НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Одежда из прошлого. История одного экспоната.

В краеведческом уголке нашей школы есть один необычный экспонат, на его этикетке написано: «Жакет женский плюшевый». Мне стало интересно узнать, а кому принадлежал этот жакет, и почему он так называется.
Изучив интернет-ресурсы, я узнала, что жакет пришел на смену послевоенным телогрейкам (или фуфайкам) в 50-е годы, как первый росток новой, мирной, налаживающейся после военной разрухи, жизни.
Плюшевый жакет в простонародье назывался «плюшка» или «манарка». Шился он из плюша (ткань с длинным до 8 мм ворсом из хлопковой или шерстяной ткани, а само полотно из хлопчатобумажной ткани), подбивался ватой и имел полукруглый воротник. Плюшки были черных и темно-коричневых цветов, а когда выгорали, приобретали фиолетовый отлив.(1)
После войны достать плюшку было чрезвычайно трудно, сначала их продавали лучшим дояркам, свинаркам. Иметь плюшку считалось особым шиком, ее берегли, надевали только по праздникам, по особым случаям.
Со временем плюшки запустили в массовое производство, и с годами они продавались уже во всех сельмагах. В городе жакетки не прижились, а в селе пользовались огромной популярностью: штапельный платок, плюшевый жакет, длинная юбка и валенки, или бурки – так выглядела, практически, каждая женщина. Плюшка прочно и надолго обосновалась в гардеробе, была практичной, удобной, теплой, натуральной одеждой .
Плюшевый жакет появился в краеведческом уголке еще в 1994 году, его передала Борисова Алла Георгиевна, ветеран педагогического труда, учитель начальных классов Борцовской средней школы. Её дочь, Борисова (Кадникова) Светлана Юрьевна, занималась краеведческой работой и организацией сбора музейных экспонатов.
Жакет был привезен из д. Кадниха Тогучинского района. Принадлежал он Шпак (Сидьковой) Анастасии Егоровне (1928 года рождения).
Для того, чтобы больше узнать о хозяйке экспоната мы обратились за помощью к руководителю краеведческого объединения Пойменной средней школы Валентине Васильевне Хитриной.
Из материалов музея школы мы узнали, что деды Сидьковой Анастасии Егоровны были первыми поселенцами и основателями деревни Кадниха. Это Сидьков Ларион и его семья: жена Евдокия, дети Егор, Маруся, Петр, Федор и Полина. Приехали Сидьковы вместе с семьей Шпак из Белоруссии, из одной местности. Семья Шпак поселилась на хуторе Черниговском, а Сидьковы - в самой деревне. Жили они беднее, чем жители Черниговского хутора. Отец Насти, Сидьков Егор Ларионович, мать Чижикова Федосья Емельяновна. В семье было пятеро детей: Таня, Настя, Иван, Вера и Нюра. Настя родилась в 1928 году в Каднихе. В школе пришлось учиться только год, семья была бедная, надеть было нечего. В 1941 году отца забрали на фронт, мать умерла почти сразу же, и дети остались одни. Самой младшей - Нюре - было 7 месяцев, а самой старшей Татьяне -15 лет, Насте - 13 лет, Ивану -11 лет. Детям пришлось выживать самим. Старшие пошли работать в колхоз. И чтобы как–то прокормиться, выполняли любую работу: пололи пшеницу, гребли сено, заготавливали дрова, возили грузы, после работы собирали гнилую картошку на полях, копали съедобные корни. Помогали ребятишкам соседи и тетка(родная сестра матери), живущая напротив. От отца с фронта получили только одно письмо, а затем пришло извещение о том, что он пропал без вести. Насте за работу в разные годы давали овечку, кирзовые сапоги, телку. Хоть были еще подростками, но хозяйство старались держать. Так и выжили, и детей вырастили. Анастасия до 1953 года работала телятницей. В 1953 году вышла замуж и уехала из Каднихи. Но потом вернулась одна с дочкой и вышла замуж за Шпака Николая Тихоновича. В семье родилось четверо детей. Не бросала работу до самой пенсии, работала на разных работах в совхозе, затем 15 лет проработала техничкой и истопником в школе.
С теплотой вспоминает плюшевый жакет: «Теплый был, модный. Как одену, так красавицей себя чувствую. Надевала только на праздники, это потом, когда пальто появились, на работу стала носить».
Я решила узнать, помнят ли плюшевые жакеты жительницы нашего села.
Из воспоминаний Швед Ольги Петровны (1970 г. р.)
«Плюшевый жакет был очень модным в середине шестидесятых. Моя мама, работая в библиотеке в Краснозерском районе, смогла на зарплату купить две «плюшки» по цене 450 рублей: себе и своей маме. Но бабушка повесила в шкаф и сказала: «Пусть уж молодые носят!».
 Кадникова Алевтина Михайловна (1952 г. р): «У моей мамы, Лимаревой Марии Антоновны, был плюшевый жакет в 60-70-х годах. Долго она его носила, надевала только в гости да на праздники. Покупали «плюшки» на деньги, вырученные от продажи поросят. Вначале возили продавать поросят на Первомайку в электричке (нанимали машину до Буготака), а потом, когда сделали трассу, стали ездить до барахолки в Новосибирск. Помню, нравилось гладить черный блестящий ворс жакета, он был гладкий, мягкий. У всех почти были такие жакеты».
 Лисицина Екатерина Васильевна (1941 г. р.): «Я носила сама такой жакет, тогда носили все, долго их носили, лет двадцать. Дешевые были, покупали в деревне в магазине.
На фотографии в плюшевом жакете моя мама Мамаева Мария Николаевна (1906 г. р.). Купили плюшку с отцом на базаре в городе на премию, которую выдали в колхозе на новый год. На моей свадьбе в 1961 году мама выглядела модно. Потом жакет долго служил для работы в холодное время».
Божнева Людмила Ивановна (1954 г. р.): «Моя мама, Зыбкова Елена Михайловна (1923 г. р.), купила жакет в 1955 году и он был у нас до 2005 года. Стоил жакет примерно 10 рублей, продавали в магазине только передовикам, тем, кто хорошо работал. С жакетом, а он был серого цвета, с тремя пуговицами, носили яркие платки и шали с кистями. Осенью и весной носили ботинки или боты, а зимой - валенки».
Хвостова Наталья Николаевна (1952г. р.): «Плюшка» была у моей мамы, Спиридоновой Аграфины Климовны (1912г. р.). Она купила её в магазине в Усть-Каменке, в 1961 году. Стоил он 550 рублей. Для меня он был уже не моден и мои сверстники их уже не носили. А вот женщины постарше - на праздники всегда наряжались в черные или коричневые жакеты».
Ковалева Александра Николаевна (1941 г. р.): «Мои сверстники уже не носили плюшевые жакеты, тогда появились уже пальто. Мама моя (Ковалева Александра Васильевна, 1912 г. р.) - носила, многие женщины ее возраста их тогда надевали. Покупали в своём магазине, в город мы редко ездили. Многие ходили в фуфайках, были фуфайки "на праздник" и "на работу". С жакетом носили платки и шали. У моей мамы была зеленая кашемировая шаль. На ногах – хромовые сапожки (до сих пор сохранились)».
 Кадникова Светлана Юрьевна (1970 г. р.): « Моя бабушка, Ульяна Дмитриевна Плотникова, в тяжелые военные и послевоенные годы, одна растила четверых детей. Работала телятницей и дояркой в колхозе села Коурак. Коров доили руками, что бы не проспать на работу (спала на лавке), вместо подушки –полено. Вставала в четыре часа, топила русскую печку, готовила еду и уходила на ферму. Ферма была далеко. Зимой наметало, и, что бы пройти, бабушка расчищала лопатой себе тропинку. Летом косила наравне с мужчинами. В селе ее называли «машиной». Много лет избиралась депутатом сельского совета. За добросовестный труд была награждена поездкой в Москву на выставку ВДНХ, но, пока искали одежду по всей деревне, поезд с делегатами - ушел. Через некоторое время Ульяне Дмитриевне вручили премию – плюшевый жакет. Очень гордилась она им. Берегла».
Таким образом, в результате своего исследования, я узнала, что плюшевый жакет был модным в 50-60 годы, женщины берегли его и надевали на праздники, жакеты были практичными и теплыми.

Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 10 Марта 2020

Автор: Софья Панова


Вам нравится? 3 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...