НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Война в судьбе моей семьи


Я хочу поделиться воспоминаниями о моих прадедах – Ерёминых Михаиле Андреевиче и Марии Лукьяновне. Драгоценную память о них бережёт для нас, своих внуков, моя бабушка.

Каждая семья отдавала войне самое ценное – своих отцов, мужей, сыновей. Война забирать-то забирала, а назад возвращать не собиралась. В нашей семье на фронт ушёл мой прапрадед – Михаил Андреевич Еремин, он родился в Иркутске в 1914 г. В 1938 г. служил на Дальнем Востоке, потом переехал жить с семьей в Казахстан, где работал на железной дороге. Перед самой войной, слухи о возможной войне уже были, привёз жену и детей на Родину, поближе к родным, так семья оказалась в деревне Литвиново, тогда еще относящейся к Новосибирской области (ныне Кемеровская область). Когда началась война, Михаил Андреевич бесстрашно просился на фронт, хотя у него была «бронь», её давали только специалистам, которые нужны были в тылу. Добился, но не сразу: сначала отправился в г. Пугачев (Саратовская область) на ускоренные курсы младших лейтенантов, а после служил в 45 стрелковой дивизии. А вскоре пришла с фронт весть о том, что прапрадедушка без вести пропал, героически защищая Ленинград, в 1942 году, в возрасте 28 лет.

Моя прабабушка – Валентина Михайловна всю жизнь бережно хранила воспоминание о последней встрече с отцом.
Вот стоит она, трёхлетняя, с мамой на железнодорожной станции Литвиново, ждёт эшелон, на котором будет проезжать мимо её отец. На призывном пункте в поселке Яшкино Новосибирской области, мужчин, призванных на фронт, посадили в вагоны и отправили на запад. Паровоз, чуть сбавив скорость, пыхтя, тащил за собой битком набитые вагоны. «Как среди них можно было разглядеть папу?» - рассуждала потом Валя. Но увидели, разглядели! Отец на ходу спрыгнул с поезда. Подхватил дочку и, вытянув руки вверх, поднял её к небу, поцеловал. Успел обнять и жену. Потом, догнав движущийся эшелон, заскочил в вагон. Так и расстались. Расстались на всю жизнь.

Незавидна была женская доля в военные года, да и после неё тоже. Но никому и в голову не приходило роптать и плакать – беда для всех женщин была одна, общая.

Идёт Мария по улице, жена Михаила Ерёмина, вместе с дочерьми – Валей и Лилей, которые, перебирая ножками, держатся за подол юбки. Одной три, а другой - два годика. На руках у матери годовалый Гена, а под сердцем ещё не родившийся Виталик. «Как жить? Чем?» - задавалась она вопросами, совсем не имея жилья, своего хозяйства, денег. В деревне Литвиново приходилось выживать в металлических нетопленых киосках, стенах школ и других не приспособленных для жилья холодных зданиях.

Во время войны прапрабабушка Мария Лукьяновна работала в школьной столовой поварихой и жила при школе, в каморке. С приходом зимы начальник, боявшийся начальства, попросил Марусю (ее тогда так все звали) съехать с детьми с их угла. Тогда она была вынуждена перебраться к родственникам в деревню Корчуганово, которую с Литвиново разделяли 3,5 километра. Жили они постояльцами то у одних, то у других. Прапрабабушке приходилось много трудиться, выменивать свои вещи на продукты, чтобы прокормить детей. За годы войны чего только не пришлось пережить, вытерпеть, вынести, преодолеть.

Виталик умер, не дожив и до годика. Муж на войне и неизвестно, жив ли он. Сёстры и подруги уже потеряли своих мужей. Горе снежным бураном атаковало несчастных людей. Будущее исчезло за непроглядным потоком череды осаждающих, горьких военных будней.

С односельчанками работали с утра до ночи в поле, на ферме, а по ночам собирались у Марии, пряли шерсть, вязали на фронт носки, перчатки. Маруся шила ещё и гимнастерки для солдат, а дети помогали теребить шерсть. Как-то в одну из перчаток вложили листок бумаги, а на нем Лилина ладошка. Сама, высунув язык, она тщательно обвела с маминой помощью, подписав: «Папе от Лили». Послали на фронт. Когда придёт посылка, то какой-нибудь боец достанет перчатки, а там весточка от чьей-то дочки Лили.

Деревенские ребята тоже не сидели без дела: пололи огороды, собирали колоски в поле, помогая матерям, резали и сушили картофель, на молокозаводе сушили казеиновый сыр - все для победы над захватчиками. А пережив зиму, весной, тайком прячась от объездчиков, собирали в поле гнилую картошку. Не дай Бог, попадёшься – тюрьма! Дома пекли «тошнотики» - драники. Весной и летом лес кормил травами: русалейками, пучками, гусинками, заячьей капустой - съедались только так! Те мальчишки, что постарше, были добытчиками: разоряли птичьи гнезда, ловили рыбу.

Рано повзрослевшие Валя, Лиля и Гена сами заготавливали дрова под горой, в околочке, рядом с деревней. Зимой по снегу везли дрова на самодельных саночках. Падали, тонули в снегу, но тянули санки. Весной тащили сухостой волоком по ухабам и по кочкам.

Однажды, уже в конце войны, за Марусиными ребятишками увязалась в лес собака. И, когда Лиля (а было ей всего шесть лет) размахнулась, чтобы отрубить сук, пёс оказался прямо у дерева под ударом. Рука у девочки дрогнула, и лезвие топора вошло в ногу выше стопы. Кровь брызнула струей. Валюша, старше Лили всего на один год, порвала на себе платье и как могла, перевязала рану. Взвалив сестричку себе на спину, потащила её в деревню к бабке Решетунихе, знахарке, что лечила всех в округе. Братик, весь в слезах, перепуганный до смерти, шагал следом. Когда развязали окровавленную тряпку, кровь опять стала бить фонтаном. На всю жизнь остался шрам и это страшное воспоминание.

Все послевоенные годы дети Марии держались рядом. По жизни шли вместе. Они заботились о своей маме, никогда не причиняли ей боль. А каждую неделю в выходные дни приезжали в деревню большой дружной семьей. Помогали по хозяйству. Она так и не вышла больше замуж. До конца своих дней всё ждала и искала Михаила. Надеялась,что он не погиб и вернется.

В восьмидесятых годах прошлого столетия сын Михаила Андреевича, Геннадий, в числе лучших строителей треста «Юргапромстрой» был отправлен с делегацией в Японию. Так как это капиталистическая страна, то, прежде чем туда отпустить гражданина СССР, о нем и его семье наводились справки, поднимались все документы службой безопасности. Если бы мой прадед оставался без вести пропавшим, то Геннадия Еремина за границу никто бы не отпустил. Подняли все документы Министерства обороны и подтвердили, что дед погиб. Было и ещё одно подтверждение – баба Маруся получала на детей всю войну пенсию за погибшего отца, офицера Красной Армии. Потом ей, уже старенькой, Министерство обороны платило пенсию как вдове погибшего на фронте мужа. Она ведь так и не вышла замуж, очень долго вела поиск своего мужа, не теряя надежды до последнего. Искала его даже в больницах для инвалидов без рук и ног. Щемящая боль от разлуки с дорогим, родным человеком заставила страдать ее всю оставшуюся жизнь.

Осмысляя все это, понимаешь, что мир существует благодаря стараниям наших дедов, отцов и матерей, которые жертвовали всем, чем могли и пытались дать больше, чем имели. Этот дух патриотизма пробуждает внутри нас великую силу, гордость за наш народ, ценность к окружающему миру и благодарность воевавшим за Родину.




Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 24 Января 2020

Автор: Диана Гордзиевская

Отправитель: Ольга Дорошенко

Вам нравится? 99 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...