НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Становление народного образования в Мошковском районе


По архивным данным в период до 1917 года на территории современного Мошковского района было 27 начальных учебных заведений (в основном церковно-приходские школы). В основном это были церковно-приходские школы с одно-двухгодичным сроком обучения. Школы находились в ведении Новониколаевского уездного наблюдателя школ и Томского епархиального наблюдения. Посещать их могли все желающие, однако часто крестьянским детям просто не в чем было ходить на занятия: "Брат в школу уходил в лаптях, а я в школу ходила неделю и все: ходить не в чем было". (Из воспоминаний).
В период становления советского образования уровень квалификации многих учителей в сельской местности был чрезвычайно низкий: лишь 60 процентов из них имели начальное образование, 35 - среднее и только 5 - высшее. В 1922 - 1923 г.г. до 40 процентов преподавателей приступили к повышению квалификации. Регулярно зимой и в период летних каникул при районных отделах народного образования проводились специальные курсы по переподготовке учителей.
Школы первой ступени обеспечивали начальное образование. Срок обучения составлял четыре года. В соответствии с уровнем знаний школьники объединялись в четыре группы. Учебное заведение посещали дети от 8 до 15 лет.
Районный отдел народного образования составил специальную схему прикрепления детей к школам, располагающимся в радиусе до трех километров. В результате учебный год начался на новой, упорядоченной основе. Укомплектование школ обеспечивало нагрузку на учителя в 42 учащихся, но в отдельных случаях перегрузка составляла до 67 человек.
Школы, в основном, размещались в приспособленных домах. Часто - в домах, изъятых у крестьян, отнесенных к категории кулачества. На территории Алексеевского в 1930 году для школьных нужд было приспособлено тринадцать кулацких домов и выстроено лишь одно специальное помещение в с. Вознесенском. Помещения в значительной части не отвечали санитарно-гигиеническим нормам, остро ощущалась нехватка площадей. В 1930-1934 гг. в пятидесяти школах района занятия велись в три смены, и лишь с 1934 в две. Оборудование состояло в большинстве случаев из мебели кустарного производства.
Впервые учет детей школьного возраста по Алексеевскому району был произведен в марте 1930 года. В результате данной акции было выявлено 1092 ребенка в возрасте восьми лет и 2906 детей в возрасте девяти - десяти лет.
Охват детей школьного возраста в среднем по району составлял 87 процентов. Национальный состав учащихся был пестрым. Поданным 1935 года в школах Мошковского района обучалось 16464 человека 18 национальностей. В том числе австрийцев - 2, башкир -11, белорусов - 1492, греков - 3. евреев - 1. казахов - 44, китайцев - 1. коми (зырян) - 22. латышей -12, мордовцев -187 немцев-16, поляков-20, русских - 13662. татар - 9. украинцев - 748, цыган - 2. чувашей- 18, эстонцев-214.
В двух школах района Боровушинская начальная школа (пос. Боровушка Буготакского сельского совета) всего обучающихся - 41 человек: 38 эстонцев, 3 русских и Линдовская начальная школа (н.п. Линдовка Мошковского сельского совета) всего обучающихся - 52 человека: 40 эстонцев, 12 русских преподавание велось на эстонском языке.
В школах района ощущался недостаток учебных пособий. Часто имеющиеся в наличии учебники не соответствовали требованиям новой программы. В Станционно - Ояшинской школе один учебник распределялся на троих - четверых "человек. Большое неудобство составляло то, что учебники эти «разных авторов, разного содержания, что отражается на всей работе школы».
Учебный год в школах начинался в первой декаде сентября (с 1 по 15), продолжительность занятий составляла 45 минут, имелись перерывы между уроками в 5, 10 и 30 минут. В школах постепенно вводилась практика составления расписаний занятий, но даже к середине 30-х годов оставались несколько образовательных учреждений, работающих без них (по итогам 1932 г. - Н.Сокурская, Н-Поросская, Михайловская)
Для обеспечения посещаемости школ учащиеся из бедных крестьянских семей в централизованном порядке получали одежду и обувь.
 Только в 1932 году ученикам Ояшинской школы было выдано 28 рубах, 36 блузок, два теплых пальто, 11 пар валенок, 16 пар ботинок (всего в школе обучалось 117 детей). Проблему удалось решить. И в отчетах школ района уже в начале 30-х годов фигурирует: "Для школы не известен ни один случай, чтобы ребенок бросил ходить в школу по причине отсутствия одежды или обуви".
Однако далеко не всегда распределение соответствовало реальным потребностям учащихся. В отчете о работе Вознесенской школы говорилось, что полученные вещи 'частично были непригодны для детей школьного возраста (размер полученных кожаных ботинок рассчитан на трехлетнего ребенка), школа недополучила пимов из-за их отправки в Красноярск".
В зимнее время в школах района организовывались чаепития, в отдельных - горячие завтраки. Продовольственный фонд складывался путем предоставления колхозами пшеницы, муки, крупы. Норма продуктов определялась из расчета 200 граммов на ученика в сутки. Охват учащихся составлял до 75 процентов.
Успеваемость учащихся, особенно в старших классах, находилась на сравнительно невысоком уровне. В целях поднятия заинтересованности в обучении в школах активно внедрялись стимулирующие объекты. Распространенными явлениями стали социалистические соревнования и ударничество. Лучшие ученики премировались при поддержке колхозов Ленинскими грамотами, значками, письменными принадлежностями.
Учителя получали различные социальные дотации натуральными продуктами. Однако часто установленные нормы не выполнялись. В 1930 году учителя Алексеевского района получили по 15 кг ржаной муки и 800 гр. сахара на человека. Выдача производилась не в установленные сроки. Часто предоставляемые продукты оказывались недоброкачественными (проросшее зерно).
С 1932 года в практику работы учителя стали внедрять рабочие планы. Этот процесс шел не очень гладко - «учителя отказывались составлять рабочие планы, игнорировали общественную работу, превращали Советскую школу в старую схоластическую школу грамоты».
В 1936 году 90 учителей Мошковского района прошли курсы повышения квалификации. Как констатировала заведующая Мошковским районным отделом народного образования Волкова «эти цифры говорят о низкой квалификации учителей и за ними действительно оказывается малая грамотность нашего учителя.
Существующая сеть начальных школ в целом отвечала потребностям населения. В связи с ростом ставок учителей нагрузка в школах I ступени оставалась стабильной (37 учащихся). Открытие новых школ позволило организовать занятия в отдельных населенных в одну, в крупных - в две-три смены.
Школы крестьянской молодежи (ШКМ) начали появляться в РСФСР с 1923 года. Они представляли собой «тип повышенной школы» трехгодичные сельские общеобразовательные школы трудового типа, обеспечивавшие уровень семи летнего общего образования с «теоретическим и практическим изучением» сельского хозяйств на базе четырехлетнего начального образования.
На территории Алексеевского района были организованы четыре школы крестьянской молодежи: в селах Алексеевское, Дубровино, Вознесенское и Карпысак. Школы заключали договоры с колхозами, находящимися на территории обслуживания детей для организации практики школьников и получения финансирования на образовательные нужды.
Хорошо успевающие учащиеся школ крестьянской молодежи получали специальные стипендии, учреждаемые колхозами.
Школы размещались в приспособленных помещениях: Карпысакская размещалась в наскоро приспособленном деревянном доме, ранее находившемся в ведении кредитного товарищества; Вознесенская - в «кулацком доме».
Учебный год в школах начинался 15 сентября, заканчивался 15 июня. Занятия велись пять дней в неделю. Продолжительность урока составляла 45 минут, перерывы между уроками - по десять минут. Учащиеся школ крестьянской молодежи проходили производственную практику в коллективных хозяйствах, с которыми заключали специальные договоры. В старших группах вводилось обучение военному делу (один раз в две недели).
С 1934 года школы крестьянской молодежи были преобразованы в средние школы. Организация средних школ шла несколько медленнее, чем рост запросов населения в данном уровне образования. Рост желающих получить среднее образование на протяжении 1934 - 1939 годов имеет устойчивую тенденцию, повышаясь в среднем от 1.3% до 3.26% в год. Это приводило к перегруженности школьных помещений не смотря на активное строительство школ второй ступени, росла и нагрузка на преподавателей: с 1934 г. она возросла к 1938 г. более чем на треть (с 20 человек до 32).


Дата публикации: 03 Января 2020

Автор: Александр Ковальчук

Отправитель: Александр Ковальчук

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...