НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Детство, которого не было.

Указ от 28 августа 1941г. Разделил жизнь немцев, проживающих в Поволжье на «до» и «после». В один момент они лишились всего. Всё, что было нажито своим трудом, могилы родственников, надежда на будущее. Началась война с Германией. Их родные сражались в рядах Красной Армии, а им пришлось покинуть родной дом и ехать в безызвестность. Так на территории Борцовского сельского совета появились семьи Дамм, Дортман, Вейдо, Дорн, Кальмай, Риферт, Рыб, Груне. Прошло уже много лет, сегодня в живых остались лишь те, кого вывезли в Сибирь в раннем детстве. 
 Груне Лиля записала воспоминания своей бабушки Гелены Ивановны. Бабушка родилась в 1937 году, дед Давыд в 1936г. В Саратовской области. Когда бабушке исполнилось 3 года, а дедушке 4, их внезапно эвакуировали в Сибирь.  Когда приехали в Сибирь на станцию Тогучин, людей разослали по разным сёлам. Бабушкина семья попала в Златоуст, а дедушкина в Шумилово. На новом месте жизнь пришлось начинать с нуля. Семья бабы Гелены была очень большой, поэтому их ни в какой дом не хотели брать. Устроились на работать. Старшие братья и сёстры начали подрабатывать в других семьях. Они помогали по хозяйству - мыли пол, пололи грядки. За это их кормили, а иногда давали продукты с собой. Вещи, привезённые с собой, поменяли на продукты. Многие дети не выдерживали и умирали от голода, а моей бабушке не хватало витаминов, и она заболела цингой. Её боялись оставлять одну, и мама брала девочку с собой на работу.  В 1942г. бабушкиного отца забрали в трудармию. Жить стало ещё тяжелее. Было очень голодно. Летом они ели корни саранок, конский щавель, зимой – замёрзшую картошку. Старшие братья пошли пасти скот. Шли годы… В 1946 г. вернулся отец. Пришёл больным, но работоспособным. Стали работать все вместе, всей семьёй. Скопили денег и купили дом.
 Семье деда тоже жилось трудно. Когда он пошел в школу, вставать приходилось рано. Он бежал в соседнюю деревню, просил еды. Можно сказать, побирался. Приходил из школы, бежал в другую деревню, чтобы опять поесть. Вот такие воспоминания о детстве моей бабушки. Как она говорит: «Детства-то и не было».
Воспоминания, записанные Лидией Давыдовной Суриковой – дочерью депортированного Дорна Давыда Карловича.
      Семья Дорн проживала в селе Паульское Марксштадского района Саратовской области. Глава семьи Карл Фёдорович и его жена Доротея Филипповна воспитывали пятерых детей. Как вспоминает один из сыновей Давыд Карлович на сборы дали десять дней. Семья оставила добротный дом, ухоженную усадьбу, скот. Взамен получили квитанцию и обещание, что на новом месте они получат корову и жильё. С собой взяли всё самое необходимое: документы, тёплые вещи, постельные принадлежности. До города Энгельа плыли на барже. Затем до самого Тогучина ехали поездом. Семья была расселена в селе Шумилово. Депортированных разместили в домах методом уплотнения. Тем, кто сохранил квитанцию, выдали корову. Семье Дорн повезло, у них появилась своя корова – кормилица. Примерно в конце 1942 г. в селе появилась комендатура, в которой немцам нужно было отмечаться. Так продолжалось до 1956г. Представители НКВД лично приезжали на поля или на лесозаготовку. Никуда нельзя было отлучиться. Редко, по крайней нужде, бригадир на свой страх и риск мог «прикрыть» - сам отмечал отсутствующего.
На новом месте всегда тяжело начинать жизнь, а во время войны тем более. Немцам пришлось тяжелее втройне. Незнание русского языка, косые взгляды недобрых людей: немец, значит, фашист. К счастью, таких людей было немного. Немцы расположили к себе сибиряков своей добротой, хозяйской хваткой, трудолюбием.
Весной 1942 г. глава семьи Карл Фёдорович вместе со своими братьями был отправлен в трудармию. Работал в шахте на станции Артшата Кемеровской области. Ему в то время было 48 лет. Домой вернулся в 1943 г. Всё это время семья выживала без него.
В школу дети пошли не все, а лишь те, кто не учился ранее в школе. Учились не долго. Когда отца забрали в трудармию, семья стала голодать и детям пришлось идти работать в колхоз. Зимой плели корзины, делали деревянные игрушки- свистульки и обменивали их на продукты. Став подростками, вместе с взрослыми работали на лесозаготовках в с. Коурак, Лебедево. Сыновья выросли, работали на селе. За добросовестный труд были награждены Орденами Трудовой Славы.
Несмотря на все испытания, выпавшие на долю немцев, они не пали духом. Показывали пример своим детям, трудились и передавали свой опыт и знания. Многому научились у немцев и сибиряки. Как вспоминает учительница начальных классов Борисова А.Г: «Необычно было видеть на окнах немецких домов занавески. Но это было так красиво!» Глядя на немцев стали шить занавески из марли, подсинивали и крахмалили их. Немцы научили шумиловских женщин вязать носки с пяткой, делать домашнюю колбасу.
На чужбине немцы не растеряли своей культуры. Они продолжали говорить на родном языке, пели немецкие песни, готовили национальные блюда – сладкий пирог «Кухэ», куриный суп с лапшой, капуста с галушками, сами готовили кофе из ячменя.


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 14 Января 2020

Автор: Татьяна Дорн

Отправитель: Наталья Картавцева

Вам нравится? 4 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...