Сельская учительница
Дореволюционная пора,1906 год. В небольшом городке Чистополье бывшей Казанской губернии, что на реке Кама, в большой рабочей семье родилась девочка Клава. В 1914 году она поступила учиться в первый класс. В этом же году умер отец, а старший брат Вениамин ушёл на фронт. Через пять лет и второй брат, Павел, ушёл добровольцем в Красную армию (это был комсомольский призыв на борьбу с Колчаком). 1921год. Голод. Семья переезжает в Сибирь, в город Бийск, а потом - в Поповичевскую волость (120 км от Бийска), в коммуну «Путеводная звезда» .
Учителей, даже просто грамотных людей, в то время не хватало. А Клава к тому времени окончила семилетку. С 1 сентября пятнадцатилетняя Клавдия начала работать учителем в школе коммуны и проработала в ней два года. «Росточка-то я махонького, некоторые ученики были старше меня, но люди так тянулись к знаниям, так хотели учиться, что каждый урок мой был в радость» - вспоминает Клавдия Дмитриевна. Она умела рассказывать живо, находя такие слова, что вся её жизнь встает перед слушателями, словно на экране.
По вызову брата Вениамина Дмитриевича, семья переехала в село Форпост–Каргат Новосибирской области. Вениамин уже работал там заведующим опорной школы. Клавдия Дмитриевна начала работать учителем начальных классов. К молодой учительнице коллектив школы относился заботливо, но и требовательно. Она вспоминает: "...учителя проверяли мои конспекты, посещали мои уроки, придирчиво отмечали мои недостатки. Это воспитывало во мне ответственность за каждый шаг, за каждое слово в моей работе. А также воспитывало глубокую любовь к педагогическому труду".
За свою жизнь ей пришлось поработать в разных уголках Новосибирской области: и в посёлке "Лебяжий", и в Агафоновской школе Карпысакского района, и в школе № 56 г. Новосибирска. И везде, где бы ни работала Клавдия Дмитриевна, она находила возможность обучаться, углублять свои знания по педагогике и методике преподавания через самообразование, работу в библиотеках и посещение уроков учителей школы № 12.
В 1937 году, по семейным обстоятельствам, Агаповы переезжают в Толмачёвский совхоз. Молодое село было небольшим (образовано в 1932 году). На селе рождалась своя начальная школа (№ 62). Первые поселенцы приспособили под неё гараж: убрали технику, сделали ремонт помещения, нашли учительницу - одну на четыре класса. Первыми учителями-просвещенцами стали брат и сестра Агаповы - Вениамин Дмитриевич и Клавдия Дмитриевна. Люди они были образованные, с разносторонними интересами, поэтому и оставили неизгладимый след в судьбах своих учеников.
Дети получали хорошие знания, приобщались к труду. Каждую осень и весну ученики ухаживали за растениями на пришкольном участке. Вениамин Дмитриевич организовал кукольный и фото кружки.
Качаева Антонина Михайловна вспоминает: «Какой был красивый парк, засаженный акациями и яблонями! Весной, когда зацветали яблони, весь участок благоухал и казался огромным розовым шаром. Цветочные клумбы были сделаны звездой. Кроме цветов, во дворе школы на грядках росли овощи и картофель. Осенью урожай отвозили в совхозную столовую».
В течение всего этого времени она постоянно работала над повышением своей квалификации: то изучала материалы «Готовься в ВУЗ», которые выписывала из Москвы, то переписывалась с редакциями, а по радио слушала их ответы, то посещала областной институт усовершенствования учителей, то прослушивала курсы повышения квалификации. Она приняла участие в издании областного сборника «Из опыта работы малокомплектных начальных школ» . Её статья «Организация и планирование работы при одновременном занятии с двумя классами» была напечатана в журнале «Начальная школа».
В 1939 году Клавдия Дмитриевна заочно окончила Томское педагогическое училище и сразу поступила в Новосибирский пединститут. Но, там пришлось учиться не долго: пошатнулось здоровье. Врачи заявили: «Если хочешь воспитать своих детей, то оставь высшее образование своим детям».
Сельская учительница… В горе и радости она всегда была рядом с учениками и их родителями, в гуще всех сельских дел.
В деревне, где работали Клавдия Дмитриевна с братом, кроме учителей, никто не оканчивал даже начальной школы. Поэтому вся общественная работа организовывалась и проводилась учителями школы. Кроме работы в школе, - доклады, лекции, работа с женщинами, организация и деятельность кружков, выпуск "стенных" и "живых" газет и многое другое по ликвидации неграмотности на селе.
«В годы коллективизации выходных дней, как в настоящее время, у нас не было. Наоборот, вся работа с населением проводилась в воскресенье. Нас избирали то в сельсовет депутатами, то в ревизионные комиссии сельпо или маслоартели... Ни один из учителей не мог оставаться в стороне от общественной жизни. Особенно ответственной была эта работа в годы Отечественной войны - вспоминает Клавдия Дмитриевна в своей автобиографии. - Доклады и лекции в клубе (я была членом общества по распространению научных и политических знаний). Когда проводились выборы в Верховный Совет, то я работала завагитпунктом. Была постоянным агитатором среди работников животноводства центральной усадьбы Толмачёвского совхоза».
В годы войны, школа работала в обычном режиме. Но после уроков, Клавдия Дмитриевна вместе с учениками торопилась в поле – вязала снопы, косила траву, ночами работала на току. Да ещё успевала проводить политинформации, писать письма на фронт, успокаивать вдов, при этом дома её ждали сын и дочь. В войну трудились все, "словно одержимые", под лозунгом «Всё для фронта».
Ученики 4 класса , которым руководила Клавдия Дмитриевна, всегда были в курсе производственной жизни своего совхоза. На материалах совхозного хозяйства ими был составлен свой задачник. Кроме того, учащиеся вели летопись своей школы. Из отчета облоно: «Ученики Клавдии Дмитриевны Агаповой интересуются и читают историческую литературу, смотрят исторические фильмы, хорошо разбираются в историческом материале, умеют излагать материал живо и ярко, своими словами. Агапову отнесли к группе лучших классных руководителей области: «стажисты с правительственными наградами» .
Клавдия Дмитриевна проработала в этой школе 40 лет, до ухода на пенсию. Некоторое время, будучи на пенсии, она работала в библиотеке, вместо дочери, ухаживающей за ребёнком. Как интересно было ходить в библиотеку! Клавдия Дмитриевна всегда спрашивала о чём книга, как ты относишься к героям или событиям в книге. Если она выясняла, что ребёнок не знаком с книгой, она предупреждала его, что в следующий раз не выдаст книгу для чтения. «Часто она приглашала нас, школьников, в библиотеку и сама читала нам какую–нибудь книгу. А потом мы обсуждали её содержание, выражали своё отношение к героям» - вспоминает Исаева Нина Егоровна.
С 1949 года Агапова Клавдия Дмитриевна является членом КПСС.
В 1952 году, в числе делегатов от Новосибирской области, вместе с писателем Коптеловым, актрисой Мясниковой, машинистом Середой, была на Всемирной конференции сторонников мира в Москве. Для неё это было великим счастьем и великой наградой.
Её известные ученики: директор треста, русоголовый Федя Чуев, бригадир животноводов Николай Романов, Володя Никитин...
Есть у неё и ещё один ученик - её сын, доктор физико–математических наук, профессор МГУ В. Г. Дёмин, автор научного труда «Судьба солнечной системы». На титульном листе его труда четко выведено «Заслуженной учительнице школы РСФСР Клавдии Дмитриевне Агаповой посвящает автор эту книгу».
За свой труд Клавдия Дмитриевна награждена Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, медалью за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. Ей присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР, она персональный пенсионер республиканского значения.
Своё учительское кредо она определяла так:
- служение школе и общественной работе;
- воспитание своих детей.
Второй фронт
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...