НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Воспоминания о походах с учениками Пихтовской школы.

В семидесятые - девяностые годы, когда и слова такого как «гаджет» никто не слышал и даже представить себе не мог, модно было ходить в походы.
Общение с природой помогает формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решение. В процессе общения с природой происходит совершенствование физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты. Человек и природа неразделимы, человек – часть природы и не может существовать вне природы. В современном мире, создав развитую искусственную среду обитания, мы всё больше и больше отделяемся от естественной природы, утрачиваем способность общаться с ней, понимать её. Мы всё больше нуждаемся, с развитием цивилизации, в общении с естественной природной средой, только она может помочь восстановить как духовные, так и физические силы.
А где, как не в многодневном походе можно было реализовать потребность человека в неформальном общении. Не было таких детей, которые не хотели бы сходить в поход.
В Пихтовской школе, на базе районного Дома пионеров в восьмидесятые годы, был создан и успешно работал краеведческий кружок «Друзья природы». Работа кружка велась по разным направлениям – это изучение растительного и животного мира родного края, природоохранительная и научная деятельность. Основной объём работы осуществлялся за счёт проведения многодневных походов. Походы как пешие, так и на лыжах и не менее 3-х дней. Также были походы на мототехнике; по узкоколейной железной дороге на «дрезинах»; по реке Шегарка на лодках. Ходили в походы в течение всего года – зимой, весной, осенью, и в летнее время. Подготовка к походу была очень тщательная. Учились ставить палатку, разводить костёр, ориентироваться по компасу и местным природным признакам. На занятиях кружка изучали основы первой медицинской помощи, требования к укладке рюкзака, знакомились с перечнем продуктов питания, необходимых в походе. Перед походом тщательно прорабатывали маршрут.
Количество участников похода – обычно 10-12 детей и руководитель, было иногда и более 20 детей и два руководителя. Главное в многодневном походе – это условие ночёвки. В летнее время проще – палатки. Зимой необходимы избушки с хорошей печкой. Расстояние и условия маршрутов – очень разные. Пешие и лыжные походы – до 35 километров в одну сторону, которые необходимо было пройти за день. На мототехнике, по узкоколейке – можно и дальше. Маршруты похода отличались – это зависело от условий погоды, времени года, способа передвижения, местности (болота, тайга, река).
О некоторых походах хочется рассказать подробнее.
Занятия в учебном году подходили к концу. Позади были переводные и выпускные экзамены. Началась летняя трудовая четверть. В годы СССР все учащиеся с пятого класса должны отрабатывать практику: кто помогал делать ремонт в школе, а кто работал и на пришкольном опытном участке, который в нашей школе составлял 70 соток, и ещё цветники. Обычно на работу дети приходили к десяти утра, а были и такие, которые пешком ходить не хотели, а подъезжали на мототехнике или велосипедах.
Так, в один июньский день, наблюдая в окно учительской, увидел, как мальчишки старших классов с разгона пытались заехать на крыльцо школы. Некоторым это удавалось. Конечно, это был беспредел! Выйдя на крыльцо школы, я предложил подросткам вместо того, что бы прыгать на крыльцо, путешествие на мотоциклах по бездорожью. В сторону реки Шегарки, вдоль узкоколейки, проходил «зимник», большая часть которого пролегала через болота и канавы. Ребята согласились! Началась подготовка к походу. Согласовав все вопросы с родителями, администрацией школы, рано утром двинулись по зимнику строго на север.
Всего в походе участвовало 12 детей и руководитель. Среди них восемь мальчиков и четыре девочки. Это были достаточно крепкие парни, которые уверенно могли управлять даже тяжелыми мотоциклами. Техника была представлена одним ИЖ-49, двумя мотоциклами ИЖ «Планета», двумя мотоциклами «Минск» и одним мопедом. Руководитель передвигался на трёхколёсной самоделке на камерах от «ГАЗ-66» с двигателем от «инвалидки». Всё имущество загрузили на самодельный болотоход. В те годы на селе осваивать мотоцикл начинали рано, взрослые к этому относились достаточно спокойно, доверяли, наверное, своим детям. Проверив ещё раз крепеж снаряжения, проведя инструктаж, поехали! В настоящее время трудно себе представить такой поход - дети совсем другие. Способна ли современная молодежь к таким испытаниям? Если да, то думаю что только виртуально.
Через два километра пути начались болота, переходящие изредка в сухие участки. Техника застревала, приходилось её протаскивать по бездорожью, маневрировать между кочками. Одежда и обувь - в дорожной грязи, да и лица подростков с трудом просматривались. В общем, полный драйв! Мальчишки, помогая друг другу вытаскивать застрявшую технику, медленно продвигались к цели путешествия. И только болотоход уверенно и быстро передвигался вперед. Прежде, чем добраться до сухого участка насыпи, настолько обессилили, что «упали» на траву без движения и так лежали минут двадцать. Последний участок маршрута – 8 километров – проходил по достаточно сухой, полевой дороге, поэтому ребята быстро, с большим удовольствием его преодолели. Здесь уже мне пришлось их догонять на своей самоделке.
Лагерь разбили на берегу речки Атузёнок, притока Шегарки, недалеко от заброшенного посёлка Атуз. Выбрав большую, ровную гриву, поставили три палатки. – одна для руководителя, одна для девочек, одна для мальчиков. После разбивки лагеря, пообедав, определили план действий на текущий и последующий день: играли в футбол, ловили рыбу. Что бывает лучше приготовленной на костре ухи с дымком из свежепойманной рыбы? Буквально за день мальчишки научили девчонок управлять мотоциклом, от чего они были в восторге! Вечером долго сидели у костра, пели песни под гитару, смеялись. Палатки стояли рядом, поэтому мне было слышно, как мальчишки ещё долго после отбоя разговаривали, обсуждали прошедший день. Мне было понятно из их разговоров одно, они решили изменить обратный маршрут. Можно было проехать по «сухому», вдоль берега реки Шегарка до деревни Пономарёвка, а там по трассе с ветерком тридцать километров и дома.. Конечно, это было в два раза длиннее, но зато сухая и достаточно ровная дорога. Утром, проверив снаряжение, наведя порядок на месте стоянки, двинулись в обратный путь. Допустить изменение маршрута я позволить не мог. Возвращались тем же путём. Хотя и намного быстрее, потому что, во-первых, ехали домой, а, во-вторых, появился опыт передвижения по бездорожью. Ребята с какой-то лихостью, азартом, преодолевали, казалось бы, ранее непреодолимые участки. Замыкая колону, с трудом поспевал на своей самоделке за мотоциклами, разбрызгивающими грязь далеко позади себя.
Больше на крыльцо никто не заезжал!

Зимний поход.

Большую часть походов с восьмидесятых по двухтысячные годы учащиеся Пихтовской средней школы совершали в весенне-осенний период – с мая по ноябрь. Были и многодневные зимние – на лыжах. Зимний поход более сложный, что связано с низкими температурами окружающей среды, наличием снежного покрова, необходимой лыжной подготовкой участников. Самое главное – организация ночлега. Для этого необходимы отапливаемые помещения, где можно скоротать ночь (а зимой они очень длинные), просушить одежду и обувь. При планировании маршрута в первую очередь необходимо было учитывать наличие отапливаемого жилья – избушек, ну и, конечно же, интересных объектов природы на пути следования. Лучшее время для зимнего похода с конца февраля, до середины марта. Снег в это время достаточно плотный, световой день наиболее продолжительный, да и морозы уже ослабли. К концу зимы дети уже сильно устают от классных занятий, хочется на природу. Для детей это была реальная возможность проверить свои возможности, пообщаться с друзьями в неформальной обстановке, подышать свежим лесным морозным воздухом, в общем, сменить обстановку.
На зимних каникулах собрались, наконец, в поход. В двадцати километрах от села Пихтовка находился заброшенный посёлок Рямовое, где ещё сохранилось несколько отапливаемых избушек. Вот туда и решили пойти. Собралось как никогда много детей – двадцать два человека, разного возраста – с 5-ого по 11-ый классы. В этот раз девочек – восемь. Пришлось разбить участников похода на две группы – старшую, которую возглавил учитель истории, и младшую, которую возглавил сам, как более опытный. Маршрут проложили не по дорогам, зимнику, а по заснеженному бездорожью. Направление маршрута – с юга на север, через покосы, болота, березово-осиновые леса. По ходу маршрута проходили через нежилой посёлок Плотниково. Во время привала кратко познакомил участников похода с историей поселка Плотниково. Хотя поселок просуществовал короткое время, не более тридцати лет, судьба его населения заслуживает внимание. В настоящее время молодое поколение ничего не знает о таких, вот, заброшенных поселках, их роли, значении в истории нашей страны. В годы Великой отечественной войны население поселка, а это были в основном ссыльные, собранные со всего Советского Союза, немцы, изготовляли из березового леса лыжи и автоматные приклады для красной армии. Лыжная фабрика работала в две смены, без выходных. Женское население еще и вязало носки, варежки для солдат, катали валенки – все для фронта. Все для победы!
 Шли по компасу. Приходилось по очереди идти первым – минут по десять, больше не было сил «торить дорогу». Затем первый переходил на место последнего в колонне. Это касалось только мальчишек. Девочки всегда находились в середине колонны.
Пока добрались до места стоянки, сделали два привала. Во время перехода изучали следы птиц и млекопитающих на снегу. Видели  метрах в ста лося, совсем рядом - лису. Спугнули несколько зайцев, тетеревов, рябчиков. В нежилом посёлке Рямовое, наскоро перекусив, стали готовиться к ночлегу. Старшая группа с Андреем Васильевичем расположилась в одной из избушек, метрах в ста пятидесяти от младшей группы.
Где расположились малыши, избушка была более обихожена. Размеры - пять на четыре метра, нары двухъярусные, стол, добротная кирпичная с плитой печь, керосиновая лампа. Старшие разместились в бывшей бане. Проблемы у них возникли после того, как они затопили печь – дым в трубу не шёл. Вечерело. Мороз усиливался, а они всё не могли решить проблему с дымоходом. Через час нахождения в задымленной избушке все пропахли дымом и подкоптились. Прибежали к нам, пришлось идти выручать. Разобрав часть кирпичного дымохода, обнаружили застрявший обломок кирпича. Через несколько минут печь «загудела», пошло тепло, жизнь наладилась.
С продуктами зимой легче. С собой, по заданию, каждый взял мороженых пельменей. Хотя качество и внешний вид сильно отличались, но мясо было точно. Готовили на костре, в большом двенадцатилитровом эмалированном ведре. Растопили снег и, когда закипела вода, стали бросать свои, принесенные, пельмени. Народу много, а ведро одно, вот и переборщили. Получилось что-то вроде однородной липкой массы. – В общем, съели, как могли. На другой день каждая группа готовили отдельно, получилось нормально! Опыта у многих детей, особенно девочек, в таких дальних походах на лыжах не было, хотя на уроках физкультуры с горки катались. Снег попадал вовнутрь ботинок, ноги промокали, затем стали замерзать. Младшие девочки сняли обувь и разложили около печки сушить. В избушке было очень тепло, уютно расположившись на нарах, задремали. Понимаю, что не уследил – так обувь не сушат! К утру некоторые лыжные ботинки так ссохлись, что их невозможно было надеть, а у других отклеилась подошва. В такой обуви двадцать километров не пройдёшь. В километре от избушки проходил «зимник», по которому из тайги вывозили лес на лесовозах, а также возили рабочих на автобусе заготавливать древесину. Я решил отправить трёх самых маленьких, обувь у которых пришла в негодность, домой на лесовозе. Хорошо, что долго ждать не пришлось, остановили «МАЗ». Водитель всё понял без долгих уговоров, дал «газ» и через 40 минут дети были дома в Пихтовке. Проводив малышей, проверив снаряжение, двинулись в обратный путь. Расстояние до Пихтовки преодолели в два раза быстрей. Лыжня была хорошо накатанная, снег за ночь подстыл, лыжи прекрасно скользили. В целом, всё закончилось хорошо. Но выводы были. Необходимо тщательно готовиться к переходам на лыжах, особенное внимание уделять обуви, креплению ботинок, самое главное – подготовленности детей. После данного похода у многих участников окрепло желание еще и еще ходить в походы, что они неоднократно и делали. Некоторые дети больше не просились. Может это и правильно. Каждому свое.
Поход до нежилой деревни Атуз.
Одним из самых запомнившихся мне, да и, думаю, детям, был поход, состоявшийся в июне 1988 года. Маршрут мне был хорошо знаком, ранее мы с учениками проходили по нему, только на мототехнике. Это был маршрут от села Пихтовки до нежилой деревни Атуз, расстоянием 28 километров в одну сторону.
Особенность этого похода состояла в том, что, во-первых, маршрут проходил по заболоченной территории – «зимнику», и, во-вторых, был июнь месяц, - а это тучи комаров, жара. В состав группы входили дети от 11 до 13 лет, семь девочек и 5 мальчиков, а также молодой учитель русского языка и я - руководитель.
Во время движения приходилось делать незапланированные остановки на отдых. Дети, в основном, были «мелкие», не выдерживали нагрузки. Поход предусматривал три ночёвки, поэтому продуктов надо было взять на четыре дня, - рюкзаки тяжёлые. Преодолевать некоторые участки пути приходилось по заболоченному «зимнику», по воде намного выше колена. Было достаточно жарко, одежда быстро высыхала прямо на теле. От переизбытка воды дети не страдали, а, наоборот, были «бодры и веселы». До конца маршрута оставалось не более 9 километров, когда, наконец, мы вышли на высокую насыпь бывшей узкоколейной железной дороги. Рельсов не было, шпалы «вросли в землю». Дорога была достаточно ровная, покрытая невысокой травой. Перед последним броском устроили большой привал с чаем и хлебом с маслом.
Достаточно отдохнув и приведя себя в порядок, двинулись дальше. Всё наше прекрасное настроение было испорчено примерно через час, когда на дороге впереди мы увидели, в метрах семидесяти, большого медведя, да ещё и с медвежонком! Медведица стала на задние лапы, поворачивая голову из стороны в сторону, рассматривала нас. Медвежонок крутился у её ног…Казалось, прошла вечность, пока мы вышли из оцепенения! Я шёл замыкающим, когда дети, как по команде, бросились буквально ко мне в ноги. Крику особенно не было. Надо было быстро принимать решение. Я скомандовал: «Быстро достать чашки и ложки!» (а они были металлические). Все стали бить в «барабаны». Медведица, постояв ещё некоторое время в замешательстве, сердито рыкнула и прыгнула с дороги в ближайший кустарник, медвежонок быстро последовал за ней. Отбежав метров двадцать, остановилась, встала на задние лапы, внимательно наблюдала за нашими действиями. Мы стучали по чашкам так, что звуки, наверное, были слышны на километры. Потом ещё и запели песню, какую-то пионерскую. В общем, шли километра четыре, громко барабаня, хотя медведи давно уже скрылись из виду.
До места основной стоянки – нежилого посёлка Атуз – добрались часам к шести вечера. В посёлке оставался всего один дом, построенный совсем недавно переселенцем из города, да некоторые старые постройки. А ещё в 60-70-е годы это был достаточно большой посёлок лесозаготовителей, была восьмилетняя школа, клуб, почтовое отделение, магазин. В конце 70-х годов, как и многие поселения, перестал существовать.…Посёлок располагался по обоим берегам реки Шегарка. Природа поражала своим богатством, красотой и разнообразием. Вдоль левого берега реки тянулся на многие километры хвойный лес: пихты, кедры, ельники. По правому берегу расположились огромные гривы с большим разнотравьем. Река изобиловала омутами, сменяющимися перекатами. Лучшего места для отдыха трудно найти!
Перекусив на скорую руку, занялись подготовкой к ночлегу. На усадьбе находилась просторная избушка, с печкой и длинными нарами, на которых мы и устроили лежанки. На берегу реки стояла добротная баня, которой мы воспользовались. Натопив хорошенько баню, наломав березовых веников, пошли отмывать дорожную грязь – сначала мальчики, потом девочки, с помощью свежих, душистых веников снимать мышечную усталость. После бани заварили чай из молодых побегов смородины. Впереди нас ждал насыщенный день.
В течение следующего дня много купались, благо, погода этому способствовала, ловили рыбу, играли в волейбол, гоняли футбол. В благодарность хозяину усадьбы пропололи все грядки с овощами и цветник. Рано утром следующего дня отправились в обратный путь. Настроение было отличное, поэтому шли намного быстрее, рюкзаки опустели, да и домой всегда ноги «несут» быстрее. Добрались до Пихтовки без происшествий, уже после обеда. Оставалось только поделиться впечатлениями и хорошенько отоспаться.
Поход в кедровый остров.
Одним из самых протяженных пеших походов был многодневный поход осенью, в конце октября. За день необходимо было пройти около 35 километров, по пересеченной местности, полевым дорогам. Последние пять километров по узкой лесной тропинке с большим количеством валежника, кочкарника, заболоченных участков, покрытых камышом до трёх метров высотой. Далеко не все взрослые могли преодолеть такой маршрут, не говоря о детях. К этому походу готовились особенно. Отбор был жёсткий. Многие дети хотели, но далеко не всех пришлось взять. К этому времени большинство членов кружка имели достаточный опыт многодневных походов – по три дня и более.
Был конец октября, день короткий, ночи длинные и холодные. Вышли до рассвета, чтобы успеть засветло, добраться до основной стоянки. Конечная цель нашего путешествия – кедровый остров. Он располагался в 35 километрах от села Пихтовка на северо-восток. Там можно было организовать ночлег в избушках, построенных охотниками и сборщиками кедрового ореха. Сложность маршрута и ограниченные возможности ночлега позволяли взять в поход не более десяти детей. Все, за исключением двух, были одноклассники (ученики 8 и 9 классов), из них только трое мальчиков. Это были самые опытные на то время, наиболее подготовленные, самые уравновешенные, самые активные дети.
Первые 15 километров прошли достаточно быстро и легко. Утром подморозило, передвигаться по сухому, с поникшей травой, грунту было несложно. Единственное, что напрягало, - тяжёлые рюкзаки. Запас продуктов на три дня, вещи. Ещё дома перед выходом пришлось посмотреть, что в рюкзаках у каждого. – Всё «лишнее» оставили.
Проблемы начались, когда до места стоянки оставалось не более шести километров. Мало того, что сил идти практически не было, да ещё предстояло преодолеть самый трудный участок - по тайге. Некоторые дети сказали, что дальше не пойдут, останутся ночевать здесь, на полевой дороге. Заметно темнело, надо было что-то срочно предпринимать! Ночевать на дороге, когда температура ночью опускается до минус 10 градусов, без укрытия, тёплых вещей, с детьми, большая часть которых девочки, - нереально. Необходимо учитывать ещё и то, что это тайга, где много хищников…
Когда готовил этот поход, я, конечно, понимал, что дети переоценивают свои возможности, свою выносливость, способность столько пройти, это свойственно их возрасту. Оказалось, желание пойти в поход было намного больше, чем их реальные физические силы.
В общем, полный тупик. В такую ситуацию с детьми я ещё не попадал. Прошло много лет после того похода, а, как вспомню, становится плохо. Путём невероятных психических, эмоциональных затрат, используя свой большой педагогический опыт, убедил детей совершить этот последний рывок по быстро темнеющей тайге. На этом, в общем, всё плохое осталось только в воспоминаниях, и только ноги ещё несколько дней напоминали об этом переходе.
Обустроив лагерь, попив крепкого, сладкого чая, устроились на ночлег. В кедровом острове, где располагался наш лагерь, было две избушки: старая – на четыре человека, и новая – на всех остальных. Припасённых охотниками дров было достаточно. Установили график дежурства, затопили печь, быстро уснули. Последующие дни обещали много интересного.
На следующее утро, как только рассвело, а в кедраче, да ещё в конце октября, это происходит позднее, чем на открытом месте, начали изучение растительного и животного мира. А посмотреть было что! Ведь мы попали в то место, где буквально «годами не ступала нога человека». Кругом стояли вековые деревья, некоторые более метра в обхвате, по всему остову в «несколько слоёв» лежали кедровые шишки. В том году был большой урожай кедрового ореха, что случается примерно раз в десять лет. А сколько было жителей леса! – Белки, бурундуки, разные виды мышей, кедровки, сойки, ронжи. Все кормились и делали запасы на зиму. Повсюду были видны следы пребывания и хозяина тайги – медведя. Следы от его когтей были и на деревьях, особенно хорошо их можно было изучить на пихте. У каждого крупного зверя есть своя территория, которую он охраняет, в том числе, делая метки на стволах деревьях. Станет на задние ноги, старается как можно выше когтями передних лап процарапать ствол дерева. Приходит другой медведь и, если достанет или дотянется выше, то может и остаться, вытеснив более слабого зверя.
В острове было всё необходимое для переработки шишек. Решили совместить полезное с приятным. Шишки собрали быстро, так как их было в изобилии, после чего приступили к переработке. Сначала надо было размолоть шишки в специальной машинке, которая была закреплена на одном из деревьев. Работа простая, но физически затратная – крути барабан. Затем полученную массу просеивали на крупном и мелком ситах. В итоге, домой взяли столько орех, сколько мог каждый дотащить. Минимально взяли по ведру девчонки, мальчишки – от полутора до двух ведер. В обратный путь шли достаточно нагруженные, но очень довольные.
К обеду девчонки наварили супа из тушенки, напекли блинов, приготовили лесной чай из ягод шиповника и побегов черной смородины. Дальше до вечера отдыхали, слушали голоса леса, вдыхали аромат пихты, готовились к переходу домой. Когда начался рассвет мы уже вовсю бодро шагали по извилистой тропинке кедрового острова, вдыхая во всю грудь особенные, неповторимые запахи хвойного леса.
И, как известно, домой дорога всегда «короче», хотя расстояние - то же. Домой добрались уже в сумерках, но без происшествий.


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 06 Марта 2020

Автор: Николай Щукин

Отправитель: Николай Щукин

Вам нравится? 19 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...