Его закрыли в шар земной
Дорога… Она ведет на сельское кладбище. Простой обелиск, но это на первый взгляд. Это не просто могила, это наша память. В ней похоронен русский солдат, мой дед Титлов Иван Иванович.Его закрыли в шар земной,
А был он лишь солдат…
На памятнике его фотография. Ничем не примечательный человек, но его глаза… Добрые и яркие, на черно-белой фотографии они полны жизни, в то же время очень уставшие, видевшие горести и радости жизни.
Под фотографией написаны годы жизни «1918-1976». Между двумя этими числами черта. А ведь за этой чертой скрыта целая жизнь.
Жизнь моего деда началась с войны. Его призвали на фронт. Тогда он был молодым солдатом, еще не знавшем жестокостей войны. На войне мой дед получил боевое ранение. Он был ранен в ногу. Но это не сломило его, не остановило его на пути к заветной цели. С ранением он прошагал пол-Европы и дошел до Берлина. Он вернулся домой живым, но было одно «но».
Война подорвала его здоровье. Он был сильно простужен и заболел неизлечимой болезнью – экземой. Эта болезнь подорвала его физическое состояние.
Нам досталась на долю
Нелегкая участь солдат.
Эти стихи Семена Гудзенко я связываю с судьбой моего деда. Сегодня мы собрались у могилы старого солдата, и родственники затеяли этот разговор, прерывая мои мысли о деде. И мне было интересно услышать много нового. Думаю, что старый солдат их тоже услышал.
…И пусть не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
А потомки вспомнили, что после войны он пришел работать в совхоз бригадиром. И как раз тогда он встретил мою бабушку. Они поженились, и у них родились близнецы – мой дядя и мой папа.
... Отцами – солдатами будут гордиться сыны…
Так и случилось: рядом с могилой отца, опустив головы, скрывая волнение, замерли седовласые сыновья Ивана Ивановича.
Глядя на них, я думаю, что мой дедушка был добрым и справедливым, потому что, по рассказам моего папы, когда бабушка ругала сыновей, дед всегда защищал их. Он не любил ругань и крики. Он любил, чтобы в доме пахло пирогами.
В их доме царила атмосфера тепла и уюта. Около входной двери стоял большой сундук, поэтому приходившим в гости казалось, что они очутились в сказке. Казалось, что этот сундук полон невиданных богатств. Но это было не так: там лежали старые одежды и обувь.
Особенно всем памятна люстра ослепительной красоты. В то время это было редкостью, непозволительной роскошью: многие тогда нуждались, но семья деда жила в достатке. Дедушка хорошо зарабатывал, а бабушка работала дояркой.
Здесь же вспомнили курьёзный случай: вышел указ «запретить новогодние елки», это чтобы не вырубали лес, дедушка не расстроился. В доме стоял большой фикус, поэтому сыновья наряжали этот фикус шариками и любовались на него в ожидании новогоднего гуда.
Мне стало понятно, что в семье царила не только атмосфера тепла и уюта, но и взаимопонимания, а центром этого в семье был отец.
Папа больше был привязан к отцу, хотя был очень похож на мать. Мой папа много времени проводил с дедом в мастерской. Дед любил мастерить игрушки и очень хорошо разбирался в технике, поэтому папа многие навыки перенял у деда. У дедушки были натруженные руки.
Еще одна особенность моего деда – он очень любил детей. Когда появились первые телевизоры, дед купил самый большой. В поселке это было невиданной редкостью, и поэтому по вечерам комната наполнялась детским смехом и людскими возгласами. В комнате «яблоку негде было упасть».
К сожалению, не всегда все в жизни гладко. Война преследовала солдата: раны напомнили о себе.
Вскоре по состоянию здоровья дедушка ушел с высокооплачиваемой должности бригадира. Но семью нужно было кормить, поэтому дедушка устроился работать шорником: он шил сбруи для лошадей, кроме того работал сторожем, объезжал поля с проверкой.
Он умер задолго до моего появления на свет.
Деда давно нет, а я представляю его, словно мы знакомы всю жизнь. Милый моему сердцу образ, картинка из прошлого, ставшая мне близкой и родной. И чудится мне, будто зима… Дом. Красивый, ухоженный. Аккуратная ограда, дощечка к дощечке – все ровно. И вдруг открывается дверь и выходит он – мой дедушка. Он собирается на работу. На ногах у него теплые валенки. От холодного воздуха грудь его защищает телогрейка. А на голове неизменная фуражка…
И вот все родные собрались на его могиле, стоят, смотрят на надгробие и вспоминают, а у меня рождается образ моего деда: солдата, защитившего страну, мужа, обеспечившего покой и достаток жене и детям, и простого хорошего человека, любившего жизнь.
Он похоронен рядом с бабушкой.
Было бы хорошо сейчас обнять его, поговорить о чем-нибудь. Да нет больше деда, остался лишь холмик и память о нем, как о настоящем русском солдате.
Второй фронт
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...