Серия "Герой войны" - Е.Л. Фирсов
В центре нашего села стоит памятник «Скорбящая Мать», посвященный воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На мемориальных досках высечено 186 имен. Есть среди них и фамилия моего прадеда Фирсова Егора Леонтьевича.
К 65-летию Великой Победы в школе была объявлена акция « Книга Памяти села Борцово» по сбору сведений о погибших односельчанах. И я задала себе вопрос: «А что я знаю о своем прадеде? Каким он был? О чем думал?».
Большую помощь в сборе материалов мне оказали моя бабушка Карпикова Александра Егоровна и ее старшая сестра Шелепова Мария Егоровна. Ценным источником стали письма моего прадеда, которые бережно сохранили его дети. Из этих писем я узнала о том, как мой прадед относился к своей семье – жене и детям, как переживал о колхозных делах и многое другое.
В сельской библиотеке просмотрела «Книгу Памяти Новосибирской области. Т.12», изучила материалы школьного музея (альбомы «Не высыхают слезы вдовьи», «История колхоза»). А также нашла некоторые исторические сведения о боях под Ленинградом в сентябре 1942г.
Моей бабушке Александре Егоровне было всего четыре года, когда ее отец Фирсов Егор Леонтьевич ушел на фронт, но она его хорошо помнит до сих пор. В своих письмах с августа 1941 по август 1942г. он обращается к ней отдельно: «низко кланяюсь дорогим деткам Толе и Мане и дорогой доченьке Шуре». Шура была младшей в семье и отец ее очень любил. Часто брал ее с собой на работу, на сенокос.
По воспоминаниям старшей сестры Марии Егоровны Шелеповой, Егор Леонтьевич любил детей, как своих, так и чужих. В свободное время всегда играл с ними, или соберет в кружок и рассказывает сказки. Никогда не наказывал, тем более не бил. В одном из первых писем есть строчки, которые без трепета читать нельзя: «До свидания дорогая моя Клаша и дорогие мои детки Толя и Маня и Шура. Целовал бы вас, да нет вас. Как вспомню, как поехал от вас на поезде, как Толя мне ручкой замахал, так у меня слезы» / Письмо от 17.08.1941г/
Мысли о семье проходят через все письма Егора Леонтьевича: « Пишу тебе Клаша, что будешь получать пособие 75 рублей. Не знаю получала или нет. Я писал куда обращаться» / письмо от 17.08.1941г/ «Почему мне не пишите. Может быть и пишите, ну я не получаю и не знаю как вы живете. Сожа мне обидно, товарищи получают и читают. Ну я не могу дождаться» . «Клаша с праздником вас с рождеством…. Здесь житуха неважная, и стала забота большая об вас, хлеба получили мало. Не знаю как будешь жить с семьей» / Письмо от 8 января 1942г/ «Почему Толя не пишет как учиться. Маня мне пишет. Наверно Толя учиться плохо» / Письмо от 11 января 1942г/. Болело сердце у отца за свою семью, за жену Клашу, за деток. Но война перечеркнула все планы и надежды.
Фирсов Егор Леонтьевич родился в 1906 году в селе Борцово. Их потомки поселились в Борцово одни их первых. Никифор Фирсов держал пасеку, до 30 лошадей.Отец Егора Леонтий Никифорович был старостой деревни.
После Октябрьской революции в 20-30-е годы в селе, как по всей стране стали организовываться артели. В Борцово в 1930г образовалось четыре таких артели. Брат Егора Леонтьевича Тихон стал председателем артели им.V Краевого съезда (в нее вошло 10 дворов: 10 плугов, 20 лошадей) / «История колхоза им.Пушкина», 1975г – материалы школьного музея/
В 1931 году все артели объединились в один колхоз им. Эйхе. А в 1937 году разделился на два: колхоз им.Пушкина и колхоз им. Островского. С 1938г по 1940г председателем колхоза им.Пушкина был мой прадед Егор Леонтьевич. В школьном музее я нашла сведения о собрании Борцовского сельсовета за апрель 1940г. На этом собрании «о ходе сева слушали председателя к-за им.Пушкина тов.Фирсова, подчеркнувшего слабость тягловой силы, простой тракторов». Беспокойство о колхозных делах было и в его письмах : «Я сегодня уезжаю, неизвестно куда. Клаша, напиши мне все, чего сделали и как сделали в колхозе. Молотили или нет, сдаете ли хлеб государству и сколько» / Письмо - август 1942г/
В 1941 году Егор Леонтьевич стал работать бригадиром в колхозе им. Островского. И на фронт ушел бригадиром. Повестку принесли прямо на сенометку. Провожали на фронт под гармошку. Моя бабушка Александра Егоровна запомнила частушку, которую пел ее отец на проводах:
Думал не забреют,
Думал мать не заревет,
Только вышел за ворота
Мать катается, ревет.
От плясок в избе пол ломился. Изо всех сил дочь крутила ручку единственного в деревне патефона. Не мели, не убирали вслед уходящему по примете, но не вернулся солдат.
Егора Леонтьевича первоначально направили в г. Барабинск (НСО), потом в г. Бердск в школу командиров, где обучался до 30 мая 1942года. Тяжелое было время, не хватало хлеба, одежды, табаку.
«Хлеба давали 600 грамм на день, денег нет ни капельки» / 3.10.1941г/
«Как живу, живу не важно, питания мало и простыл спасу нет. Одежду переменили, но тожа летняя»/ 16.10.1941г/
«Ну, Клаша я не писал тебе, я очень болел, думал, что не буду живой. Нас заболело 4 человека, остался я один живой…. Зато тебе спасибо, что ты мне послала денег и посылку. Я скоро поправился, не послала бы, не знаю, что со мной было бы» / 21 декабря 1941г/
«Мы встали позавтракали 200 грамм хлеба и горького чая и все»/8 января 1942г/
К весне 1942 года стало полегче с питанием, выдали ботинки, шинели. Но не хватало табаку: «Табак стал 30 рублей стакан, негде достать. Уже пять дней не курил» / 17.05.1942г/
Прабабушка Клавдия Михайловна чем могла, помогала, поддерживала мужа, хотя и самой приходилось не легко с тремя детьми. В марте 1942 года она вместе с мужем сестры ездила в Бердск к своему Егору. Привезли продуктов, табаку и немного денег. Пробыли там три дня и уехали. Это была последняя их встреча, через несколько месяцев Егор Леонтьевич погиб.
В августе Клавдия Михайловна получила последнее письмо от мужа: « Где нахожусь? На фронте, недалеко от передовой. В бою пока не был, но враг летит на самолетах, нас пугает. Остаюсь жив и здоров, чего и вам желаю».
В боях под Ленинградом не дрогнул в смертельной схватке сибиряк.
Семье пришло извещение, что красноармеец Фирсов Е.Л пропал без вести. И только годы спустя его дети узнали в военкомате, что погиб их отец под Ленинградом.Страшное горе обрушилось на семью. Но нужно было жить и растить детей. Клавдия Михайловна гордо и мужественно переносила все тяжести и горести. Она хорошо шила, вязала, ткала. Много лет работала звеньевой по выращиванию льна, была членом правления колхоза. Вырастила и подняла на ноги троих детей. За свой долголетний и добросовестный труд была награждена почетными грамотами, медалью «Ветеран труда», занесена в Книгу Почета колхоза.
На сайте «Мемориал» я нашла справку, в которой написано, что Фирсов Егор Леонтьевич пропал без вести 25 сентября 1942 года в Кировском районе Ленинградской области. Изучив исторические сведения о сражениях под Ленинградом в сентябре 1942 года, я узнала, что в это время шли ожесточенные бои за Синявские высоты. Бои за Синявские высоты имели важное значение. А совсем недавно пришло электронное письмо из Ленинградской области, что нашли могилу моего прадеда. В д. Дусье Кировского района обнаружили заброшенное кладбище госпиталя. Когда читали письмо бабушка плакала и я вместе с ней. Уже правнуки побывали на могиле своего прадеда.
Второй фронт
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...