович Кабанов – самый старший из учителей - фронтовиков. Он родился в 1908 году в Ростовской области и начал работу в нашей школе в середине 30 годов. Отсюда и был призван на фронт Барабинским РВК.
Мучанко Федор Иванович появился на свет в 1910 году в деревне Бельчица Полоцкого района Полоцкой области. Был призван Куйбышевским РВК в июне 1941года, служил в составе 41 мотоинженерной бригады.
И Василий Герасимович, и Федор Иванович оказались на войне уже будучи достаточно взрослыми мужчинами. А вот другие наши герои: Анохин М. М. , Шмакова М. Т., Коростик Н. И.- принадлежат к тому поколению, которые оказались на войне, почти, сразу со школьной парты. Это поколение, рожденное в 1921-1922годах. Это те, кого в живых останется только 3%. Нашим героям повезло. Они вернулись. Сегодня мы постараемся понять, как они воевали, как работали, какой след оставили после себя.
Кабанов Василий Герасимович. Это человек, который отдал нашей Зюзинской школе 40 лет жизни. Вот что сообщила нам его дочь Кабанова (Тарасова) Л. В.: «Папа в школе в Зюзе проработал с середины 30-х годов и по 1974г. На фронт был призван Барабинским РВК в июле 1941г. Служил в 559 отдельной армейской авиаэскадрилье связистом. Звание – старшина. Он прошёл всю войну. С войны вернулся в октябре 1945 года.
Как узнать о фронтовой жизни человека? Люди, прошедшие войну, рассказывали о ней неохотно: видимо, душевные и телесные раны были очень глубоки.
Мы обратимся к письмам с фронта, написанным по горячим следам событий, в перерывах между боями. В семье Кабановых бережно хранятся письма отца. Их всего четыре. Остальные затерялись. Вот что он писал в одном из писем: «У нас затишье, но затишье, конечно, относительное. Ты, по всей вероятности, следишь за газетами и знаешь, что гитлеровский союз разваливается всё больше и больше. ....моя жизнь фронтовая простая, боевая. Воюем… Скоро вся Прибалтика будет очищена от немецкой нечисти...
Румыния воюет уже против Германии, Финляндия, считай, вышла из войны. Союзники быстро продвигаются и скоро перенесут действия на территорию самой Германии. Пожалуй, в ближайшее время последуют и на нашем, русском, фронте новые мощные удары.
...В воскресенье, 29 октября был на суде. Судили одного немца, который лично, по собственному желанию принимал участие в уничтожении русских людей и деревень. По его словам, он расстрелял не менее 1200 чел. и сжёг около 40 деревень и хуторов. И ему кажется, что это мало. Сразу же после суда его повесили. Видела бы ты, как горячо аплодировали и военные, и гражданское население справедливому приговору. Это не последний повешенный палач. Их будет много».
Василий Герасимович в письмах называет почти точные сроки, когда война закончится. Хочется отметить, что эта вера в близкую Победу многим помогала выжить. А возможно, еще и вера в то, что враги понесут заслуженное наказание. И Победа пришла.
Интересно было узнать о Кабанове как учителе.
И опять нам помогли воспоминания выпускников.
Татьяна Стримжа (Чубарцева):
«Уроки географии с Василием Герасимовичем были самые запоминающиеся. Самый строгий и самый любимый учитель. Недаром мы все, кто у него учился, помним его».
Тамара Ковтуненко (Кривоносова):
«А я тоже похвастаться могу. Василий Герасимович учил еще моего отца перед войной. Мне моя бабушка об этом говорила, когда я пошла в первый класс».
Людмила Тарасова (Кабанова):
«Да, не одно поколение в селе было папиными учениками... К тому же, он на протяжении многих лет был бессменным депутатом в селе...
Я из детства помню такие картинки: зима, мороз, метель, время позднее, темень... И стук в дверь - стоит какая-нибудь бедная испуганная женщина, плачет:
"Василий Герасимович, мой разбушевался, утихомирьте его... только вас послушается..." И папа одевался и шёл в ночь "утихомиривать".
Вот, таким человеком был Василий Герасимович. (Приложение 3)
Имя Василия Герасимовича внесено в книгу Почета народного образования Барабинского района
«…через реки под огнем мы держали переправы!».
Мы также обратились к воспоминаниям фронтовиков, собственноручно ими написанным. Среди них оказались и воспоминания людей, о которых мы хотим рассказать. Выпускница школы, В. Николаева, уже собирала материал о них. Мы дополним её работу новыми документами и фотографиями.
Мучанко Федор Иванович. В нашей школе он работал учителем труда.
Федор Иванович прошёл всю войну. Был призван Куйбышевским РВК в июне 1941года, служил в составе 41 мотоинженерной бригады. Демобилизовался в мае 1945года в звании капитана. За военные заслуги награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны второй степени. К сожалению, узнать, с какого времени он работал в нашей школе, не удалось. Но это он руководил работами по облагораживанию школьной территории, когда было построено новое здание в 1963 году: тогда разбивали клумбы, сажали тополя, которые растут и сейчас. Под одним из них, возможно, и сейчас находится послание ученикам 21 века, которое закопали тогда же. Увы, не знаем где. Выпускники вспоминают, что тогда в школе был свой опытный участок, которым руководил тоже Федор Иванович. Отбирали семена, следили за посадками, сравнивали результаты. Однажды, вырастили огромные растения кукурузы с огромными початками, и все очень этим гордились. Ученики знали, что их преподаватель – фронтовик, и относились к нему с большим уважением. К сожалению, у нас мало фактов о военной жизни Федора Ивановича. Мы опирались только на его воспоминания, которые хранятся в нашем музее.
Он рассказывает только об одном эпизоде своей биографии - форсировании реки Висла и взятии города Люблина.
Мы нашли информацию об этой операции в интернете.
Оказывается, форсирование Вислы было частью Млавско-Эльбингской наступательной операции войск 2-го Белорусского фронта. Её цель — разгромить млавскую группировку противника и глубоким ударом с нижнего течения реки Нарев на город Эльбинг отсечь группу армий «Центр», оборонявшуюся в Восточной Пруссии, от остальных сил немецко-фашистской армии.
Читаем воспоминания Ф. И. Мучанко: «Когда мы подошли к Висле, погода стояла чудесная, вокруг была мертвая тишина. Все боялись нарушить эту тишину, говорили вполголоса, ходили в маскхалатах, так как по ту сторону Вислы находились фашисты. И вот нашей части 41-ой мотоинженерной бригаде РГК (Резерва главного командования) был дан приказ: построить через Вислу переправу в люблинском направлении и переправить части Советской Армии через Вислу.
Мы стали выполнять приказ – строить переправу. Работать приходилось в трудных условиях без сна и отдыха. Все были грязные, мокрые, не видели солнца, не знали дня и ночи, под бомбежкой противника. Мы работали, не жалея самих себя, работали в полную силу своих возможностей и даже больше и, наконец, переправу построили. По ней двинулись части Советской Армии. Они торопливо переправляли пушки, танки, боеприпасы, кухни и все другое необходимое для солдат. Они переправлялись днём и ночью, не обращая внимания на бомбёжки».
Очень скупо, без излишних подробностей повествует Федор Иванович об этой сложнейшей операции.
«Нам был дан новый приказ: оставить для охраны переправы одну роту, а остальным всем двигаться в Люблин. Скоро Люблин был взят.
В честь освобождения этого города был проведен митинг, на котором присутствовал Маршал Советского Союза Рокоссовский и Ванда Василевская.
Население города встречало нас с радостью и любовью. Старики, дети, женщины и девушки дарили нам цветы, угощали яблоками и вишнями. Пели песни и говорили много слов в наш адрес.
За выполнение этого задания многих из нашей части наградили разными наградами. Меня лично наградили орденом Отечественной войны второй степени».
У нас нет оснований не верить Федору Ивановичу, который описывал радость жителей Польши, когда город Люблин был освобожден советскими войсками. Тем обиднее слышать заявления современного польского правительства, которые называет нашу страну агрессором и считает себя вправе, требовать «выплатить Польше компенсацию за ущерб, нанесенный СССР во Второй Мировой войне». Видимо, высокопоставленные чиновники Польши быстро забыли уроки истории и горят желанием ее переписать.
« У высоких берегов Амура…» ( Из песни)
Анохин Михаил Матвеевич, историк. Родился в 1918 году в с. Чистоозерное Барабинского района.
Михаил Матвеевич – выпускник нашей Зюзинской школы. По окончании её, он поступил в Куйбышевский ветеринарный техникум, закончить который не удалось, так как в 1939 г. был призван в Красную Армию. Служба проходила в Читинской области на ст. Борзя, недалеко от границы с Китаем. Михаил попал в артиллерийские войска, после окончания курсов младшего командного состава, получил звание младшего лейтенанта. Вот, что он рассказывал, вспоминая о своей фронтовой юности:
«Великая Отечественная Война застала меня в армии, где я проходил действительную службу с 1939 года в дивизии Забайкальского округа. Всю войну войска ЗВО выполняли очень ответственные задачи.
В августе-сентябре 1945 г. началась война с Японией. Воинская часть перешла границу с Китаем и окружила укрепрайон в районе японского города Хайлар. Это было очень мощное, по тому времени, военное укрепление. Во избежание жертв среди личного состава, решения о штурме укрепрайона принято не было. Была осада с методичным обстрелом из артиллерийских орудий. Японцы сдались только после поражения Японии в войне по приказу императора. И хотя японские войска (гарнизоны ) вынуждены были сдаться, наши потери были велики. За участие в боях я награждён медалью « За победу над Японией».
Вспоминая войну и победу над Германией, не всегда помнят о войне на Дальнем Востоке. Но, именно эта военная операция освободила от японцев наши Курильские острова, другие оккупированные территории, укрепила границы нашей страны на Дальнем Востоке.
2 сентября 1945 года на линкоре «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии, который также подписали Советский Союз, США и Великобритания. Благодаря победе над Японией была поставлена точка во Второй мировой войне.
В 1947 году Михаил Матвеевич демобилизовался, прослужив 8 лет. Уволился он в звании старшего лейтенанта с должности начальника штаба артиллерийского дивизиона. После службы в армии вернулся в наше село, где ждала его жена.
Мы попросили рассказать о М. М. Анохине его бывших учеников. По словам Стафиевского С. Я. , учителем он был хорошим. О событиях Второй Мировой войны знал очень много. Случалось, что ученики этим пользовались. Не выучит кто-нибудь уроки начинает про войну расспрашивать, Михаил Михайлович начинает рассказывать, в классе тишина. Даже самые хулиганистые слушали, затаив дыхание.
Обращаясь сегодня к годам войны, мы многое уточняем, пытаемся разобраться в мотивах действий и поступков, по- новому смотрим на ставшее привычным.
Изучив документы, хранящиеся в школьном музее, материалы военной истории, можем сказать:
Учитель - мирный человек,
Но в том далеком сорок первом
Он защищал двадцатый век,
Чтоб жили люди в двадцать первом!
- Комментарии
Загрузка комментариев...