НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Переселенцы

Сколько себя помню, я все детство отчаянно не хотел быть немцем. Особенно в младших классах. И когда мать говорила - ты немец, я плакал, - почему я немец? Все русские, а я немец, не хочу быть немцем! Не буду! 
Я родился через 10 лет после окончания войны, и все прекрасно помнили кто такие немцы. Они фашисты, они убивали мирных граждан, они напали на нашу Родину СССР. И если я немец, то я тоже фашист? Именно так меня и дразнили соседские мальчишки. И мне ничего оставалось, как только драться с ними. Это мы еще посмотрим кто фашист! 

Жили мы в Алтайском крае в селе Тюменцево. Глухомань. Бездорожье. До Барнаула 180 километров, до Камня-на-Оби 65. Депортированных немцев расселяли по всей Сибири небольшими группами. Семьями. В основном по деревням, но были и те, кто оставался работать в городах. Рабочих рук не хватало, а тут с Поволжья без малого миллион людей привезли. Хоть и враги народа, думало начальство, пусть пока еще скрытые, но работать то они умеют. И работали с утра до ночи на заводах, в колхозах и совхозах. Деревенский труд был более привычен, потому как в основном все были крестьяне. Меня спрашивают - откуда депортировали немцев? Многие и не знают, что была целая республика немцев Поволжья, были немецкие колонисты в Крыму и на Кубани. Жили немцы там еще с времен Екатерины Великой. Деревни были ухоженные, зажиточные. Крестьяне вели натуральное хозяйство, общались на немецком языке. Русский знали немногие. Крепостного права в немецких поселениях не было. Как не было его и в Сибири, куда их потом сослали. Но в истории Российского государства русские немцы оставили заметный след. Кому интересно загляните в интернет. Начать можно с Екатерины Великой, которая была немкой, а можно и с Петровских времен.

Что испытал народ, который махом переселили в Сибирь, Казахстан и Киргизию, наверное, не передать никогда. Остались немногие воспоминания. Родители мои на эту мало говорили. Да и я, который не хотел быть немцем, не очень то на этом настаивал. Это уже сильно повзрослев меня стали одолевать вопросы - кто я, русский или немец? Отец из Крыма, мать с Поволжья. По крови немец, в паспорте, пока была графа национальность, значился как немец. Воспитывался в русской среде, на классической русской литературе, жил в деревне и многое впитал из русского народного сознания. По-немецки не говорю, хотя родители говорили, языка не знаю. (Из моих сверстников немцев языка не знает почти никто). В школе учил немецкий, в училище французский, в институте английский. Так что в голове полная каша, обрывки фраз и предложений. Так кто же я такой? Думаю, не один я мучился этими вопросами.

Спустя много времени , вдруг, проявился интерес к тому как мы оказались в Сибири, и я начал расспрашивать мать, как все было.
- Как было, как было. В газетах появился декрет, это где то в конце августа 1941 года, мол в республике немцев Поволжья обнаружены фашистские диверсанты. А властям об этом никто из населения республики не сообщил. В целях избежания напрасных жертв немецкое население временно переселяется в восточные районы. И в самом деле, может и правда какие диверсанты были… Зачитали декрет и дали несколько часов на сборы. Коров, лошадей, всю живность сдали в колхоз под расписку. (Их должны были вернуть по возвращении). С собой взяли все, только то, что можно унести. Погрузили в эшелон и повезли в Сибирь. Точно так же депортировали немцев из Крыма и Кубани. Вот приходит эшелон в какую-нибудь область. Там мобилизация. Рабочих рук не хватает. Местное население едет на фронт, немцы - в тыл. А урожай собирать надо. Нас выгружают и всех на уборку картофеля, или пшеницы, или свеклы. Потом дальше везут. Некоторые до трех раз собирали урожай в разных областях. Мне в ту пору 12 лет было. Привезли в Новосибирск, погрузили на баржи и повезли по Оби. Куда? Никто не знает. А слухи так и роятся. Один хуже другого. Стали поговаривать, что нас всех утопить хотят, вместе с баржей. Но обошлось. Привезли в Барнаул, а там уже от разных деревень представители нас поджидают. На подводах. Русский язык почти никто не знает, а те, кто встречает, немецкий не знает. Путаница полнейшая. С нами дядя Христиан был, он в Красной армии служил и по-русски разговаривал, так, что все образовалось. Несколько дней ехали до Тюменцевского района. 

Приезжаем, и вся деревня на площадь сбежалась, думали, привезли фашистов. Все ходят, нас разглядывают, будто мы с рогами. Немцы, словом. Сейчас смешно, но так и было. Дали нам старую заброшенную избу и мы зажили. Всех на работу определили, кого на ферму, кого на мехток, я в школу пошла. Правда ничего не понимала о чем говорят. И только по пению у меня была пятерка. Мы же советские дети были и песни одни были, что на Волге, что в Сибири. Языки только разные. Мне всегда пятерку ставили. Походила я в школу, походила, все равно ничего не понимаю, и пошла работать на ферму. Три класса так и не закончила. Тут уже зима подоспела, есть нечего. Все что было (одежду) продали, а все равно голодно. Я с фермы таскала ведрами молоко на приемный пункт, и ходила мимо нашего дома, а там бабушка с дедушкой голодные сидят, ну я им и отлила из ведра молока пару литров. А что дальше? Надо же ведро чем то наполнить. Я и набросала туда снегу, мол никто и не заметит. Заметили. Так ругали, стыдили, что хоть сквозь землю проваливайся. Плакала сильно. Но самое голодное время случилось потом. 

По весне все стали сажать картошку, и нам дали на посадку, но прошел слух, что нас через два месяца будут возвращать на Волгу. Свои же немцы нашептывали. Зачем сажать? Скоро уедем. Тайный приказ есть. Мы и не стали сажать картошку. Проходит два месяца, четыре, уже новая зима а про возвращение - молчок. Вот здесь мы и закуковали. Все продано, картошки нет, жили только на то, что в колхозе получали, а там крохи. В это время приходит телефонограмма из Барнаула- нужны рабочие на мясокомбинат. Рабочие и в колхозе нужны, вот и решили отправить меня. Я уже по-русски складно говорила. Запрягли лошадь и меня в Барнаул отвезли. Конюх сразу же обратно поехал, а я пошла на мясокомбинат. Там военная охрана, но я как то прошла, никто не задержал. Еле нашла мастера, говорю,- меня направили к вам работать. Он как поглядел справку, а там немецкая фамилия, сразу в стойку встал,- как прошла? Объект режимный. Ту охрана появилась, арестовали, как водится, и стали допытываться как я хотела отравить мясо, и что здесь делаю. Одним словом помурыжили меня сутки и отпустили домой. А как ехать домой? В карманах ни копейки. Пошла пешком. Мороз, идти почти 180 км, есть хочется. Гляжу, кто-то на лошади догоняет, обрадовалась,- дяденька, подвези! А он вместо этого бичом хлестанул и весело дальше поскакал. Иду, плачу, гляжу - бич, которым меня хлестали на дороге валяется. Потерял мужик бич. Думаю - так тебе и надо. Прихожу в Шелаболиху, ночь, темно, постучалась - пустите переночевать. Пустили. Так я с ними этим бичиком расплатилась. Через трое суток домой пришла. Вот так и жили. Потом на тракториста выучилась, на бригаде работала. Пахала, сеяла, на покосе работала.

У каждой семьи свои истории и свои трагедии. Осенью 1941 года всех депортированных мужчин от 16 лет и старше забрали в Трудармию. Кого на лесоповал, кого на шахты, добывать уголек. Отец мой попал на шахты в Кизиловский угольный бассейн, на Урале. Что такое Трудармия? По сути это тот же лагерь с бараками, колючкой, охраной. Отец несколько раз говорил,- лучше бы меня на фронт взяли, там хоть кормят.
Здесь же кормили строго по нормативу. Те, кто перевыполнял норму получал дополнительный паек, те кто норму не выполнял после ужина шли ее выполнять. Очень много людей умерло от болезней, недоедания. Выдерживали самые сильные. От эшелона в котором приехал отец к концу войны осталось несколько сот человек. Вместе с ними работали уголовники, пленные бандеровцы и пленные немцы. Так вот эти пленные, видя, что трудармейцы тоже немцы, но русские, открыто их презирали и называли русскими свиньями.

А в газетах, по радио шла пропаганда ,чтобы народ убивал немцев. Приведу выдержку из стихотворения Константина Симонова,

Так убей же немца, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.

Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Тут все понятно - война. Может кто-то и делал различие между немцами и фашистами, но многие не делали. Газеты, радио, кино, поднимали волну ненависти к захватчикам. Естественно, на бытовом уровне это трансформировалось и принимало уродливые формы. Каждый в силу образованности и интеллекта понимал пропаганду по-разному.
Одним словом между молотом и наковальней.
Уже через много лет я спросил у отца, - а не хотелось бы уехать в Германию? Последовал резкий ответ, - нет! Мы для них русские свиньи.

Себе я этот вопрос не задавал. Допустим, уеду я, и что дальше? Без знания языка работу по специальности я не найду. Работать дворником, получать пособие? Нет, увольте. Но многие пацаны из нашей деревни, дразнившие меня фашистом, уехали на постоянное жительство в Германию. Женились на немках, подали заявление на выезд и адью. Уехали и многие немцы, но в Германии они так и не обрели свою родину. Для коренных жителей Германии приехавшие, наверное, это грубо сказано, но немцы второго сорта. На Волгу же, в Саратовскую область, где была республика немцев, не поехал никто.
- В наших домах давно живут другие люди, - говорил отец, мы уж, здесь умирать будем.

Сегодня в Тюменцево не поймешь где русские, где немцы. Все перемешалось, только по фамилиям и можно определить. Но это совершенно естественный процесс. Но вопросы остаются. Правильно ли было сделано когда выселили немцев, крымских татар, калмыков, чеченцев. Не секрет, что некоторые из крымских татар, калмыков, чеченцев открыто переходили на сторону гитлеровцев. Должен ли был страдать от этого весь народ? Мнения различные, появилось на эту тему и много спекуляций. Но для меня совершенно ясно, что подходить к этому вопросу с мерками сегодняшнего дня нельзя. Вырывать из исторического контекста те или иные действия тоже нельзя. Да, Сталин дал указание переселить целые народы в Сибирь и Казахстан. Но точно так же действовали англичане. Во время войны они интернировали немецкую диаспору, проживавшую в Англии. Французы в 1940 году сажали в лагеря немцев, которые бежали от гитлеровского режима. Почитайте Ремарка. Американцы создали на юге страны концентрационные лагеря для японцев, проживавших в Америке. Несколько сот тысяч человек сидело и работало в этих лагерях. Но, опустим историю. Возьмем нашу страну, современное время. На Востоке страны в Хабаровском крае, Забайкалье, Иркутской области, Красноярском крае, да по всем областям до Урала живут уже сотни тысяч натурализованных, или работающих по договорам китайцев. В случае конфликта с Китаем это население будет или не будет пятой колонной? Не все, но некоторые. Как их выявить и как поступить?

Возвратимся к нашей теме. Война ушла в прошлое, страсти улеглись, жизнь продолжается. Но прошлое живет в воспоминаниях, в коллективном бессознательном, в подкорке сознания. Игнорировать это не получится. А историю надо знать хотя бы для того, чтобы правильно ориентироваться в дне сегодняшнем. Потому, что жизнь реальная, не придуманная бывает покруче любого детектива.

Владимир Эйснер

Родители:
Эйснер Эвальд Фридрихович
Эйснер Ирма Христиановна


Дата публикации: 28 Января 2020

Автор: Владимир Эйснер

Отправитель: Ольга Вялкова

Вам нравится? 1 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...