Старинное сел Коурак
Старинное село Коурак было основано в 1643 году. Эта дата является официальной, основным источником появления дат основания старых населенных пунктов является «Список населенных мест Сибирского края за 1926 год». Владимир Иванович Косовец, краевед из г. Юрга Кемеровской области, считает её недостоверной. «В календаре «Знаменательных и памятных дат Новосибирской области на 2013 год» на стр.75 в разделе: «в 2013 году исполняется, читаем: 370 лет селу Коурак Тогучинского района (1643). (Сибирская советская энциклопедия, Новосибирск, 1932, Т2, стр.968, Список населенных мест Сибирского края, Новосибирск, 1928, Т1, стр.474). Но ведь не могло быть село Коурак основанным в 1643 году. В научной работе профессора Уманского В.П. достоверно и убедительно, на основе архивных документов доказано, что до начала последнего десятилетия XVII в., до момента, когда северная граница Телеутских владений была отодвинута с р. Ини на р. Бердь, на территории, контролируемой враждебно настроенными к русским телеутами, не могло появиться ни одно русское селение. Редкие охотники: русские, чаты, телеуты принявшие русское подданство (выезжие телеуты), заходившие на промысел в междуречье Ини и Берди, именуемое «Таволган» рисковали своей жизнью или пожизненным пленом. По архивным исследованиям Н.Ф. Емельянова, Коурак был основан в 1710 году».
Первыми жителями его были крестьяне, укрывавшиеся от правительственных налогов и «обязательных работ», выходцы из Верхотурского, Тобольского и Тарского уездов, а также раскольники, бежавшие от гонений за веру, и рекруты, скрывавшиеся от солдатчины. Интересно происхождение названия села Коурак, которое произошло от названия реки. В официальных источниках Коурак – татарское слово, «кай-рак» означает «точило». Река получила название по наличию на берегах точильного камня. Возможно, река стачивала сланцевые берега, и первые поселенцы могли изготовлять точильные приспособления. Это толкование названия Коурак считает ошибочным О. Петровский. Он считает, что название уходит в седую древность и означает «сараночья речка» от кетского «ко» - «саранка» и «ур» - речка. Слог «рак» предполагает уменьшительность, ласковость («саранушка»). Сменявшие друг друга в этих местах племена тюрок абинцев, алтайцев, телеутов и тувинцев кетское «коурак» принимали за слово из своих языков: «кокурек», «косюрок», «когорак» «кокаарак», что означает «волк». Русские этот топоним сводят к фамилии Кауров (есть такая масть лошадей). Русские принесли с собой более высокую технику земледелия. Широко применялась переложная система, или перелог, при которой после нескольких лет использования пашню надолго бросали для «отдыха». Крестьяне сочетали перелог с трехпольной системой — чередованием озими, ярового и пара. Важнейшей отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа с заготовкой сена на зиму. Оно давало крестьянам тягловую силу для возделывания полей, перевозки грузов, обеспечивало мясом, молоком, кожей, шерстью. Промыслы играли важную роль в жизни крестьян. Осенью, после завершения полевых работ, они отправлялись в леса и степи охотиться на зверей и птиц, к озерам — ловить рыбу. Многие избы нашего села, а также церковь и мельница были построены без единого гвоздя. Большие семьи обычно распадались на отдельные ячейки, состоявшие из родителей и детей.
По административному делению Сибири село Коурак входило в состав Кузнецкого уезда Томской губернии до 1920 года. В июне 1921 года Коуракская волость вошла в состав Новониколаевского уезда Томской губернии, а позже – в состав самостоятельной Новониколаевской губернии. До революции в селе Коурак насчитывалось до 1000 дворов, здесь ежегодно проводились ярмарки, имелся большой церковный приход. На площади в центре села стояла деревянная церковь, построенная в 1860 году, реконструирована в 1876, она обслуживала близлежащие деревни. Церковь была закрыта 21 ноября 1939 года и переоборудована в клуб. В селе имелось две школы: церковно-приходская и начальная, попечителем которой значился купец Вахов. Основная же часть населения была неграмотной: на 100 человек 1 грамотный. Зато в селе было 4 кабака. Население считалось зажиточным. Больших домов было мало, и принадлежали они местным купцам Вахову и Пяткову. В 1913 году село Коурак стало волостным; правление находилось в здании старой школы. Население распалось на два лагеря: с одной стороны – большая группа кулачества и купечества, с другой – основная масса середняков, бедноты и батрачества. Классовая вражда между ними постепенно стала непримиримой.
Установление Советской власти в Коураке и ближайших деревнях затянулось до марта 1918 года и произошло путем вооруженного подавления кулацкого элемента. В этих селах беднота и фронтовики создали Советы крестьянских депутатов. Сюда отправился отряд красногвардейцев из города Кольчугино для поддержки Советской власти. Руководителями первого Совета стали М.И. Жокин, М.И. Замков, С.М Комягин, П. Краев, Л. Дуда. 17 апреля 1918 г. в селе созывается 2съезда. В помещении волости собрались богачи-кулаки. А через улицу наискосок в здании чайной собрались бедняки. Подошли коневские мужики. Решался вопрос о власти. В здании волости произошла вооруженная схватка, начались ружейные выстрелы, пущены в ход клинки и плетки. Победили большевики. Был избран ревком, в его состав вошли: М.И. Жокин, М.И. Замков, создан отряд красногвардейцев. 1 мая 1918 года проведена первая крестьянская демонстрация, а летом создан комитет бедноты. В ноябре 1918 года установилась военная диктатура Колчака, начались жесточайшие преследования и многочисленные аресты. На территории Томской губернии действовало 25 партизанских отрядов. Сопротивление колчаковцам росло. Произошла Коуракская трагедия: в марте 1919 года на реке Тарсьма расстреляли группу большевиков и сочувствующих им крестьян. По воспоминаниям очевидцев это происходило так: «В Коурак белые пришли в июле 1918 года. Многие большевики и сочувствующие им были арестованы. По всей волости начались расстрелы. В марте 1919 вновь в Коураке появился карательный отряд. Взяли из каталажки Головина Д., Мерзлякова М. и закопали живыми под Конево. А ночью с 13 на 14 марта вывели на улицу 12 человек: Гутова С., Жокина М., его отца, Воронина Ивана, Семисалова С., Овчинникова Д., Прачука И, Соковнина А., Шихова А., Лебедева Г., Чернова Д., Бортникова Е. Принесли лом, топор, лопату, повели на устье реки Тарсьма, заставили долбить прорубь. Произошла схватка. Воронин Иван выхватил винтовку из рук конвоира, приколол офицера, а сам геройски погиб, дав возможность уйти от расстрела товарищам: Лебедеву Г., Овчинникову Д., Жокину М., Соковнину А. Они ушли в тайгу, в партизанский отряд» (из воспоминаний Соковнина А.) Много братских могил выросло в годы гражданской войны, в том числе в Коураке: в 1920 году в центре села похоронены 42 борца за Советскую власть, в том числе, четыре красноармейца. А памятник борцам за Советскую власть был установлен на месте этой братской могилы в 1971 году, автор его П.Дьяков. Наш памятник не только напоминает о тех страшных годах гражданской войны, но и предостерегает нас, живущих сегодня, от возможных сценариев кровопролития в решении насущных проблем. В 2016 году он был реставрирован. Новосибирский художник А. Пятков написал серию картин, где увековечил эти события гражданской войны в нашем селе. Он подарил их школьному музею в 1965 году, у истоков создания музея стояли учителя Михайлова Зоя Михайловна и Кайгародова Лидия Ивановна. Они занимались сбором материала, встречались с очевидцами событий, вели переписку с первыми комсомольцами Коурака.
Советская власть была восстановлена в декабре 1919 года. После изгнания колчаковцев в селе остались кожевенный завод, народная пасека, организован и оборудован детский приют для детей бедняков и сирот, сапожная мастерская, восстановлена молоканка, вспахано и засеяно в пользу государства 25 десятин овса, пшеницы, ячменя. В 1920-21 годах стали появляться коммуны, первыми в них вступали коммунисты и комсомольцы. Из воспоминаний Стомикова Г.К.: «… как я выполнял свое первое серьёзное комсомольское поручение. Речь шла об организации сельскохозяйственной коммуны. Я вошел в состав инициативной группы по её организации. Кроме меня в неё вошли такие же бедняки как я, Хавкунов Я.П., Смирнов И.С., Анфилофьев, Комягин А.. В марте 1921 года мы организовали коммуну из 37 дворов, назвали её «Заря». На общественный двор свели 15-17 лошаденок, все ни были до крайности истощены, десятка два коров. Сельхозмашин у нас, конечно, не было, кроме десятка конных плугов и деревянных борон, а о тракторах мы тогда и понятия не имели. Никакого опыта не было у нас, работали, ошибались и учились. Хоть и с трудностями, а всё же первую посевную провели и вырастили неплохой урожай. Впоследствии наша коммуна влилась в экономически более крепкую коммуну «Пламя», а затем её реорганизовали в сельхозартель». Через некоторое время коммуна получила первый трактор «Фордзон», первой трактористкой была комсомолка Анастасия Фоминцева» Коммуна росла, всем хотелось как можно скорее поднять коллективное хозяйство, доказать на живом примере преимущество совместной обработки земли. В 1920-30-е годы боролись с бандитизмом и безграмотностью, занимались культурно-просветительной работой. Комсомольцы устраивали сбор продуктов по окрестным деревням для приютских детей. Они организовали «Неделю сухаря», собрали большое количество сухарей, муки, мёда и крупы для детских приютов, для рабочих Новониколаевска. Участвовали и в Неделе помощи голодающему Поволжью.
По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года в селе Коурак существовало пять сельхозартелей: «Красный партизан», «Пятилетку в 4 года», «14 лет Октября», имени Котовского и «Смелый охотник», они слились в 1950 году в один колхоз имени Красных партизан. И сегодня осталась история села в названиях мест, улиц: Пятилетский край, Партизанская улица, пламенские луга, Красная Горка. В 1932 году была организована Коуракская МТС, которая обслуживала несколько деревень в округе. Она считалась лучшей в районе, награждалась переходящим красным знаменем. Первая тракторная бригада была создана в апреле 1936 года. В неё входили молодые девушки, бригадиром был Швыряев Павел Фёдорович. Люди работали, искренне веря в светлое будущее. Но война нарушила мирную созидательную жизнь советских людей, страшное испытание ожидало впереди.
Источники:
1. Коурак // Сибирская советская энциклопедия. — Новосибирск, 1931. — Т. 2. — Ст. 968.
2. Мисюров М. Первый Совет (Год 1918) // Ленинское знамя (Тогучин). — 1976. — 7, 11, 13, 16 ноября.
3. Список населённых мест Сибирского края. Т. 1. Округа Юго-Западной Сибири / Стат. отд. Сиб. Краев. Исполн. Ком. — Новосибирск, 1928. — 831 с.
4. Материалы школьного музея.
5. Интернет-ресурсы:
- http://pgz-68.narod.ru/prazdnikova_g.z-uroki_gumanizma-d.s-likhachjov.pdf
- http://kulturnoe-nasledie.ru/globsearch.php?send&page=7096
Дата публикации: 03 Января 2020
- Комментарии
Загрузка комментариев...