НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Учителя, давшие путёвку в жизнь

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему.
                 Маленький человек родился. Как будет складываться у него жизнь, какой багаж из жизни своей семьи он возьмёт во взрослую жизнь?
В нашей семье из троих детей я была первенцем. До 6-ти лет мы жили в доме бабушки и дедушки, у родителей моей мамы. Небольшой домик, в котором было всего две комнаты. На этой площади нас проживало… Как вы думаете сколько человек? Думаю, что вы не угадаете. Проживало не много ни мало, десять человек. Это: бабушка и дедушка; мама с папой, я и моя младшая сестра; мамин племянник и папина племянница, которые учились в средней школе № 51 (в селе Кудельный Ключ не было средней школы); и за пёстрой занавеской снимала «угол» молодая семья. Днём мы были с бабушкой и дедушкой. После обеда приходили из школы два ученика: им нужно было приготовить уроки, а мамин племянник учился ещё и в музыкальной школе и он выводил свои гаммы на баяне. Мы понимали, что им нельзя было мешать. Вечером собиралась дома вся семья. Бабушка или мама готовили ужин и мы все садились за стол. Обсуждали, как прошёл день. Папа всегда спрашивал о том, как прошёл день и у нас с сестрой. На небольшой площади проживало 10 человек, но я никогда не слышала, чтобы в доме были скандалы: как-то всем было комфортно в нём.
   Когда мне исполнилось 6 лет, мы ушли жить в свой дом, который был построен папой. В нашей семье родился третий ребёнок-брат. Появился новый член семьи и появились новые обязанности по заботе о маленьком человечке. Мама научила готовить манную кашку и кормить малыша, пеленать его (подгузников не было), вместе с ней помогали его купать, а потом постепенно и учить его ходить, гулять и многое другое.
Мамины родители сменили место жительства и с улицы Транспортной переехали на ул. Ломоносова (тогда она называлась улица Сталина). Мы подрастали и у нас добавлялось обязанностей. Часть забот о бабушке и дедушке было передано нам, их внукам. В нашу обязанность входило пойти полить огород, выполоть, принести уголь, почистить снег и т.д. Именно на бабушкином домике я училась белить. Мне тогда было 11 лет. Внутри дом белила мама, а белить снаружи она отправила меня, сказав, что бабушка будет тебе помогать. Я благодарна маме за то, что она давала мне возможность почувствовать себя взрослой и доверяла ответственные дела. За первыми уроками побелки последовали следующие и в родительском доме я самостоятельно белила уже с 17 лет. Белить надо было так, чтобы не было полос, и этому тоже учила мама. Через несколько лет мамины родители в преклонном возрасте переехали жить к нам и нас стало 7 человек. Как и раньше в доме между тремя поколениями были тёплые доверительные отношения. Папины родители жили в д. Зверобойка Тогучинского района. Там же проживали их две дочери и сын, но каждую неделю папа приезжал к своим родителям, чтобы не только их повидать, но и помочь. Мы видели уважительное отношение и к родителям.
      По своей работе папа часто уезжал в командировки и иногда по целым неделям его не было дома. Но до сегодняшнего дня меня удивляет, как при своей огромной занятости он успевал читать книги, когда был дома. Книги он оставлял на видном месте, и я днём, в его отсутствии, брала и из чувства любопытства их читала. В детском возрасте я прочла книги «Девчата», «Четвёртая высота». Наверно, папин пример послужил тому, что я, начиная с 8-го класса, ежедневно с двенадцати часов до часу ночи читала книги. Будучи студенткой, я скомплектовала неплохую домашнюю библиотеку. Постоянное чтение, наверно, помогло мне развить зрительную память, которая мне пригодилась в студенческие годы. При обучении на историко-педагогическом факультете необходимо было прочитывать большой объём материала и зрительная память «фотографировала» его и выделяла главное.
Дома мы выписывали свыше десяти наименований периодических изданий. Среди них были журналы «Крестьянка», «Работница», «Огонёк», «Новый мир» и др.
       Папа был заядлым грибником и ягодником. Он иногда больше десяти ведер привозил домой опят, груздей, лисичек и мы с мамой готовили их на зиму, чтобы морозным днём открыть баночку и полакомиться тем, что было заготовлено летом. Папа очень любил лесную смородину, клубнику. Только ему одному ведомо, как ему удавалось, стоя на кочке, когда тебя кусают комары, собирать ягоды. Мы чистили ягоду, а потом мама учила нас готовить варенье. Зимой, открывая банку с вареньем, мы вдыхали ароматы.
       Папа всегда ходил в начищенных ботинках и туфлях и я сейчас вольно или невольно обращаю внимание на обувь у мужчин. Он никогда не ложился спать, не умывшись и не помыв ноги, а летом после работы обязательно мылся в бане. Мама учила нас, что обязательно нужно гладить белье и складывать его в шкаф по назначению: постельное бельё, полотенца и т.д. отдельно. Одежда на себя всегда была отглажена и висела на плечиках. Посуду мама чистила питьевой содой, и я до сегодняшнего дня пользуюсь этим. Эти жизненные правила мы взяли с собой в жизнь от своих родителей.
     Помню сенокосную пору. На покос мы ездили лет с 12-ти: помогали грести сено. В 15 лет меня научили косить. Запах скошенной травы, пение птиц, всё это сохранилось в памяти с детских лет.
     Имея обязанности по дому, можно подумать, что у нас не было детства. Детство я вспоминаю с благодарностью. Наличие обязанностей помогало так планировать день, чтобы оставалось время и погулять.
    Я не помню, чтобы дома нам родители читали нравоучения. Они воспитывали свои собственным примером. Дома всё делалось сообща. Каждый из нас был членом семьи и мы понимали, что от каждого из нас зависит её состояние. Родители жили своим трудом, мы знали цену «копейки». На общем совете обсуждали, что необходимо сделать, на что потратить деньги. Какие-то жизненные истины папа с мамой могли объяснить при помощи пословиц и поговорок, например, «шила в мешке не утаишь» (не лгите, всё равно ложь когда-нибудь станет явью). Мы не лгали родителям: просто было стыдно их подводить.
              Мы всегда в семье всё делали вместе и родительскую школу жизни мы несём сейчас в своих семьях. Большие дела мы делаем вместе, сообща. Первые учителя, давшие путёвку в жизнь, это наши родители. Они научили ценить труд , уважать людей, распределять свой день, ответственно относиться к своим трудовым обязанностям. Многие навыки мы получили в своей семье.
        И права пословица « Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему».
                        


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 01 Февраля 2020

Автор: Людмила Ермолич

Отправитель: Людмила Ермолич

Вам нравится? 6 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...