НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Село Теренино


          Село Теренино расположено в 25 км. на север от районного центра г. Каргат и в 200 км. от областного центра. К западу от села в 4-х км. расположено озеро Карган, а на северо - восток в 3-х км. протекает р. Каргат.
          Население: 105 человек. Коренные жители - сибирские татары.
          
          Началом образования села Теренино считается 1500 год. Само название Тереня, Теренинское – это название озера, болота по имени татарского племени Терена.
          Казалось бы, во все времена жизнь села идет своим чередом. И только изменения, имеющие место в целом в стране, вносили коррективы и в жизнь села. Другой становилась страна, вместе с тем менялись традиции, уклад жизни села.
          Вот, что вспомнил старожил села: Абдулханов Кадыр Хайретдинович
          «В 1914-1915гг. шло массовое переселение татарского народа с Татарии в Сибирь, потому что там был голод, а семьи были большие, по 8-10 детей. Семья Катлееых-9 братьев, были переселенцами из-за Волги. Многие жители села, переселенцы из деревне Багдат, что находилась в 9 км. от Теренино. Так же по соседству, было, село Тарек, но, не желая вступать в колхоз, основное население разъехалось, а теренинцы вступили в колхоз «Ирек» (Свобода). В трудные времена на зиму жители перебирались в Шибаки, там озеро, люди выживали за счет рыбалки, а на лето возвращались в Теренино. Шибаки так и назывались «Кышлау»- зимник, а Теренино «Яйляу»- летник.
          Работа в колхозе была трудной, пахать приходилось на быках, техники не было, только перед войной в село дали машину, на ней работал русский парень, но вскоре машину забрали на фронт. В селе была своя кузница, кузнецом работал Мустафин Рамазан-бабай. В колхозе занимались полеводством и животноводством, разводили коней, овец, которых доили, из молока делали брынзу, молочные продукты увозили в село Мусы, так как Теренино относилось к Мусинскому сельскому совету, до 1952г. Имелось сливкоотделение, где работал Катлеев Каюм.
          Но вот началась война. Не обошла война и село Теренино, на фронт проводили более 50 отцов и сыновей, вернулось чуть больше 10. В тылу, как и по всей стране, остались женщины, старики да дети. Приходилось очень трудно, ведь работали с утра до ночи, «Все для фронта, все для победы».
          С вестью о победе приехал в поле бригадир, радости не было границ, были слезы счастья, а были слезы и от горя. 
          Но жизнь шла вперед, началось строительство фермы, хотя еще приходилось много работать в ручную, доярке приходилось доить по 10-12 коров.
          В 50-е годы открылась своя больница (до этого не было, приходилось ездить в село Мусы), фельдшером работала Идрисова Миньегель.
          В 1954г. исполнительным комитетом Каргатского районного Совета депутатов трудящихся было принято решение № 13а об объединении колхозов «1Мая» Форпост - Каргатского сельсовета и «Большевик» Мусинского сельсовета в один крупный колхоз, сохранив объединенному колхозу название «1 Мая» с центральной усадьбой с. Форпост – Каргат. Председателем колхоза оставить Петушенко Х.Т.
          Включены поселки Шибаки и Теренино из Мусинского сельсовета в Форпост – Каргатский сельсовет (решение Новосибирского облисполкома от 22.06.1954г. 3 420).
           В 1957-58гг. построили новое здание клуба, магазина, яслей. Работала бригада из Каргата, бригадир Малышонок.
           В 1967г. 3 октября принято в эксплуатацию здание школы на 80 учащихся, полезная площадь 265 кв.м.
           В 1971г. колхоз «1 Мая» реорганизован в совхоз «Трудовой». Председателем был назначен Филатов Владимир Гаврилович.
           В 1997г. совхоз «Трудовой» был объявлен банкротом. Произошла ликвидация совхоза.
           В 2010г. в связи с малокомплектностью школ, была закрыта начальная школа.
           Согласно статистического отчета численность населения составляла:
           1963г. на 1 января -145 человек.
           2000г. на 1 января -172 человек.
           2003г. на 1 января -170 человек.
           2013г. на 1 января -105 человек .
           Из народных промыслов в Теренино было развито рыболовство, многие плели сети для ловли рыбы, занимались сбором ягод и грибов, а Мустафин Рамазан и его брат Габрахман плели короба, делали кошеву и сани.
           Мустафин Гали катал валенки и продавал. Каждая семья держала свое домашнее хозяйство: коров, коней, овец. Имелось мясо, молоко, шерсть. Многие женщины умели прясть, вязать разные вещи.  
           Уникальные уголки природы
          Природа нашего края уникальна, рядом с селом Теренино, а точнее сказать между селом Шибаки и селом Теренино есть удивительные места.
          Есть здесь удивительное озеро. Оно называется Карган. Берега озера были очень таинственны: в терниях жесткой травы, а дальше, уже там, где нога погружается в прохладную жижу, идет камыш, и его шелест очень напоминает змеиное шипенье. Гладь воды, окаймленная камышом, напоминает подкову. Озеро когда-то было глубокое, со дна озера поднимались холодные роднички.
          Существует легенда про то, как именно татары узнали, что у них под боком есть озеро с целебными свойствами:
          У одного татарина заболел конь. Ноги покрылись язвами, и никакие средства от этой беды не помогали. Конь был старый, уже отслуживший свое и хозяин решил отпустить его на свободу, думая так: «Если и суждено пасть, пусть это на воле случится…» Конь, словно ждал такой развязки: ковыль – ковыль и ушел. А через неделю – что за чудо! Вернулся домой, только уже не доходягой, а справным молодцем, ни тебе язв, ни унылости. Действительно – здоров как конь. Конечно, об этом стали судачить, вот тут – то и вспомнили люди, что не раз видели больного коня возле озера, а однажды – как бедолага по брюхо в воде стоял. Ну и пошли догадки, мол, не случайно это все, знала животина где себя лечить. Так и открылась людям свойства соленой воды. Свое целебное значение озеро потеряло тогда, когда по капиллярам земли в озеро пошла пресная вода. Испокон века здесь ничего не жило: ни квакушка, ни рыбешка, даже нырки, способные и сесть на воду, и взлететь с воды, даже эти пичужки облетали озеро стороной. Но потом все изменилось, появились и лягушки – квакушки, и карась хозяин всех здешних вод.
          Слышала я, от своей бабушки, что в одном месте вдоль озера есть липовая роща чёрных берез. И такого чуда больше нигде нет. Меня долго волновал этот вопрос, что же это за чудо. И вот что мне однажды удалось найти про это чудо.
         Случайно уцелевшая в ледниковый период реликтовая липовая роща находится на севере нашего района, за озером Карган, на границе Убинского и Каргатского района. Эти древние липы наши предки по незнанию называли «черными березами». Это единственный в Новосибирской области участок естественного произрастания липы. Площадь рощи — 550 квадратных метров. Липы растут в окружении берёз и осин. Возраст рощи составляет несколько миллионов лет. Около миллиона лет назад наступило похолодание, которое ознаменовало начало ледникового периода. В результате главными древесными породами Сибири стали лиственница, пихта, сосна, берёза, а липа и прочие широколиственные породы исчезли.
         В XVIII веке исследователи Сибири обнаружили, что среди сибирской тайги встречаются островки липы.
         Впервые такая роща была описана путешественником П.С. Палласом в 1770 году. Первоначально считалось, что эти рощи представляют собой одичавшие насаждения заброшенных пасек, пока не выяснилось, что это сохранившиеся участки давно исчезнувших широколиственных лесов.
         Реликтовая липовая роща была открыта в 1928 году членом Русского географического общества А.М. Жарковой. На данный момент остаётся неизвестным, почему остаток третичного леса сохранился именно в этом месте.
         Сохранение реликтовой рощи чрезвычайно важно для изучения климата и природы Новосибирской области и Западной Сибири.
         Писатель А.С. Грин вспоминал, что слышал на горнорудном Урале рассказ о золотом кладе, зарытом у «чёрной берёзы». Существует предположение, что «чёрная береза» этих рассказов — это сибирская реликтовая липа. Липа немного похожа на берёзу формой листьев и силуэтом дерева, отличаясь чёрным стволом. Человек, выросший в Сибири и видевший только берёзы, встретив в тайге похожее на берёзу дерево с чёрным стволом, вполне мог назвать его «чёрной берёзой».
          Известен и тот факт, что в семидесятых годах на берегу озера был построен пионерский лагерь всероссийского значения. 
          Традиции и обычаи жителей села Теренино.
          Обычаи и традиции народа являются важным элементом культуры. Свои обычаи и традиции сохранились у татар, проживающих в селе.
          Похороны татары всегда считали важным завершением жизни человека. Благополучие его в том мире зависело от того, как родственники исполняли обряды захоронения. Если обряды были исправны, дух был спокоен и покровительствовал всем родным, в противном случае - он становился врагом.
          Из рассказа Абдулханова Кадыра Хайретдиновича мы узнали детали обряда похорон: «Когда умирает человек, в тот же день его необходимо похоронить. Сначала идут на кладбище, чтобы выкопать могилу. Когда могила готова, отправляют посыльного в тот дом, где находится покойник, с посланием о том, что могила готова. Затем бабушки (абики) с молитвами начинают мыть умершего. Женщины должны мыть женщин, а мужчины - мужчин. Умершего человека моют не голыми руками, а в варежках, сшитых из нового белого полотна. Затем, после мытья, эти варежки хоронят вместе с умершим. Воду, которой мыли покойника, выливают, стараясь не разбрызгать и не пролить ни капли, и куда не может ступить нога человека (под изгородь). После того, как помоют умершего, его заворачивают в белое полотно (кифеннек) в два слоя и выносят ногами вперед. Во время похорон обязательно читают молитву. Когда покойника опускают в могилу, часть которой накрывают досками, а оставшуюся засыпают землей - мулла читает молитву об упокоении души. После всех прочитанных молитв родные дают хаер (деньги) всем присутствующим на похоронах. Женщины не должны присутствовать на кладбище. Они должны побелить и помыть комнату покойника. Но при этом нужно учесть, что пол моют от порога к центру комнаты. После уборки бабушки также читают молитву об упокоении души. Поминать усопшего приглашают на третий, седьмой, сороковой день после смерти и на годовщину смерти. Обряд поминовения усопшего начинается с чтения молитвы, по окончании которой раздают хаер (деньги, вещи, сладости). Хаер раздает вся родня. Во время чтения молитвы все продукты должны быть закрыты рушником. И только после раздачи хаера начинается поминальный обед: аш (суп с домашней лапшой), мясо (говядина, птица), баурсак, урама (хворост), чай. На похороны и поминки мужчины должны быть в тюбетейках, а женщины - в платках».
        Хабибулина Магира - апа к этому рассказу добавила, что «после смерти человека все зеркала в доме закрывают платками. И не оставляют дом без присмотра: кто-то всегда должен быть в помещении. Платок, которым закрывали лицо умершего человека, нужно повесить на стену, где платок должен провисеть до сорока дней. И затем этот платок отдают бабушкам после поминок. Мулле дают чашу муки, курицу, соль - после похорон и чтения молитв».
          Как у всякого народа, свадьба - одно из важнейших событий в жизни человека, и отмечалась она с большим количеством традиционных правил, обрядов. Как же происходит это у татар?
         Обычно жених и невеста не присутствовали на Никахе - религиозном обряде бракосочетания. Сваты, жених и дружки ехали к невесте на верховых лошадях, украшенных лентами и цветами. Кунгулова Зайра Закировна поведала, что «жениху устраивали разные преграды: закрывали проезд либо жердями, либо веревкой между двумя столбами. А рвать веревку и пробиваться сквозь засаду нельзя - это говорило о бедности и... жадности жениха. Нужен был «откуп». И при подъезде к дому жениха с невестой дружки жениха стреляли из ружей. Родители жениха готовят стол и комнату для молодых, так как свадьба проходит в доме жениха». А Шарафутдинова Амина добавила: « После церемонии бракосочетания невесту в дом жениха принимали, снимая с коня, на подушку, в это время стреляли из ружья, как бы отгоняя чертей от невесты. Потом, перед вступлением невесты в дом жениха, молодых ставили на ковер и подносили им бал - май (мед с маслом), а руки невесты опускали в муку, чтобы невеста была работящая, не отлынивала от работы по дому. Невеста должна была взять с собой полотенце и, вытерев руки, поздоровавшись с родителями мужа, назвав их мамой и папой, повесить это полотенце при входе в дом». Считалось, что мед обеспечит любовь новобрачным и сладкую жизнь, масло - дружбу в семье, мука - достаток в доме. Жениха и невесту осыпали орехами, конфетами, семечками, зерном или даже деньгами — это должно было обеспечить молодоженам много детей и богатство. На свадьбе был распространен обычай поднесения блюда чак — чак. Оно подносилось близким родственникам жениха или невесты. Тот, кому подавали это блюдо, должен был одарить деньгами, навесив их на рукоятку ножа и воткнув нож в чак - чак. После этого кушанье разрезали и кусками разносили остальным гостям, одновременно подавали блюда, на которые гости должны были положить свои подарки и деньги. Татарская свадьба проводится три дня. В первый день приглашают старейшин. Бабушки читают молодоженам молитвы с поздравлениями и пожеланиями счастливой семейной жизни. На 2-ой день свадьбы приходят женатые люди, семейные пары, молодежь же приглашают на 3-й день. Жених и невеста должны быть одеты в праздничную национальную татарскую одежду, а не в свадебные наряды, как это принято сейчас.
          Рождение ребенка - это всегда радость, счастье, не только для родителей, но и для односельчан.
          Обряды, совершаемые после рождения ребенка (бэбэй туйга), проводятся с давних времен и в некоторых татарских семьях до сих пор. Через неделю после рождения ребенка, по словам Абдулханова Кадыра Хайретдиновича, новорожденному мулла читает на ухо молитву, а потом родители говорят, каким именем назвали дочь или сына, и мулла шепчет на ухо поочередно 2 раза. На праздник «бэбэй туйга» зовут сначала бабушек, а потом уже и молодежь. Иногда новорожденные капризничают без причины. Старики говорят, что «дитя сглазили» и советуют « на лбу поставить точку сажей или повесить шейную молитву на шнурке в маленькой кожаной сумочке, или положить под подушку молитву, написанную рукой муллы».
          Теренинцы - очень гостеприимный народ. У них умеют и любят готовить. Секреты национальной кухни передаются из поколения в поколение. Во многих семьях и сейчас самовар является украшением праздничного стола, а чай с печеными изделиями - лучшим угощением. Чай любят пить из самоваров, очень горячий, с молоком или пастилой (как), которую многие делают сами из лесных ягод или различных садовых плодов.
          К семейному обеду в будни, а также при угощении гостей у татар принято подавать шулпу (бульон). Особой любовью среди народа пользуется шулпа с токмачем - узко нарезанной домашней лапшой из пшеничной муки с добавлением яйца. Шулпу заправляют пшеном, рисом и другими крупами. К праздничному столу часто готовятся пельмени, которые подаются с шулпой. Излюбленными блюдами татар издавна считается мясо, главным образом баранина, говядина и конина. Предпочитается мясо только что забитого животного, но летом употребляют и соленое и вяленое мясо.
          Большое место в питании занимают молочные продукты. Из молока делают масло, сузьму, эремчэк (вид творога), катык (вид простокваши), каймак (сметана), корт (сухой творог).
          К весенним и летним праздникам (сабантуй, джиен) запасаются вяленым гусем и казылыком (домашней вяленой колбасой). В другие праздничные и выходные дни к завтраку пекут оладьи, блины или кабартму (чибрики). Для угощения девушек, пришедших осенью помочь в обработке битой птицы, хозяйки обязательно приготовляют большой гусиный бэлиш с шулпой.
          Каждая семья имеет свои вкусовые предпочтения, любит те или иные блюда. Каждая хозяйка может похвастаться своим «шедевром» татарской кухни, независимо от того, кто она сама по национальности. 
          Живут в селе Теренено замечательные люди, талантливые гармонисты Камалетдинов Азат, Мустафин Ильфак и его жена Люция, семья Авлазовых муж Каниф, жена Зульфия и сын Руслан создали вокальный ансамбль «Чашмэ» (руководитель Шарафутдинова Амина). Который по достоинству был отмечен на первом же празднике. Успешно выступил в г.Новосибирске на празднике тюрских народов. Впоследствии не один областной праздник не обходился без выступления теренинцев. Завязалось тесное творческое сотрудничество с областным татарским центром». Ежегодно ансамбль принимал участие не только в национальных областных фестивалях, смотрах, праздниках, Сибирских фестивалях национальных культур. 
          Коллектив был отмечен:
          Почетной грамотой Новосибирской государственной филармонии. За активное участие в развитии татарской национальной культуры.-2008г.
          Дипломом участника областного праздника ираноязычных и тюркоязычных народов «Навруз Байрам – 2008г.
          Дипломом 2-ой степени регионального фестиваля - конкурса татарской культуры «Себер йолдызлары» -2005г.
          Дипломом 2-ой степени областного фестиваля- конкурса татарской культуры «Себер йолдызлары» 2004г.
          Благодарственными письмами за участие в 3-ем и в 8- областном фестивале национальных культур.- 2003г.
          Почетной грамотой за победу в номинации «Лучший вокальный ансамбль» на областном фестивале татарской песни «Себер йолдызлары» 2002г.
          Дипломом участника Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют победы» -1995г.
          Благодарностью отдела культуры Каргатского района за участие в 1 туре областного фестиваля народного творчества « Салют Победы»-2009г.
          Диплом 1-ой степени 1-го этапа областного фестиваля « Салют Победы»-2005г .
          Благодарностью районного совета депутатов за развитие татарской национальной культуры высокие результаты в областных и региональных фестивалях.-2005г. 
          В 2012 году на базе села Теренино прошел открытый поселенческий праздник «Сабантуй» в рамках областного конкурса «Проведение национальных праздников». По итогам конкурса было присуждено 1 место.
          Село Теренино - природа, традиции, история многообразны, колоритны, красивы. Татары, как любой другой народ, за свою многовековую историю создали и сохранили до наших дней множество традиций, на которых воспитывалось не одно поколение.
          Мы соприкоснулись лишь с их небольшой частичкой моей малой Родины.
          Я считаю очень важно непросто самому иметь эти знания, но и быть своеобразным проводником в мир почитания, сохранения, бережного отношения к истории других народов, своего края, района и области, дабы не были мы «Иванами родства не помнящими».
          Именно мы, молодежь будем продолжать традиции наших предков. Необходимо вести патриотическую работу так, чтобы она была действительно интересной современным россиянам, чтобы она рождала чувство гордости не только за прошлые победы, но и за настоящие: в экономике, промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере и культуре.



Дата публикации: 12 Января 2020

Автор: Анна Чаусова, Олеся Чаусова

Отправитель: Светлана Поварова

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...