НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Герой народной летописи

                                                                    


  В современном мире не каждый может гордиться тем, что всю свою жизнь трудился на родной земле. Так уж сложилось, что жизнь Виктора Климентьевича Коваленко неразрывно связана с родиной, с тем местом, где он родился. А иначе и быть не может… Ведь родина - это наши корни, наше детство, наши самые первые впечатления: радость, восторг, удивление… Вот только не у каждого человека получается жить и трудиться там, где родился.
Виктор Климентьевич – человек не героической профессии, но если взглянуть с другой стороны, он-то уж точно заслуживает этого звания.
Родился он 3 июня 1936года на центральной усадьбе совхоза «Завьяловский», (так раньше называлось с. Березиково). В семье было трое детей. В 1939 году, когда Вите было 3 года, отца забрали на финскую войну.
«Я начал работать с 7 лет, - вспоминает Виктор Климентьевич, - зимой мы учились в школе, а летом работали в совхозе. Тогда работали все дети, потому что хотели выжить».
Работали на прополке полей, бригадир расставлял детей по полю через 5-8 метров, и они шли по полю пшеницы или ржи, вручную дергали или резали ножами осот и другие сорняки. Однажды семилетних мальчишек отправили работать на 4 отделение, что в 20 километрах от села, на прополку. Они работали целый день, но их почему- то забыли покормить. Вечером ребятишек напоили какой-то теплой баландой и заперли в барак под замок. Ночью мальчишки сговорились, выкопали подкоп под стену, вылезли и убежали домой. Утром бригадир спохватился и послал за ними конных, но мальчишки попрятались дома в огородах, потому что даже детей могли наказать за саботаж.
Когда Вите исполнилось 9 лет, его назначили бригадиром строительной бригады, где было 11 таких же пацанов: "Тогда прорабом в совхозе был Цыбин Александр Александрович, он не брал нас на работу, потому что боялся за нас.
Работа в стройцехе заключалась в том, чтобы колоть щепу. Тогда в стройцехе был изготовлен примитивный станок для изготовления щепы, которой покрывали крыши домов. К концу длинной оглобли была прикреплена металлическая пластина- нож. Мы, при помощи рычага-оглобли, поворачивали нож, и он расщеплял осиновый сутунок на широкие лучины толщиной в один сантиметр. Потом этой щепой мы мальчишки крыли крыши домов.
Нас, таких же мальчишек, было 2 бригады.  Над нами старшим был закреплен старый мужчина, он смотрел за нами и подсказывал, как что лучше сделать, - говорит Виктор Климентьевич. - Мы, дети, чуть ли не бегом бегали по стропилам, без всякой страховки, крепили гвоздями или деревянными шкантами эту щепу на крыше. Двоим 9 летним ребятишкам была норма; отстрогать 15 плах по 4 метра длиной, двуручным рубанком. Этой, строганой плахой стелили полы в новых строящихся домах. Мальчишка, который сидел верхом на плахе первый, по мере строгания, перемещался назад и всегда получал в ноги и зад занозы, мы помогали друг другу их выковыривать. Трудно было строгать плахи из лиственницы, занозы от нее были очень болезненны».
Мы слушаем Виктора Климентьевича и не понимаем, как девятилетние мальчишки могли справляться с такой работой и с таким режимом работы. Современным мальчишкам, наверное, и представить себе такое невозможно.
Взрослым тогда за работу выдавали карточки на все виды промышленных и продуктовых товаров. Из продуктов тогда был только хлеб, если потерял карточку, то целый месяц голодный. Вместо коробков спичек была деревянная пластина, покрытая серой, к ней резинкой было прикреплено 10 спичек, их тоже выдавали по карточкам.
Многодетные семьи в годы войны просто вымирали от голода, зимы были снежные, с суровыми - до 50 градусов - морозами. В семье, где было много маленьких детей, ехать по дрова или работать было просто некому, топить тоже было нечем, они, как будто, покрывались каким-то мхом и просто вымирали. За зиму сжигали все заборы. Если семья вымирала, то разбирали на дрова их стайки и дома.
Деревенская детвора по-настоящему выживала, как могла. Весной ходили и собирали в поле мерзлую картошку, картофелину клали дома на плиту, пекли так называемые «тошнотики» и ели.
Летом старались сделать работу быстрее и бежали купаться на речку Чертанду. Тогда она была глубокая, в ней ловили пескарей, карасиков и варили уху. Ловили на полях и варили сусликов, тогда их было много, за лето дети таким образом отъедались. Радовались весне и лету, потому что выкапывали корни «саранок», разоряли перепелиные, утиные и птичьи гнезда, пили сырые яйца или варили их. Доставали из воды корни болотного аира, при жевании его образовывалось много слюны, это считалось сладким деликатесом.
В те времена клуб в селе был центром культурной жизни. «В нашем сельском клубе, - вспоминает Виктор Климентьевич, - была даже оркестровая яма». Когда приезжали артисты зал был забит битком, концерты были платными. Приезжал, знаменитый в те времена, баянист Маланин, он был слепой, но очень хорошо играл на баяне.
После 1945 года началась массовая демобилизация, стали возвращаться домой с войны солдаты. 
Многие наши односельчане воевали вместе и вернувшиеся рассказывали соседям, где и как погиб и похоронен их родственник. В одном доме женщины плакали от радости, что их солдат пришел живой, в другом плакали от горя, узнав страшную для семьи правду, что им уже незачем ждать с фронта своего солдата. За годы войны из нашего совхоза на фронт ушло около 500 человек, не вернулся каждый четвертый. Они все остались там: где-то между Волгой и Берлином, земля им пухом.
Благодаря им мы обрели мирное небо над головой - с грустью говорит Виктор Климентьевич. - Появилась возможность получить образование (мечтал стать шофёром). В 1957 году поступил на курсы, выучился. В совхозе дали новенький грузовик. И понеслось, закрутилось: посевная, уборочная. В небольшой промежуток между весной и осенью возили щебень и песок. Уедешь в 5 утра на речку, надо нагрузить 2 тонны песка. Никаких грузчиков, конечно, не было, грузили сами, вручную. За погрузку 2 тонн песка платили 15 копеек. Много это или нет, не думали. Так было надо. Слово «надо» было главным в любой деятельности у людей того времени".
Стаж работы Виктора Климентьевича в совхозе составил более 40 лет. Он не только отдал родному селу свою трудовую жизнь, но и, вырастив двух сыновей, привил им любовь к земле, к родине. Оба они посвятили себя работе в совхозе. В настоящее время уже его внуки трудятся на родной земле.
«Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжелого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, и дело славы, в дело доблести и геройства», - писал И. В. Сталин. Его правота заключается в том, что в нашей стране выросло целое поколение героев труда. Они заслуживают особого почета и уважения. Рабочие и земледельцы. Именно они должны служить примером для молодежи. Именно они должны стать героями народной летописи.


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 01 Июня 2021

Автор: Любовь Бойченко

Отправитель: Любовь Бойченко

Вам нравится? 5 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...