НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Село Малокрасноярка в период Гражданской войны

Многие важные события и яркие эпизоды героической борьбы трудящихся за Советскую власть изучены слабо и в литературе не отражены. Местное население впервые услышало о большевиках из рассказов солдат, вернувшихся с австро-германского фронта. Они же в марте и апреле 1918 года разогнали земские управы и создали Советы.

Близость урмана позволила заранее создать тайные партизанские базы, на которые переправляли дезертиров из колчаковской армии, тех, кому грозил призыв в армию или кара за антиправительственную деятельность. К марту 1918 года формирование местных советских органов завершилось на крестьянских съездах.

По своему составу Советы были, в основном, большевистскими. Местные крестьяне с благодарностью приняли от Советской власти декреты о мире и о земле. Они освободились от выплаты арендной платы, по настоянию бедноты налоговое бремя перекладывалось на кулаков и купцов.

Однако большинство сельского населения не поняло необходимости государственной монополии на торговлю хлебом и другими предметами первой необходимости, не приняло продразвёрстку.

В конце мая 1918 года, в дни эсеровских мятежей, кулачество выступило с оружием в руках против Советской власти. Среднее крестьянство заняло выжидательную позицию. Оно прислушивалось к эсеровским обещаниям утвердить «полное равенство» и «настоящую свободу», при которых руководящее положение в обществе займут крестьяне.

Поэтому сразу после контрреволюционного переворота (произошёл с помощью чехословацкого корпуса с 25 на 26 мая) малокрасноярские крестьяне тоже не выступили за Советскую власть. Но вскоре крестьянство разочаровалось в правительстве областников. С осени 1918 года в сёлах начинают вспоминать большевиков добром и проклинать эсеров.

Постепенно складываются условия для партизанского и повстанческого движения. В июле 1919 года выступившие одновременно с кыштовцами повстанцы Малокрасноярской и Муромцевской волостей (соседняя волость, расположенная на территории Омской области) изгнали белую милицию, разогнали земские управления и приступили к формированию Первой армии красных повстанцев урманской полосы, во главе которой стал Александр Кузьмич Винокуров.

К середине июля 1919 года восстание, известное под названием Урманского, охватило значительный район. В нём участвовало население 56 волостей (в т.ч. Малокрасноярской) Каинского и Татарского уездов Томского и Татарского уезда Тобольской губернии, которые объявили себя Партизанским краем. Там создавались военно-революционные штабы и ревкомы.

Сначала колчаковские власти не придавали особого значения «шабурникам», как презрительно называли они партизан. На усмирение их посылались мелкие карательные отряды, мобилизовались кулацкие дружины, которые нещадно пороли правых и виноватых, иногда грабили и сжигали целые деревни.

Верховный правитель адмирал Колчак был вынужден позднее признаться, что он не понимает этот народ, не знает, что ему нужно. Зато сами повстанцы задачи свои понимали хорошо, и цель видели ясно. Вольнолюбивый и гордый сибирский крестьянин, даже при царе живший сносно на вольных землях, пользуясь огромными природными богатствами лесов, рек и озер, вдруг потерял уверенность в завтрашнем дне.

К концу июля колчаковское командование сосредоточило против партизан значительные силы. Против армий повстанцев наступал егерский полк Окунева из трех батальонов в тысячу штыков с 30 пулемётами, 6 орудиями. Против партизан были брошены отряды на следующие направления: город Тару, Муромцево – Малокрасноярку – Кыштовку, Седельниково – Кыштовку. Всего Колчак бросил против партизан Урмана более 3500 солдат, 22 орудия, 62 пулемёта. А по Иртышу против партизан Тарского фронта двинулись бронированные пароходы с десантом моряков капитана Фомина, фанатично ненавидящего большевиков. Повстанцы несли в этих боях огромные потери.

 По воспоминаниям старожила Змейкова Екима Лукьяновича, проживавшего в деревне Курганка, партизаны, вооруженные винтовками и пиками, отстаивали каждый населенный пункт. Особенно жестокий бой дали повстанцы белогвардейцам у Потёмкина (Голендаева) лога. Руководство ведения боя было возложено в Малокрасноярке на Карагодина Александра Яковлевича (в настоящее время в селе живут его правнуки), он также контролировал обеспечение партизан хлебом и продуктами питания.

После тяжёлых боёв под Муромцево, Курганкой, Старой Скирлой, Малой Скирлой и Малокраснояркой, куда подошли егери Окунева, партизаны стали с боями отступать к Кыштовке. Часть повстанцев укрылись в муромцевских лесах. Население было перепорото колчаковцами поголовно, многие селения были разграблены.

По приказу Колчака селения Новоекатерининское, Старая Скирла были сожжены, та же участь была подготовлена и Малокрасноярке, но в последний момент почему-то Колчак передумал. Колчаковцы теснили отряды, которые несли большие потери, особенно в боях под Кыштовкой.

Через Малокрасноярку прошел отряд полковника Франко, лучшего друга Колчака, в составе 1100 человек с 14 орудиями. Основной причиной поражения восстания партизан было отсутствие оружия. Подавляющее большинство повстанцев имело косы, топоры, вилы и лишь незначительная часть – боевые винтовки и дробовики.

Плохо вооруженные, слабо обученные и вовсе необученные военному делу повстанцы, успешно сражавшиеся с кулацкими дружинами и колчаковской милицией, не могли противостоять кадровым белогвардейцам и интервентским войскам, снабженным пулеметами и артиллерией.

Отрицательно сказались и недостаточно прочная связь между отрядами, разгром подпольных организаций городов, плохая согласованность действий. Существенную роль сыграло отсутствие в повстанческих отрядах твердой революционной дисциплины и нарушение классного отбора при формировании партизанских отрядов.

14 октября Красная Армия форсировала Тобол и в начале ноября подошла к городу Таре. Город Тара был освобождён 51 дивизией пятой Красной Армии и 300 бойцами отряда С. В. Абрамова. Третья и пятая дивизии приближались к Омску… 

Колчаковцы зверствовали над местным населением: партизаны и члены их семей были жестоко казнены, их расстрел проводился на самом высоком берегу Тары в местечке с названием «Крутояр». Чудом спасся, прикинувшийся убитым, малокрасноярец Носов Николай Семенович (в дальнейшем – участник Великой Отечественной войны, умер в 1974 г.)

Один из активистов партизанского движения на территории Малокрасноярской волости, Семён Игнатьевич Даурцев, уроженец деревни Старая Скирла, был зверски расстрелян под селом Самохвалово Муромцевского района.

После восстановления советской власти родители перевезли тело на родину и по решению местного РИКа похоронили в центре села Малокрасноярка, где в конце 50-х годов на этом месте был поставлен памятник.

На перепутье дорог, ведущих в Михайловку, Старую Скирлу и Малокрасноярку, имеется местечко, называемое местными жителями «Черёмуховый куст». Откуда пошло это название, раньше говорили разное... История этого местечка очень трогательная.  Весной 2009 года в нашу школу пришло письмо из Свердловска от Николая Даниловича Веселовского, в котором описывалась не совсем обычная история.

Оказывается, на этом месте в 1919 году был расстрелян и затем предан земле двадцатисемилетний уроженец деревни Ушаково Артёмий Веселовский.

Он родился в семье польского ссыльного студента Иосифа Белецкого. В 1895 году семья переехала в село Петропавловку под Муромцево. В 1918 году Артёмий возвращается из армии, отслужив в казачьих войсках на Сахалине. Вскоре он устроился работать на винокуренный завод. Там он и встретил свою единственную спутницу жизни, женился, а в феврале 1919 года в семье родился сын Иван. Семейное благополучие разрушилось в одно мгновенье: колчаковские власти объявили мобилизацию мужчин.

Артёмий вместе с братьями Александром и Даниилом и другими местными жителями скрывались в лесу, вели партизанскую войну. В середине июля 1919 года каратели застали Артёмия дома, арестовали его. Долго зверски пытали, пытаясь выяснить, где скрываются партизаны, но и это не помогло, тогда они вернулись в дом, тяжело избили мать, издевались над женой и сестрой. 

Артёмия привезли в Малокрасноярку, посадили под охрану, а на утро пытались вновь заставить его говорить, но все попытки не дали результата. К обеду этого же дня его судьба была решена: отряд карателей, передвигаясь к Михайловке, решил пустить пленника «в расход», наскоро потом зарыв тело около дороги. 

Спустя месяц матери удалось найти эту могилу по показаниям извозчика Николая Семеновича Носова. Опознать тело мать смогла только по клетчатой рубашке и брюкам. Попытка перезахоронить тело не удалась, поэтому могилу вновь закопали, установили деревянный крест с табличкой. А рядом мать посадила куст черемухи, который с годами разросся в густые заросли. 

В сентябре 2009 года я удовлетворил просьбу Николая Веселовского, племянника погибшего: место захоронения было вновь найдено бывшим управляющим Мало-Скирлинской бригады Виктором Ивановичем Лопухиным. Затем были проведены реставрационные работы могилы, на ней вновь был установлен памятный знак с указанием имени погибшего героя...

А позднее я провел классные часы с учащимися школы в память о Веселовском. Исследуя историю данной семьи, я встретил факт: на центральной площади в с. Муромцево стоит памятник матери Веселовских с надписью «От благодарных земляков в память о погибших трех сыновьях за установление советской власти». У Черёмухового куста были расстреляны и другие партизанские лидеры, к сожалению, их могилы не обнаружены.

К 1 декабря 1919 года с колчаковщиной в Сибири было покончено. Партизаны влились в действующие отряды Красной Армии под руководством Блюхера и продолжили сражаться на западе России.

Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 14 Февраля 2017

Отправитель: Николай Еланцев

Вам нравится? 4 Да / 1 Нет


Изображения

Карты


  • Комментарии
Загрузка комментариев...