НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Сибирячка из Башкирии

Корчигина Мария Ивановна
Образование высшее
Педагогический стаж – 28 лет
Родилась Мария Ивановна 15 августа 1929 года в Башкирии. По воспоминаниям дочери Ирины, «там, на родине мамы, так красиво, чисто, лес великолепный и чистый – ни одной щепочки или прутика не увидишь. Мне очень понравилась родина моей мамы, но она осталась в Сибири на всю жизнь».
Родители Марии Ивановны: мать – Нестерова Татьяна Степановна, отец - Нестеров Иван Фёдорович – были колхозниками. Жили за счёт своего хозяйства, своего огорода. Дочь Мария в школе училась хорошо, только на «4» и «5». В 1948 году окончила 9 классов. Вспоминает Мария Ивановна о том, что в классах было много учеников, поэтому школьные годы были весёлыми и интересными. Учебный год начинался с октября и даже ноября, так как все ученики и учителя ездили убирать урожай колхозов. Собирали солому, выдирали свеклу, морковь, турнепс, потом всё обрезали и грузили на машины. Убирали разную траву и возили на сеновал колхоза. Никто не уходил с полей, пока не заканчивали работу. А потом садились за парты после долгого трудового десанта.
  После школы поступила Мария Ивановна в институт на факультет биологии и химии. Институт находился в городе Бугуруслан. Здесь тоже старалась учиться так, чтобы получать стипендию. На деньги родителей она не надеялась, так как жили бедно: отец только вернулся  с фронта. Во время учёбы в городе жила на квартире, правда, за квартиру платил отец. До института приходилось добираться разными способами. Транспорт ходил медленно, да и его не было в достаточном количестве.
  По окончании института в 1952 году отправилась Мария Ивановна в Сибирь, в далёкий Новосибирск. Родители отговаривали, говорили, что Сибирь – это вечная мерзлота, край медведей.
  Кареглазая девчонка из чужого края и не думала, не гадала на всю жизнь обосноваться в Сибири, но судьба не всегда спрашивает, что желаем мы.
  - Башкирия в то время была уже довольно цивилизованным краем, - говорила Мария Ивановна. Мы жили близко к городу, рядом был асфальт, автобусное сообщение, а нас, девчонок, пугали сибирскими медведями, бездорожьем и прочими ужасами.
  Она ехала и плакала, прощаясь с родиной. Думалось: всё, я там пропаду. И действительно, испытаний было немало. В Новосибирске географичка Мария Ивановна, в девичестве Нестерова, изучая карту области, выбрала село Гражданцево Северного района. Не потому, что понравилось название, а просто потому, что надо было куда-то ехать. И вот пятеро испуганных, зарёванных девчат идут по Куйбышеву с чемоданами на окраину. Ноги стёрты, вокруг всё чужое.
 -  И, на наше счастье, возле тринадцатого магазина, где мы стояли, притормаживает машина, а в ней редактор районной газеты, - вспоминала девушка Мария.
- Садитесь, довезу, только остерегайтесь: на дороге настил, как бы бревно в машину не подскочило.
  В общем, это целая эпопея – добраться до Северного. Да и потом, когда путь до Гражданцева оказался таким же долгим, Марию Ивановну не радовали новые впечатления. Единственное, что утешало: здесь, в Сибири, жили добрые люди, встретившие её. Приезжих приютила Александра Ефимовна Ивашкевич, а потом директор школы устроил их на квартиру к бабушке Усовой. Взяла к себе старушка, накормила девушек и уложила спать. Приехали в село три молодых педагога.
  Так началась её учительская стезя с единственной записью в трудовой книжке: «Принята на работу…. Зав. РОНО Кривожихин. И черта, подводящая итог: «Уволена… Зав. РОНО Юревич». А между этими двумя записями были замечательные годы, которые не оставляли времени на безделье и долгий отдых.
  - Школа была двухэтажная деревянная, детей было много, больше двухсот детей. Работали в три смены. Кроме того, действовала и вечерняя школа, молодёжи в ней училось много, и поэтому домой возвращались поздно. Кстати, молодые педагоги менялись часто: не выдерживали суровых погодных явлений, неустроенности быта.
 - Значит, вам некогда было скучать о родине? – спрашиваю я.
 -Что вы, - отвечает она, - я ещё очень долго тосковала о Башкирии, домой писала письма, залитые слезами. Однажды пишу и плачу, а мимо идёт мужчина с уздечкой в руках. Хозяйка говорит: - Не плачь, посмотри какой парень идёт: работящий, спокойный, добрый. Мы тебя замуж за него отдадим, и будешь ты - сибирячка".
  И действительно, Алексею Александровичу приглянулась приезжая учительница. К тому времени ей с подругой уже и комнату отвели в школьном доме. Он помогал смастерить топчан, полочки, табуретки. Алексей умел всё, причём, никто его не учил никакому делу, потому что отца не было: в 1936 году за то, что выжигал кирпич, имел корову, определили его в кулаки и отправили по этапу в последний путь, который оказался коротким и закончился под городом Куйбышевым, в общей могиле для «врагов народа».
  Как и загадывали, замуж Мария Ивановна вышла в 1954 году, после долгих и искренних ухаживаний Алексея. Муж работал продавцом в магазине. 12 марта 1954 года прошла скромная свадьба. Справляли её в Верх-Красноярке, потому что там жила мать мужа. «Своим родным родителям о замужестве долго не сообщала, боялась, так как раньше, без благословения родителей, замуж выходить нельзя было. Первые молодые годы семейной жизни были трудными: ничего не было, всё наживали сами. Поэтому всю жизнь до глубокой старости я прожила со своим мужем в любви и счастье. Никогда больших ссор не было, это же великолепно», - вспоминала Мария Ивановна.
  Алексей Александрович, всегда жил по принципу: «Захочешь сделать, значит, получится». И замечательно получалось: почти всю мебель в доме смастерил хозяин. Да, пол села возит ребятишек в детский садик на его санках, а одни даже в областной музей взяли. И во всём остальном он ей – самая надёжная опора. Мария Ивановна говорила: «Я без него и дня бы не прожила». Хотелось бы всем супружеским парам пожелать, чтобы после золотой свадьбы они сказали то же самое. Видно, не зря её с добром встретил наш суровый край.
  Марию Ивановну в школе все учителя приняли хорошо, а опыт приходил со временем. Она вспоминала: «Тогда классы были сборные. Послевоенная пора собирала учиться в один класс разновозрастных детей. Некоторые были ненамного младше меня, но от этого ничуть не уменьшалось уважение к учителю. Я помню своих учеников поимённо, и рада, когда у них в жизни всё складывается хорошо».
  Работа в школе отнимала много времени, но муж ей помогал во всём, заботился о детях. В 1955 году родилась дочь Ирина. Сейчас она работает в Линёво Искитимского района Новосибирской области старшей медсестрой. У неё сын, образование у него высшее. В 1958 году родилась дочь Светлана, живёт в Куйбышеве, работала в библиотеке, у неё двое детей. Дети и внуки внимательны, часто приезжали в гости.
  Жизнь прошла далеко от родины, но Мария Ивановна никогда не забывала родное место, малую родину, где была чудесная природа, чистота кругом просто пленяла.
- Я очень скучала по дому родному, если бы не бабушка мужа, я бы уехала отсюда. Ко всему есть привычка, более полувека прожили с мужем. А на пенсию ушла в 50 лет по состоянию здоровья. Жизнью прожитой довольна, люди к нам внимательны, помогают, чем могут, - говорила Корчигина М. И.
  Умерла Мария Ивановна Корчигина в 2012 году. Похоронена на кладбище села Гражданцева. Была замечательной мамой, женой, прекрасным человеком и учителем. Её портрет висит на стенде «Ветераны педагогического труда» в Гражданцевской средней школе.


Дата публикации: 02 Декабря 2020

Автор: Раиса Акилина.


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...