Серия "Герой войны" - В.И. Ольховик
Я хочу рассказать о ветеране Великой Отечественной войны, педагоге Карганской средней школы честно сражавшемся на фронтах войны, и честно трудившемся на благо нашей Родины. Вася Ольховик - украинский мальчонка, для спасения от голода, наступившего в результате засухи 1931 - 1932 годов, был отправлен в Сибирь. Он потомок легендарных предков: Вася Ольховик внук того самого православного поломника, который ушел умирать в Святую землю и похоронен в Иерусалиме, он сын участника Первой мировой, травленного немецкими газами и до конца дней ненавидевшего германцев за разъеденные легкие. Василий Иванович Ольховик - это тот самый радист командующего 5-й танковой армией А. И. Лизюкова, участвующего в тяжелых боях под Воронежем. Василий Иванович- это тот самый ветеран педагогического труда, который после войны посвятил себя воспитанию молодого поколения. Вместе с женой, тоже педагогом, они дружно прожили 60 лет. Со своей женой. У них пять внуков и уже есть правнуки. Да, сильное, мудрое поколение! Есть с кого молодым брать пример. Василий Иванович был учителем истории, долгое время работал директором Карганской школы.
У каждого в жизни есть свое профессиональное призвание: кто-то врач, кто-то мастер на все руки, а кто-то учитель. Но есть еще люди, для которых главное нравственное призвание - посвятить жизнь своей стране, людям, живущим в этой стране.
Мне посчастливилось жить с таким человеком в одном селе. У Василия Ивановича не было времени размышлять какая профессия ему подойдет больше. В июне 1941 года он закончил школу и получил аттестат.
И уже в сентябре 1941 года был призван в армию и направлен на курсы радистов в г. Новосибирск. Затем были шестимесячные курсы радиоспециалистов в Горьком. После учебы в мае 1942 года Василия Ивановича назначили военным радистом в пятую танковую армию, на личную радиостанцию командующего генерал-майора танковых войск героя Советского Союза А.И. Лизюкова. В июне и июле 1942 года Ольховик чуть ли не ежедневно видел командующего, сопровождал его в выездах на передовую и одним из первых узнал о гибели Александра Ильича в танковом бою. Однако едва ли стратегия Воронежского сражения для 20-летнего новобранца была важнее того вопроса, исполненного неподдельного человеческого участия, с которым на первом построении обратился к сержанту-сибиряку командарм: «Расскажи о доме, сынок». Так впредь и называл паренька «сынком»: то ли вспоминая собственного сына-ровесника, то ли отцовской заботой удерживая от отчаяния тех, кого под немилосердным воронежским небом беспрестанно утюжили немецкие самолеты («Прямо над огородом разворачивались, даже морды их противные видны»). А после двухдневного обстрела, когда в погреб, где укрывались радисты, нельзя было доставить даже сухой паек, справлялся об их делах и лично угощал отощавших бедолаг колбасой, наказывая старшине резать ее ровными кусками, не баловаться с большей генеральской «долей». В. И. Ольховик вспоминает это отеческое тепло, которое не назовешь утешением, но за которое он готов был отдать жизнь. Как говорил Василий Иванович, больше в его судьбе таких командармов не было…
А в августе 1942 года генерал Лизюков погиб в бою и полк был расформирован. С тех пор Лизюков считался без вести пропавшим. И только в 2009 году после того как поисковики г. Воронежа найдут могилу генерала и на канале НТВ покажут об этом передачу, в доме Василия Ивановича раздастся звонок. Корреспонденты НТВ, узнав, что В.И.Ольховик был личным радиотелеграфистом генерала, позвонили ему. Василий Иванович вспоминал: «А.И. Лизюков при такой должности и звании с подчиненными был прост, как правда. Молодых бойцов звал сынками и по-отечески заботился о них». Но ни тогда, ни сейчас не мог взять в толк Василий Иванович, почему А.И. Лизюков сам ринулся в тот бой, ставший для него последним. Тогда, в июле 1942 года Василию Ивановичу было всего 20 лет, но он помнил этот день: « Мы подъезжали к передовой линии. Генерал махнул рукой, приказав связистам остановиться, мы замаскировались на пшеничном поле, а генерал поехал дальше. Прошло часа три. Без приказа мы не имели права тронуться с места. Вдруг появилась генеральская машина, но подъехав к передовой, пересел в свой танк и больше его никто не видел. Разные догадки были по поводу его исчезновения…»
Воронежские поисковики обнаружили в захоронении не только останки, но и Звезду Героя Советского Союза, которая помогла им. По номеру определили, кому она принадлежала, выяснилось, что генерал погиб в тяжелом оборонительном бою. Наконец-то восстановлено доброе имя генерала!- ликовал Василий Иванович.
В 1942 году отдельный 137 полк связи, в котором служил Василий Иванович, обслуживал 5 танковую армию, он был направлен на Юго-Западный фронт на личную радиостанцию генерал-лейтенанта танковых войск Романенко. В составе этой армии Василий Иванович принимал участие в разгроме немцев под Сталинградом, за что в ноябре 1942 года был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Молодой, энергичный сибиряк не только бесперебойно обеспечивал связь между дивизиями своей армии, но и был комсоргом в своей роте. В 1944 году политрук роты перед строем зачитал грамоту ЦК комсомола, подписанную первым секретарем ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайловым: «За образцовое выполнение заданий по обеспечению командования армии бесперебойной радиосвязью и проявленное при этом мужество, мастерство и отвагу награждается радист В.И. Ольховик. Друзья – однополчане поздравили своего комсорга с наградой. А грамоту потом отправили в райвоенкомат г. Каргата и вручили там Марии Карповне – матери Василия.
В феврале 1943 года батальон связи был реорганизован в 137 отдельный Нижнеднестровский ордена Богдана Хмельницкого полк связи. И до конца войны полк обслуживал 46 танковую армию связью. Василий Иванович участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Австрии. Награжден медалями «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены».
День победы Василий Иванович встретил под Веной.
Демобилизовался Василий Иванович 20 декабря 1946 года. Молодой, энергичный паренек с орденами и медалями вернулся в родные края.
Началась мирная трудовая жизнь.
Уже в январе 1947 года был назначен учителем физкультуры и немецкого языка в Беркутовскую школу Каргатского района. Именно с этого начнется его долгая плодотворная работа на педагогическом поприще. Этому он посвятит всю свою жизнь.
В 1950 году Василий Иванович становится директором 7-летней школы в селе Третьяки. Там же был избран секретарем партийной организации колхоза. Всегда и всюду с людьми, в стороне от общих дел никогда не был, и всегда в этом человеке было что-то такое, что позволяло сразу угадать характер неугомонный, открытый, общительный. В 60-е годы Василий Иванович работал в школе села Набережное, позднее во вспомогательной школе –интернате с. Форпост- Каргат.
За свою работу неоднократно награждался почетными грамотами ОБЛОНО.
Умер Василий Иванович 19 июня, ему было 94 года, но до последних дней у него была ясная голова и прекрасная речь. После смерти любимой Машеньки, с которой они прожили душа в душу 60 лет, он жил с внуком Александром.
До последних дней он был частым гостем в Карганской школе, рассказывал подробности боев, много интересного из своей уже мирной жизни. И уже стала крылатой фраза, когда-то сказанная внуком Максимом после проигранной деду партии в шахматы: «Дед у меня - всем дедам дед!»
- Комментарии
Загрузка комментариев...