НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


С. Зюзя в гражданскую войну. "О героях былых времен"...

                       
Мы живем в старинном сибирском селе Зюзя. Селу нашему уже более трехсот лет.
 За 300 лет много произошло событий, больших и малых.
 Все, что переживала страна, переживало и наше село. Первая Мировая война. Революция. Гражданская война. Все эти события оставили свой след в Зюзе. Именно из таких событий и складывается история. Сегодня мы попытаемся заглянуть в прошлое, чтобы попытаться чуть-чуть понять, что происходило в нашем селе, в Барабинском районе в годы гражданской войны.
После революции1917 года страна расколота на два лагеря: белые и красные - так, с тех пор, называли их. Гражданская война в Сибири (Николаевской губернии, в частности) прошла по жизни россиян бело-красной полосой, оставив во многих семьях боль от гибели отцов, детей. Брат шел против брата, сын против отца. Еще 20-30 лет назад считалось, что те, кто воевал на стороне красных - герои, а те, кто на стороне белых - плохие люди. Сегодня отношение к тем давним событиям меняется. Пришло понимание, что в гражданской войне не может быть правых и виноватых. И тем, и другим было, за что воевать и что терять:
 «Умирали как жили – кто во рву, кто в бою,
Мы – за нашу Россию, а они – за свою…»( Кирилл Ривель.)
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к документальным источникам и воспоминаниям односельчан.
Так уж случилось, что эпицентр Белого движения к концу 1918 — началу 1919 годов переместился из западной части России в Сибирь. Тогда политическую власть "Верховного правителя Российского государства" адмирала Колчака над всеми армиями на территории России признали все руководители антибольшевистских движений и армий, как на западе России, так и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Наши земли оказались под властью колчаковцев. С 25 на 26 мая чехословаки и антибольшевистское подполье захватили Новониколаевск. Вечером 27 мая1918 Барабинск занят чехословаками. Для борьбы с ними большевики создают отряды Красной гвардии. 31 мая Барабинск взят сводным отрядом красногвардейцев под командованием С. Н. Черепанова. Потом город снова переходит в руки белочехов.
Зарождается партизанское движение. В конце августа 1919-го создан военно-революционный совет в с. Нижний Чулым (ныне – Здвинск). В каждом селе назначили военных комиссаров. Формируются отряды, организуется сбор оружия, боеприпасов, мобилизуются лошади (из материалов архивной службы администрации Барабинского района[1]
 Наше село занял отряд колчаковского офицера Горшенина. Одни радовались их приходу, другие не хотели возвращаться к прежней жизни. Воспоминания о тех страшных годах были когда-то записаны учениками нашей школы и хранятся в школьном музее.  
Вот что мы узнали из этих записей. Бывшие участники революции в Питере Ф. Стафиевский и Ф. Елистратов, вокруг которых группировались бедняки и батраки, стали искать связь с красными партизанами.
Группа, действующая под их руководством, не давала спокойной жизни колчаковцам, организуя саботаж. Прятали коней, продовольствие. Кто-то выдал руководителей подполья. Они были схвачены и расстреляны на Савкиной гриве, их трупы изрублены шашками. Но сопротивление росло. Нужно было установить связь с другими партизанами, связаться с партизанским руководством. Как вспоминали старожилы села, связь осуществляли молодая крестьянка Татьяна Нечаева и Герасим Перевалов. Они доставляли партизанам сведения, боеприпасы, продовольствие.
В одной из таких передач Татьяна и Герасим были схвачены колчаковцами у озера Горького, здесь их пытали, измывались над женщиной. Тут же у озера они были расстреляны и закопаны в яму. Связь между Зюзей и партизанским отрядом была прервана. Для установления её,  командир партизанского отряда направил Василия Тарасова и Семена Кашина, ведь Зюзя их родное село, они знали всех и все жители села знали их.
Предали  кулаки. Партизаны были схвачены во время явки на «Скотском кладбище» (там сейчас расположена совхозная РТМ), жестоко избиты и тут же были расстреляны лично офицером Горшениным.
Хочется рассказать о судьбе еще одного партизана, погибшего от рук карателей. Это наш земляк Пантелей Кашин. В первые дни прихода колчаковцы мобилизовали его в свою армию. Но недолго был он у колчаковцев: Пантелей понял, что его путь вместе с рабочими, крестьянами, большевиками.
В первом же бою он перешел на сторону партизан. Во время очередного задания Кашин был схвачен и расстрелян. Поздней осенью 1919 года Красная Армия навсегда изгнала из Сибири колчаковцев и в этом ей большую помощь оказали партизаны, влившиеся позднее в ряды Красной Армии.
Красные победили. Установилась Советская власть, но далеко не все смирились с этим. 20- 30 годы прошлого века были временем ожесточенной классовой борьбы.
Сегодня о тех событиях напоминает скромный обелиск у сельского Дома Культуры. И это не просто обелиск. Там покоятся останки красных партизан. Обелиск был открыт к 47 годовщине Великой Октябрьской революции в 1964 году. (Приложение 1). Долгие годы это было место поклонения зюзинцев: здесь проходили митинги, сюда возлагали цветы молодожены, да и сегодня в почетном карауле в дни торжеств стоят школьники.
Но многое сегодня изменилось. Прежде всего, отношение к тем далеким событиям. Когда мы разместили фото памятника в сети Интернет, откликнулись правнуки погибших, но даже они по–разному оценивают события. Разные отзывы. Вот некоторые из них:
«Еще святые в конце 19 века предрекали бунт в России, из-за реформ церкви и социального уклада Петром I. Насильно прививая католичество, протестантизм, одевая чиновников в иностранные одежды и глумясь над русскими обычаями, Петр I посеял растление в обществе и деградацию РПЦ. Народ начал расслаиваться на сословия, пьянствовать, воровать, распутничать. Даже в семинариях исчезла духовность и появилась просто моральная проповедь и схоластика. Появилась толстовская ересь, которую приветствовал даже Николай II. В конце концов, монархию предали все и даже РПЦ, и высшие чины в армии, и временное правительство. Европа планомерно вела Россию через тайных агентов влияния к распаду... В 1917 году образовалось безвластие, и спасли положение большевики. Это была единственная сила, способная сплотить народ. А если бы победили белые, то Россию разодрали бы на 15 территорий иностранные наемники из 14 государств, оставив России клочок древней Московии. Вот за это и погибли наши прадеды, борясь с Колчаком!!!» (В. Иволин)
«Я лично за то, чтобы не было и в помине революции 1917 года! Тогда и белым не пришлось бы быть кровожадными и красных мы бы не знали! Но что теперь сделаешь... Только молиться за упокой душ невинно растерзанных и всё!
Да, в каждом времени есть свои ПЛЮСЫ и свои МИНУСЫ. Ничего против сказать не могу , и в советском периоде много достижений есть, которые капитализм бы не одолел, но есть и большие минусы (миллионы загубленных жизней в несколько этапов)... И именно это меня и напрягает в таких моментах, как революционные кровавые перевороты!» (Л. Кабанова)
 Наши односельчане поделились с нами своими воспоминаниями о гражданской войне.
 Л. Кабанова: «Из воспоминаний дочери Стафиевского Фёдора Матвеевича: «По характеру он был боевой и даже задиристый человек. После женитьбы у него была рыбацкая артель, т. к. у него был невод. И звали Ф. М. - башлыком, т. е. бригадир по-сибирски.
     Детей в семье было трое : Анна (1912г. р.), Мария (1914г. р.) и маленькая Александра.
После 1917 года, в Сибири "гулял" Колчак...
     У моего отца были знакомые люди, которые ему давали брошюры про советскую власть, и, когда в село вошло войско Колчака, кто-то из сельчан донес на отца. Со слов моей мамы знаю, что арестовывать отца пришёл его же друг, племянник попа (святого отца) Ивана!
      Отцу позволили переночевать дома и приготовиться в заключение. А добрые люди советовали ему скрыться этой ночью... Но он был уверен, что подержат и отпустят. Но его заключение протянулось целый год и 5 месяцев.
       И зимой 1919 года при отступлении колчаковцев, всех заключенных из Каинской тюрьмы вывели на 5-ый километр между Каинском и Барабинском. Перед выходом из тюрьмы арестованным сказали, что они пойдут в поход... Когда в нашу местность пришли красные, они рассказали, что все заключенные расстреляны...
    Мама с братом отца поехали и нашли тело отца... Помню, все старания мамы привести в божеский вид искалеченное и окоченевшее тело отца, на протяжении нескольких дней!"  (дальше она рассказывала в подробностях, но это не для слабонервных, не стану здесь расписывать, что с ним сделали колчаковцы и что пришлось его вдове проделать! Нам современным людям, несмотря на все ужасы с телеэкрана, всё равно жутко это читать!
        Вот такая история одной фамилии из этого списка.» 
Она поделилась фотографией своего прадеда - Стафиевского Ф. М.
Вспоминает Татьяна Ильина (Дубинина): «Тарасов Василий Алексеевич мне дед двоюродный, родной брат моей бабушки по маме. Моя родная бабушка, по линии матери, урождённая Тарасова Ефросинья Алексеевна, родная сестра Василию Алексеевичу; ещё было три сестры: Прасковья, Олимпиада и Мария. К сожалению, я мало, что знаю. Бабушка умерла в 1961 году. Когда установили памятник, мама нам рассказала, что Василий Алексеевич Тарасов - фактически наш дед, он был молодой парень, и детей у него не было. У белогвардейцев были фашистские методы: согнали всё село и расстреливали на глазах у всех.
Моя бабушка - старшая сестра в семье, ей было 37 лет, а маме моей тогда было 3 года (1916 г. р). По рассказам бабушки (а мы это слышали от мамы), родственники ревели, умоляли, рвали волосы..., а когда расстреляли и закопали, сёстры валялись на могиле без сил...»
Перевалов Герасим Кузьмич - брат бабушки моей,- написал нам, что в их семье чтили память родственника, но, к сожалению, он был маленький, когда живы были еще очевидцы той трагедии, и мало, что может рассказать:
  «Знаю, что его где-то вроде на озере Тандово под лед спустили колчаковцы и всё...»
 О жестокости колчаковцев рассказывается и в рукописи книги В. Лобашева  и  С. Березовского о событиях гражданской войны в Каинском уезде, в которой собраны воспоминания очевидцев: «Страшную картину смерти наблюдали красноармейцы в Барабинске. Шагах в полутораста от станции находилась одноэтажная школа - все её классы были забиты трупами. На головах, грудях, спинах, животах - огромные раны, нанесенные саблями или штыками. У многих переломаны ребра. Около школы и внутри неё - много посетителей, пришедших посмотреть на ужасы колчаковщины. Некоторые разыскивают среди трупов своих родных и близких. Находят и падают в обморок. Все это происходит на глазах у красноармейцев».(Из воспоминаний комиссара 27-й дивизии 5 Красной армии А. П. Кучкина) 
«Лишь немногих удалось узнать. Среди них были барабинские подпольщики Лука Воздвиженский и Леонид Валяев, член Барабинского Совдепа Игнат Ларионов, командир Каинского отряда Красной гвардии Александр Цимбалюк, Семен Андреевич Иванов, Ф. М. Стафиевский, Е. П. Чурилов, П. И. Лушов, Ф. Е. Топорищев, Н. И. Горностаев, Л. И. Давыдов, Л. И. Абросимов и другие. Большинство тел осталось неопознанным».
Вспоминает Прасковья Тихоновна Валяева:
«Перед приходом Красной Армии белогвардейцы, под видом эвакуации выводили арестованных из тюрьмы и расстреливали на Савкиной гриве в г. Каинск. Всех расстрелянных барабинцев, опознанных родными, после разгрома белых захоронили в гробах с духовым оркестром, но предварительно гробы носили по улицам Барабинска, где покойные жили. Тело предварительно оттаивали, затем клали в гроб, хоронили в братской могиле. Кроме опознанных много было неопознанных (около 400 чел.). Люди, находившиеся в тюрьме, настолько были замучены, что узнать было трудно. Узнавали по приметам и одежде». 
История, увы, не сохранила фамилии тех зюзинцев, кто воевал на стороне белых. А такие, конечно, были. Далеко не всем нравилась новая власть, поэтому и выдавали колчаковцам красных партизан. Мы ужасаемся жестокости белых, но такое было и у красных. В том-то и ужас, что свои убивали своих.
 Прошло 100 лет... Скромный обелиск у сельского дома культуры напоминает о казненных колчаковцами. Одна из улиц села носит название Партизанская. Люди говорят, что там жил, когда-то, кто-то из красных партизан.
 И, говорят, на сельском кладбище ещё растет огромная берёза, в ствол которой забиты железные скобы. Якобы, там колчаковцы пытали партизан. Летом попытаемся найти это дерево.
  Вологжанина Анастасия, Керпач Светлана.

Дата публикации: 10 Декабря 2020

Автор: Анастасия Вологжанина, Светлана Керпач .

Отправитель: Наталья Некрасова

Вам нравится? 5 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...