НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Две Родины

Человек должен знать историю своей семьи, своего края, потому что без прошлого нет, и не может быть настоящего.  
  Хочу рассказать о судьбе своих прабабушек, немках, которые дни и ночи трудились, чтобы «смыть» с себя страшное прозвище «фашистка». Да, нелегко сложилась их жизнь. Не успев познать счастья, уже с ранних лет познали горе. Но они сражались, бились за право жить и жить счастливо. Теперь мы, их потомки, гордо можем рассказывать историю их жизни, брать с них достойный пример для подражания.  
  22 июня 1941 года, без объявления войны, Германия напала на Советский союз, нарушив пакт о ненападении. Нелегко было всем, и русским, и украинцам, и белорусам. Именно они первыми приняли удар на себя. Их население и территория пострадали больше всего. Россия не была готова к войне, хотя разведка доносила, что Германия уже подтягивает свои войска к советской границе, что она готовится к войне.  
   Мои бабушки – Эрна Карловна и Эльза Карловна из поволжских немцев. Ничто не предвещало беды – построили всей семьёй большой красивый дом, в который вселились осенью 1940 года. Все были довольны. Бабушка – Екатерина Петровна, и родители – Мария и Карл Губер ходили вокруг красавца дома и говорили, что теперь заживут еще лучше, чем прежде.  
   Весной 1941 года вновь зацвели яблони, груши, сливы в саду, возле нового дома. Казалось, что они цветут так, как ни разу в жизни не цвели. За домом ухаживали бережно и с любовью, чтобы кормилец дал хороший урожай. Нужно было купить новые вещи для детей, которые шли в школу – Эльзе, Эрне, Фриде.  
   … Все оборвалось в одночасье. Мирная жизнь, покой, мечты о будущем, все остановилось. Началась война.  
   Немецкие войска рвались к Волге. Правительство советского союза боялось, что часть русских немцев перейдёт на сторону фашистов и решило их эвакуировать. Вышел указ правительства о высылке немцев Поволжья от 28 августа 1941 года.  
   Когда шла эвакуация, пробили мост через Волгу. Разрешили взять только самое необходимое и ценное, документы. В Энгельсе погрузили их в эшелон № 761, и повезли в Сибирь. Ехали долго, почти две недели. 23 сентября ночью приехали на станцию Татарская. Изнуренных поездкой детей, стариков и взрослых построили на перроне и по очереди стали усаживать их на подводы, которые затем увозили их в сёла района.  
   Началась новая жизнь, которой никто не позавидовал бы. 
   Семья моих бабушек (Губер) была направлена в деревню Чаны-Сакан. Жалости у коренного населения такие семьи не вызывали, а если и вызывали, то у немногих. Сначала жили на квартире, затем им выделили отдельный дом. Но по-прежнему их называли «фашистами».  
   Недолго прожила Мария Яковлевна – жена моего прадедушки. Умерла она через два месяца после приезда в Сибирь. В декабре 1941 года забирают Карла Филипповича – отца семейства. На руках беспомощной старой женщины Марии Петровны (ей было 79 лет) остаются пятеро детей. Младшей – Марии – в то время было полтора года.  
   Голод  и холод уносили жизни людей. Дети меняли на картошку  привезенные вещи – платья, рубашки, сорочки.  
Эрна Карловна вспоминает: «Когда нам сказали, что будут эвакуировать, бабушка сказала «Девки, наденьте на себя столько вещей, сколько сможете». Мы надели. На мне было пять или шесть платьев.» 
   Одни жители жалели ребят и делились картошкой. А было и так: вместо картофеля клали кожуру.  
   В апреле 1942 года беда вновь вернулась в дом: умерла старенькая бабушка. В январе 1943 года, заболев тифом, умирает 17-летняя Фрида. На руках 16-летней Эльзы остаются трое ребят: Эрна (12 лет), Готлиб (Николай, как местные ребята прозвали мальчишку, 9 лет), и Мария (3 года). 
   Как они выжили…Одному Богу известно.  
И Эрна Карловна вспоминала: 
«Добрых людей на свете больше, чем плохих. Кто картошки мелкой насыплет, кто пригоршню муки даст. Ходили по огородам, собирали мороженую картошку. Но вот выделили нам корову. Чем её кормили - не помню, но она выжила у нас. Когда отец вернулся домой из трудовой армии, в хозяйстве корова была». 
   С возвращением отца радость, наконец–то, поселилась в доме. В тот год посадили картошку и другие овощи. Жить стало намного легче. Вернулся отец, но в трудовую армию забрали Эльзу. С октября 1943 по 1947 год не было дома Эльзы. Но в трудармию забирали не только немцев, но и русских для работы на заводах. Эдьза работала на военном заводе в Томске, где изготавливали снаряды для пушек и танков, на шахте в городе Прокопьевске (Кемеровская область). Что пришлось пережить ей за эти годы, она никому не рассказывает. А когда спрашивали её об этом, она только плакала.  
   Отец неделями не бывал дома. Работал на молотяге – ездил по всему району. Ребятишки жили одни. Эрна была хозяйкой в доме. Зимой ездила в лес за хворостом на санках, с сеновала возила солому для коровы. Было трудно. Но они выжили! Жили, доказав всей своей жизнью, что не «фашисты», а люди, умеющие мужественно переносить горе, страдания.  
   Вся последующая жизнь моих бабушек заключалась в труде, создании своих семей, в воспитании детей и внуков. Их труд вознагражден по заслугам. У них есть медали, грамоты, звания «Ветеран труда».  
   «Сибирь – наша вторая родина» - говорят мои бабушки. - «Мы здесь прожили больше чем там, в Поволжье». 
   Стираются в памяти некоторые детали, события, но страшных лишений им не забыть никогда. Я хочу, чтобы пережитое моими бабушками никогда не повторилось. Для этого нужно помнить и знать свою историю, но главное – беречь мир. Я могу только лишь гордиться своими бабушками и преклоняться перед ними. В нашей семье бережно хранят их воспоминания, записаны в архив многие истории, даже детские. Гордость за членов своей семьи – непередаваемое чувство, и мне оно знакомо! 


Второй фронт
Участник конкурса
Дата публикации: 27 Мая 2022

Автор: Юлия Машталлер


Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...