НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


На ниве просвещения

С семьёй Цыганковых я знакома была с детства. Мы жили на одной улице, затем у нас «пересекались дороги» по работе, а в 1990 году я пришла на работу в Дом пионеров им. П. Морозова заведующей методическим отделом. В своей статье я поделюсь мыслями об этом человеке.
Более 40 лет трудовой деятельности отдано народному образованию, из которых директором Дома пионеров им.П. Морозова он работал с 1968 по 1997гг., а это практически 30 лет. 30 лет-каждодневной ответственности за коллектив, за ребячьи сердца. Это было замечательное время октябрятских звёздочек, пионерских отрядов, комсомольских организаций.
В 1988 и 1989-х гг. в Доме пионеров была организована летняя школа пионерского актива «Радуга», которая работала в течение месяца. Каждый заезд длился неделю и он объединял учащихся из 8-10 школ города и района. Данный отрезок времени проживали они в Доме пионеров. Очень хорошо была поставлена дружба с вожатыми Болотнинского района. Проводились конкурсы вожатского мастерства. Действовал пионерско-комсомольский штаб. Учёба пионерского актива в школах проводилась по направлениям: юнкоров, горнистов, барабанщиков и т.д. Работал штаб «Сигнал», клуб старшеклассников «Ровесник», интернациональный клуб «Дружба». Большое внимание уделялось тимуровской работе, работе с октябрятами; различным акциям: сбору берёзовых почек, макулатуры, металлолома. Ежегодно проводились праздники, посвящённые дню героев, имена которых носили пионерские дружины. Широко и празднично отмечался и день пионерии 19 мая. В практике работы было проведение игр «Зарница» и «Орлёнок». Была организована работа школы творческого развития, на занятиях которой ребят обучали мастерству подготовки творческих дел: умению написать сценарий, срежиссировать то или иное мероприятие как классного, так и школьного масштаба.В апреле 1991 года была проведена первая учредительная конференция детских организаций и создана районная детская организация «Содружество».
. В 90-е годы ХХ века активно пропагандировали и внедряли в практику воспитательной работы «коммунарскую методику», или «педагогику сотрудничества» взрослых и детей. С организаторами внеклассной и внешкольной работы, классными руководителями проводились семинары, деловые игры по данной теме. На базе Дома пионеров был проведён областной семинар по обобщению опыта работы нашего района по данной теме. Практиковались коммунарские сборы старшеклассников школ района, которые длились более суток. Первый и второй сборы были проведены на базе Завьяловской школы. Затем дважды такие сборы проводились на базе Дома пионеров. В центре внимания директора и педагогов была работа по сплочению коллективов детских объединений. Впервые был проведён фестиваль патриотической песни, «Театр уж полон», конкурсная программа « С лёгким паром». Проводились конкурсы на звание «Лучший кружковец», праздники «День прожитый вместе». В каждом детском объединении велись фотоальбомы, ежегодно обновлялась Доска Почёта. Отдельная Доска Почёта была посвящена выпускникам, которые достигли особых успехов в трудовой деятельности.
 Под пристальным вниманием директора было и развитие технического творчества: были открыты кружки: авиа-, судо- и автомоделирования, радистов-операторов, «Умелые руки», кино–демонстраторов, радиотехнический, ракетный. Через техническое творчество решался вопрос занятости мальчишек.
Успешно развивалась туристско-краеведческая работа. Поддерживалась тесная связь со школами, регулярно проводились туристические слёты. Под его пристальным вниманием была подготовка инструкторов по туризму.
 Активно работали пионерский штаб «Сигнал», клуб старшеклассников «Ровесник», интернациональный клуб «Дружба»
 В начале 90-х годов в Доме пионеров работало 265 кружков и 145 педагогов. Кружки были на базе 32-х школ района. В них занималось около 9500 детей, на базе Дома пионеров занималось 700 детей.
   Дом пионеров неоднократно был победителем областных конкурсов и смотров. Трижды был победителем смотров внешкольных учреждений РСФСР, награждён грамотами Министерства просвещения РСФСР и вымпелом «Лучшему Дому пионеров Российской Федерации». По художественно-эстетическому и патриотическому воспитанию Дом пионеров занимает 3 место среди Домов пионеров РФ.
Занимаясь управленческой работой, Николай Александрович уделяет большое внимание созданию краеведческого музея.
Дом пионеров имел свою кочегарку и каждый рабочий день начинался и заканчивался с её посещения, а затем, как настоящий хозяин, он обходил здание, встречался с педагогами, детьми. Николай Александрович многих детей знал лично.
Среди коллектива мужская половина в период его работы составляла около 20-ти человек, но в дни проведения субботника, он брал в руки косу и вместе с остальными скашивали траву на территории, прилегающей к зданию. Это не унижало достоинства директора, а возвышало в его глазах.
Директор работал на доверии членов своего коллектива, но и практиковал такой приём работы. Ежегодно в начале учебного года на педсовете обсуждались фамилии тех, кто этот «статус» получал «официально» и данные фамилии размещались в методическом кабинете на стенде. Фамилии отдельных работников в этот список попадали неоднократно. Это придавало дополнительные силы и желание работать ещё лучше. Я не помню ни одного случая, чтобы кто-то подвёл Николая Александровича.
 Он уважал мнение коллектива, был человеком слова и если принимал решение, то следовал ему до конца. Если выполнению решения что-то мешало не по его причине, об этом прямо говорил коллективу или его отдельному члену « в глаза». Двери его кабинета были открыты для всех по любому вопросу. Он знал «вторых» половинок своих работников, со многими лично знаком и поддерживает связи до настоящего времени. Это было не праздное любопытство, а понимание того, что от состояния «тыла» зависит и эмоциональное состояние его коллег по работе. Эта практика действует и в отношении дверей собственного дома. Довольно часто коллектив собирался в гостеприимном доме не только на дни его рождения, но и в день Учителя. Директор знал и ценил важность работы методической службы, так как понимал, что от их знаний, умений зависит качество помощи различным категориям педагогических работников школ и руководителей кружков. Николай Александрович очень ценил и важность психологического климата в коллективе, понимая, что это залог успешности многих дел. Ценил деловые качества работников и добивался, чтобы они были по заслугам оценены.
                                                          

Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 05 Февраля 2020

Автор: Людмила Ермолич

Отправитель: Людмила Ермолич

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...